на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




БУДУТ ОФИЦЕРЫ - БУДЕТ ФЛОТ
Автор: Вице-адмирал B.C.ЯРЫГИН   
Сегодня, как и века назад, основу основ Военно-Морского Флота составляет его офицерский корпус. Это бесценное достояние нашего государства, это люди, которые всегда стояли на защите интересов своего народа и Отечества и никогда не задавали вопросов типа "А надо ли... А стоит ли...", отвечая только: "Есть..." И как бы ни было сейчас трудно, они поддерживают назначенную боевую готовность. Именно офицерский корпус и никто иной определяет лицо флота, его состояние и боеготовность, а поэтому работа по подбору и воспитанию офицеров есть альфа и омега всей кадровой работы.

Вопрос кадрового обеспечения задач поставленных, МО РФ и КГ ВМФ по сохранению количественной и качественной укомплектованности остается не простым. Последнее требует не только соответствующей работы, но и понимания со стороны соответствующих должностные лиц и кадровых органов. Желание учиться, повышать свои знания должно поощряться и учитываться при назначении на соответствующие должности.

Каковы же сегодняшние проблемы в деле укрепления наших офицерских рядов? Нынешние реалии таковы, что человек вступающий на путь офицерской карьеры, в обязательном порядке проходит ряд этапов: учеба в военно-морском институте, служба по первому контракту и последующая служба по второму контракту. Каждый из трех вышеперечисленных этапов обладает рядом специфических и только ему присущих особенностей, а поэтому требует своего определенного подхода и специфической кадровой работы.

При этом необходимо отметить, что положение дел в данном вопросе весьма не простое. Даже при том, что мы в последнее время в своих расчетах по комплектованию офицерского корпуса ВМФ закладывали в среднем 6 проц. естественной убыли в год. Реально увольняются ежегодно до 9 проц. офицерского состава. Не слишком оптимистичен и ближайший прогноз.

Естественно, что на достаточно высокий процент увольняемых офицеров влияет общее сокращение Вооруженных Сил, недостаточная социальная защищенность и бытовая неустроенность. Однако, помимо этого, далеко не последнюю роль в этом играют и не очень высокие моральные и профессиональные качества ряда офицеров, и прежде всего офицерской молодежи, офицероввыпуск-ников и тех, кому сегодня до 30 лет. Не все готовы к тем трудностям, которые сейчас сопутствуют офицеру в процессе его службы. Это не только трудности служебные, но и в большей степени семейнобытовые, недостаточное денежное содержание, отсутствие работы для жен и детских учреждений для детей и т.д.

Поэтому сегодня наряду с тщательным изучением всех проблем необходимо более человечное отношение к каждому из желающих вступить на нелегкую офицерскую стезю. Необходима поэтапная индивидуальная работа по изучению внутреннего мира каждого из них.

Весь накопленный опыт кадровой работы говорит об одном: работать при поступлении в военно-морские институты. Больше 60 проц. принимаемых в ВУЗы ВМФ, -это учащиеся, которых мы изучаем по документам в процессе их пребывания в ВМИ, т.е. знаем около полутора месяцев. Можно ли за это время достаточно хорошо узнать человека? Чем раньше начнется данная работа, тем глубже можно будет изучить будущих кандидатов в морские офицеры, с тем, чтобы отобрать из них лучших из лучших, тем меньше будет погрешностей и брака в будущем.

В процессе отбора поступающих в военно-морские институты абитуриент традиционно проверяется по следующим направлениям: здоровье, знания, психологическое состояние. До настоящего времени все поступающие не проходят социального отбора. А это один из путей уменьшения отсева из ВМУЗов ВМФ за пять лет обучения. При этом, как правило, из поля зрения отвечающих за отбор выпадает такое основоопределяющее направление, как мотивация поступающего. Увы, сегодняшние психоло-гические тесты отвечают на этот важнейший вопрос не до конца. А потому зачастую весьма сложно ответить действительно ли желает молодой человек посвятить свою жизнь флотской службе, или же военно-морской институт для него лишь удобное средство получения бесплатного высшего образования, или вообще место "отсидки" от срочной службы. К сожалению, процент желающих получить за счет государства высшее образование и уклониться от срочной службы достаточно велик еще и из-за того, что сама законодательная база дает возможность для данных действия. Этому в какой-то мере способствует и система заключения контракта с курсантом ВМУЗа. Человек пришел получить высшее образование бесплатно, государство его полностью содержит и еще за то, что он учится, платит денежное содержание - все это, наверное, правильно. Парадокс в другом: человек учится, но считается, что он служит.

Принятие присяги, наверное, не означает, что курсант института исполняет служебные обязанности. Исполнение курсантом обязанностей по службе входит в программу его практической подготовки как будущего офицера ВМФ России.

