на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ОТ "ДЕЛЬФИНА" ДО "ТАЙФУНА"
Автор: В.МИРОПОЛЬСКИЙ   
"Морская газета" не раз писала о славных вехах в истории Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", Сейчас на это есть особый повод - 100-летие проектирования и создания первой подводной лодки Российского флота, Но не будем повторяться. И перебросим исторический мостик от первой нашей субмарины "Дельфин" к современным достижениям и перспективным планам подводного флота России.
Именно по проектам "Рубина" была реализована самая крупная программа в мировой истории атомного подводного кораблестроения - создание около 100 стратегических атомных подводных крейсеров.

В состав Военно-Морского Флота вступили разработанные ЦКБ МТ "Рубин" подводные ракетоносцы девяти различных проектов, составившие основу МСЯС. Опираясь на предшествующий опыт, ЦКБ МТ "Рубин" решило и сложнейшую проблему - создание морской стратегической системы "Тайфун", в основе которой тяжелый атомный подводный крейсер третьего поколения "Акула." (проект 941) с твердотопливными баллистическими ракетами с разделяющимися боеголовками. Генеральный конструктор - дважды Герой Социалистического труда лауреат Ленинской и Государственной премий действительный член РАН доктор технических наук Сергей Никитич Ковалёв.

2 ноября 1996 года в год 300-летия Российского Флота по разработанному бюро проекту на стапеле Производственного объединения "Севмашпредприятие" торжественно заложен головной ракетный подводный крейсер нового поколения "Юрий Долгорукий" - основа морских стратегических сил России XXI века.

Важным направлением в работе ЦКБ является разработка атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами. В 80-е годы для противодействия океанским корабельным группировкам потенциального противника по проекту "Рубина" были построены атомные подводные лодки неограниченного района плавания третьего поколения "Оскар" (проект 949 и 949 А) с подводным стартом 24 противокорабельных крылатых ракет оперативного назначения.

Накопленный опыт в создании дизель-электрических подводных лодок и в повышении боевого потенциала атомных ПЛ, обладающих неограниченной дальностью плавания и большой автономностью, открыли новый путь к дальнейшему совершенствованию дизель-электрических ПЛ, к оптимальному сочетанию их тактико-технических элементов.

К современным разработкам относятся дизель-электрические лодки класса "Кило" (проект 877) и экспортный вариант-проект 877 ЭКМ. Эти малошумные ДПЛ обладают высокими скоростными и маневренными характеристиками и оснащены новым радиоэлектронным вооружением и системами автоматизированного управления. Головная ПЛ была сдана в 1980 г.

Во второй половине 90-х годов по проекту ЦКБ МТ "Рубин" построены дизельные подводные лодки третьего поколения класса "Кило" проект 636, еще более конкурентоспособные на мировом рынке по сравнению с предшественницей 877 ЭКМ.

Конец 1997 года ознаменован историческим для российского подводного кораблестроения событием - 26 декабря на Государственном предприятии "Адмиралтейские верфи" были заложены сразу две подводные лодки, открывающие новое поколение дизель-электрических ПЛ. Подводные лодки "Санкт-Петербург" и "Амур" (генеральный конструктор Ю.Н.Кормилицин) являются уникальными по своим техническим характеристикам, таким, как повышенная акустическая скрытностью, большая автономность и дальность плавания, высокая боевая мощь и надежность. ПЛ "Санкт-Петербург" строится по заказу Министерства обороны для Российского ВМФ, а ПЛ "Амур" создана на коммерческой основе и предназначена для экспорта.

Вообще, география экспорта подводных лодок, построенных по проектам ЦКБ МТ "Рубин, обширна. В настоящее время разработанные здесь субмарины входят в состав Военно-Морских Сил 14 стран: Албания, Алжир, Болгария, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Китай, КНДР, Куба, Ливия, Польша, Румыния. Сирия.

Говоря в целом о работе ЦКБ МТ "Рубин" по проектированию атомных и дизельных подводных лодок, следует отметить уникальность отдельных проектов, по которым били построены лодки. По основным боевым характеристикам им не было аналогов в мире.

Самая глубоководная боевая атомная подводная лодка - код НАТО "Майкл" (проект 685); самая большая в мире атомная подводная лодка "Тайфун" (проект 941); самая эффективная в мире многоцелевая атомная подводная лодка "Антей" (проект 949 А); самые малошумные дизель-электрические подводные лодки класса "Кило" (проект 877).

Изменившаяся экономическая и политическая ситуация в стране потребовала принятия новых стратегических решений перспективного развитая бюро. Последовательная реализация этих решений позволила провести необходимую конверсию производства и сохранить высокий научно-технический потенциал. И в этом большая заслуга Генерального конструктора и начальника ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Дмитриевича Спасского - академика Российской Академии наук. Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий. Долгое время имя этого человека было военной и государственной тайной. В прошлом офицер ВМФ, выпускник Высшего Военно-морского инженерного училища им.Ф.Э.Дзержинского, ныне И.Д.Спасский - крупнейший специалист в области подводного кораблестроения и энергетических установок, машиностроения, доктор технических наук, профессор - автор фундаментальных трудов по технологии проектирования и строительства подводных лодок, один из авторов агрегатно-модульного метода создания ПЛ.

Под его непосредственным руководством в течение последних трех десятилетий разработаны проекты нескольких поколений подводных лодок традиционной и принципиально новой архитектуры с различными типами энергетических установок, предусматривающих реализацию новых прогрессивных методов строительства.

Основными направлениями деятельности Государственного унитарного предприятия ЦКБ МТ "Рубин" сегодня являются: подводные лодки; плавучие и стационарные платформы для добычи нефти и газа на континентальном шельфе; электроподвижные составы для высокоскоростных магистралей; электроэнергетические станции на ядерном и природном топливе; технические средства для индустрии морского отдыха; природоохранное оборудование для морских и наземных объектов; коммерческая и инвестиционная деятельность.

Следует также отметить одно из важных направлений в деятельности ЦКБ - его благотворительность. Это помощь различным общественным, ветеранским организациям и фондам, флотским частям, соединениям и объединениям, учреждениям науки, культуры, образования и религии.

Весомый вклад вносит ЦКБ МТ "Рубин" и в благоустройство Санкт-Петербурга по реконструкции исторических зданий, расположенных в самом центре города.

Отличительной особенностью "Рубина" является то, что наряду с прославленными опытными ветеранами, стаж которых насчитывает в бюро более 25 лет, успешно трудятся и молодые выпускники Санкт-Петербургских высших учебных заведений. Не случайно ЦКБ характеризуется стабильным составом кадров и его сотрудники отличаются высоким профессионализмом, исполнительской дисциплиной, интеллигентностью и культурой. Стиль работы ЦКБ МТ "Рубин" - высокое качество, надежность, серьезное отношение к своему делу.

Сегодня, говоря о 100-летнем юбилее старейшего конструкторского бюро морской техники России, анализируя историю бюро и всей системы отечественного подводного кораблестроения, следует отметить напряженный и самоотверженный труд всего коллектива ЦКБ МТ "Рубин", его поистине грандиозные достижения в создании и освоении подводных лодок различных проектов, классов и назначений.

За столетний период в России по проектам бюро построено 919 боевых подводных лодок и тем самым внесен огромный вклад в укрепление обороноспособности страны, повышения авторитета и боевой мощи Военно-Морского Флота России.

В.МИРОПОЛЬСКИЙ.

 
След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.