Молодой токарь-наладчик Московского велозавода Виктор Лядов работал с огоньком, и за трудовое отличие был награжден велосипедом. Но юношу привлекало небо. Он успешно занимался в заводском планерном кружке. И когда в далеком тридцать седьмом по спецнабору его направили на Балтийский флот, он попросился в морскую авиацию. Узнав. что его зачислят в школу младших авиаспециалистов, Виктор был очень рад.
Спустя полгода молодой воздушный стрелок-радист занял свое штатное место в самолете МБР-2, в составе отдельной морской авиаэскадрильи ВВС Северного флота. Но молодого авиатора тянуло к скоростным самолетам и по его рапорту он оказался на Балтике, в 57-м бомбардировочном полку, которым командовал полковник Е.Преображенский, будущий Герой Советского Союза. В этом полку в конце ноября 1939 года авиатора и застала война с Финляндией.
В ту лютую зиму вместе с однополчанами Лядов на самолете СБ бомбил морские и сухопутные объекты противника, выполнял задания на воздушную разведку. Особенно ему запомнился боевой вылет на разведку с фотосъёмкой береговых батарей на острове Бьерке.
- Это было в январе сорокового года, - вспоминает Виктор Иванович. Нам предстояло парой самолетов СБ выявить и заснять береговые батареи на острове Бьерке в Выборгском заливе. нас встретил плотный зенитный огонь с острова и побережья. Я находился на ведущем самолете; командир экипажа капитан Кузнецов умело маневрировал при атаках истребителей, которых я отгонял огнем своего ШКАСа. Ведомый самолет летчика Щекутьева был сбит. Мы тоже возвратились с вражескими отметинами. Но задание было выполнено и по нашим разведданным вскоре вражеские батареи на острове были уничтожены. В финскую войну мне довелось совершить более сорока боевых вылетов. о ней мне напоминает медаль "За боевые заслуги".
В дальнейшем. после досрочного окончания Пермского училища связи в ноябре 1941 года лейтенант Лядов служил в 1-м Запасном авиаполку ВВС ВМФ, а затем в Ейском авиаучилище. Начальник связи эскадрильи, а затем полка, он помогал летчикам готовить воздушных бойцов для фронта, внес весомый вклад в Победу. Виктор Иванович был в ту пору однополчанином автора этих строк и оставил о себе память делового, авторитетного, знающего свое дело. отзывчивого офицера.
Успешно окончив Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова в 1955 году подполковник Лядов получил специальность офицера-связиста высшей квалификации, что стало новым рубежом его служебного роста. Более года он возглавлял службу связи 49-й истребительной авиадивизии ВВС ЧФ, затем назначается начальником связи и радиотехнического обеспечения ВВС Северного флота. На этом высоком посту резко возрос масштаб работы. Достаточно сказать, что в подчинении офицера находились более десятка радиотехнических частей и подразделений. которые вместе с летными частями базировались на аэродромах Мурманской, Архангельской, Вологодской областей и на Новой Земле. На вооружение ВВС поступили новые самолеты Ту-95рц, Ту-16, Ту-142, Ил-38, их успешно освоил летный и технический состав.
Крайне напряженная международная обстановка требовала обеспечения командующего ВВС флота надежной, скрытой связью с частями на земле и самолетами в воздухе. Интенсивность полетов возросла как днем, так и ночью. В простых и сложных метеоусловиях требовалось обеспечить их безопасность.
- Весной 1963 года, - рассказывает Виктор Иванович, - нам пришлось обеспечивать связь с экипажами двух Ту-114, вылетевших с острова Куба с делегацией во главе с Фиделем Кастро. Самолеты летчиков Героев Советского Союза А. Витковского и и.Сухомлина произвели посадку на одном из аэродромов ВВС флота в крайне сложных метеоусловиях - в тумане. Мастерство летчиков и хорошее оборудование аэродрома радиотехническими средствами посадки обеспечили благополучное прибытие кубинской делегации. Фидель Кастро тепло благодарил встречавшего делегацию А.Микояна и военных руководителей за удачный полет.
Тринадцать лет полковник Лядов возглавлял сложную и ответственную службу связи авиации Северного флота. Вот как отзывается о его примерном ратном труде бывший в то время начальник штаба ВВС флота Герой Советского Союза генерал-майор авиации В.И.Минаков.
- Виктор Иванович внес большой личный вклад в строительство и совершенствование средств связи и радиотехнического обеспечения авиации флота, в достижение высокого уровня боевой подготовки подчиненных ему радиотехнических частей. Все это обеспечило надежное управление летными частями и самолетами на океанских просторах, способствовало повышению безопасности полетов. В ряде проведенных крупных учений служба связи получила положительную оценку. Виктор Иванович отличался глубоким знанием своего дела, высокой ответственностью, завидным трудолюбием, был требовательным, обязательным и отзывчивым начальником. Почетный радист СССР Лядов был представлен нами к награждению орденом Красного Знамени и в 1968 году вручили эту высокую награду.
В дальнейшем морской авиатор продолжал службу в качестве начальника отдела научно-исследовательского института связи ВМФ в Ленинграде, где внес свою лепту в дальнейшее развитие средств связи флота. участвовал в разработке ряда изобретений. После увольнения в запас в 1973 году он продолжал трудиться в институте старшим научным сотрудником.
за плечами Виктора Ивановича 85 лет, но он бодр, подвижен, постоянно в гуще жизни, участвует во всех проводимых ветеранской организацией мероприятиях.
Ветераны войны и морской авиации сердечно поздравляют Виктора Ивановича с 85-летием и желают своему боевому побратиму доброго здоровья, прежней энергии, благополучия, оптимизма и долгих лет жизни.
Полковник в отставке Владимир МЕЛЬНИКОВ, участник обороны Ленинграда.
|