Прежде всего надо решительно отменить подписание курсантами контракта на службу. Ведь получается парадокс: курсант, учась, работает на самого себя, в то же время якобы выполняя и свой конституционный долг. Разумеется, государство несколько ограничивает свободу курсантов военно-морских институтов по сравнению со студентами гражданских вузов, однако за это их обучают, платят денежное содержание, кормят и одевают, что, согласитесь, по нынешним временам, не так уж и мало. При этом от курсанта требуется лишь одно: повышать свои знания и профессиональный уровень.

А поэтому с поступающими в военно-морские институты должны заключаться контракты не на службу, а на учебу. В этих контрактах должно быть оговорено, сколько денег (затраченных на него государством) не желающий продолжать учебу должен выплатить после первого второго... пятого курсов. Лишь после окончания военно-морского института выпускник должен подписывать свой первых служебный контракт. После нахождения его в течение пятидесяти лет в офицерских звания. Годы, проведенные в институте, должны автоматически добавляться к общему сроку службы,

Необходимо, видимо, вернуться к старой, испытанной временем организации обучения во ВМУЗах. Ныне, демократизация военноморских институтов самым пагубным образом влияет на моральные качества курсантов и разрушает военную систему. Любой поступающий в военно-морское учебное заведение молодой человек должен твердо осознавать, что он сознательно и добровольно идет на ограничение себя в правах и свободах. Увы, но доныне еще не изобретено иного средства для воспитания воина, кроме военной среда, сегодняшние курсанты, к сожалению, в связи с псевдо-демократическими веяниями (перевод на положение слушателей с проживанием вне стен ВМУЗа, ношение гражданской формы одежды и т.д.) не представляют себе повседневной военной организации вообще и своего места в ней как будущего офицера в частности.

Естественно, что, придя на флот и столкнувшись там с военной необходимостью и трудностями службы, курсанты оказываются совершенно не готовыми к ним. Как результат: разочарование и досрочное увольнение в запас к привычной уже за годы учебы вольной жизни.

Есть, конечно, мнения о том, что, возможно, какие-то ограничения, вводимые во ВМУЗах, уменьшат количество желающих учиться, если наша система отбора будет прежней. Мы сейчас не подбираем, а выбираем из пришедших к нам кандидатов наиболее, по нашему мнению, достойных, а это, в зависимости от региона, от 50 до 80 процентов учащиеся города или области, в которой расположено высшее учебное заведение.

Выход один: расширить географию подбора тех, кто не только готов учиться, но и в будущем служить. Сокращение увольнения за время учебы только на 10-15 проц. - это практически 50-80 проц. выпуска одного ВМИ.

Именно поэтому настала пора незамедлительного пересмотра "демократического" начала в ВМУЗах, где должен воцариться дух устава и настоящей, а не опереточной воинской службы. Необходимо повысить уровень внутреннего порядка, разработать организацию службы и постоянно проводить разъяснительную и воспитательную работу с курсантами в этом направлении.

Возможно, следует, чтобы высшие учебные заведения ВМФ перешли к системе отработки организационных задач, что несомненно бы повысило их внутреннюю организацию. За основу вполне можно брать такой уже давно и прекрасно апробированный вариант, как курсовые задачи, изменив их применительно к ВМУЗам. Это дает возможность отработать распорядок дня, ношение формы одежды, повседневную организацию (приборка, физзарядка, увольнение в город и т.д.), позволит научить будущих офицеров методике отработки этих важнейших элементов повседневной организации.

Необходимо рассмотреть вопрос, чтобы командование ВМУЗов отвечало в полной мере за подготовку своего выпускника, отвечающую требованиям флота. Ныне эта ответственность введена директивой Главнокомандующего ВМФ, осталось лишь претворить ее в жизнь.

Вопрос практической подготовленности выпускника к исполнению своих обязанностей по первичной должности сегодня актуален, как никогда. Уменьшилась возможность отработки курсантов в процессе их учебы на кораблях в той мере, как это проводилось 5-10 лет назад, нужно искать новые формы и подходы к их практической подготовке.

Не исключено, что более тщательно необходимо расписывать курсантов группами (смена, класс), для исполнения (дублирования) должностей на корабле. Корабль (воинская часть) должен отвечать за практическую отработку курсантов, для чего в ЖБП должна быть поставлена соответствующая задача.

Именно поэтому оказание более существенного влияния на качество подготовки выпускников военно-морских институтов является на сегодня одним из основных и приоритетных направлений работы кадровых органов на нынешний 2001 год.

Сегодня, когда ВМФ становится практически профессиональным, как никогда важно внимание, с каким будет осуществляться подбор и воспитание молодых офицеров. Ныне мы вступили в XXI столетие и от того, как мы справимся с этой далеко не простой, но крайне важной задачей, будет зависеть, каким будет наш Военно-Морской Флота завтрашнего дня.

Вице-адмирал B.C.ЯРЫГИН,
начальник управления кадров ВМФ.

 
След. »


поиск


подписка

ОК






Последние новости кордицепс китайский.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.