на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




БУДУЩЕЕ ФЛОТА ПОКА СИДИТ ЗА ПАРТОЙ
Автор: Капитан 3 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО   
На вопросы отвечает начальник Направления военного образования ВМФ
контр-адмирал Григорий БУТАКОВ

- Григорий Лукич, как вы оцениваете уровень подготовки офицерских кадров для флота? Отвечает ли он требованиям сегодняшнего дня?

- Если ответить односложно, то в основном отвечает. Для, объективной же оценки уровня подготовки выпускников предусмотрена система обратной связи учебных заведений с частями и кораблями ВМФ, в которых они проходят службу на первичных офицерских должностях. Эта система, система служебных отзывов, реализована директивой главкома ВМФ и предусматривает оценку уровня подготовки офицера непосредственными командирами и флагманскими специалистами.

Кроме этого, оценивается степень развития основных профессионально важных качеств выпускника, таких как способность устанавливать правильные служебные взаимоотношения в коллективе, способность действовать в сложных условиях, правильно и оперативно принимать решения.

Анализ служебных отзывов показывает, что всего лишь 1,5-2 процента выпускников флотских институтов оцениваются как несоответствующие требованиям флота. При этом необходимо учитывать, что часть из этих выпускников назначены на должности, соответствующие полученной в институте специальности.

- А не растеряла ли флотская служба престиж?

- Флотская служба, несмотря на известные проблемы Вооруженных Сил страны, остается престижной. Об этом говорит возросший конкурс в военно-морские учебные заведения. В 2000 году он составил в среднем 2,5 кандидата на одно место. При этом необходимо помнить, что конкурс рассчитывается по количеству допущенных кандидатов к сдаче вступительных испытаний. На самом деле количество желающих поступать в военно-морские учебные заведения значительно выше, а конкурс для среднестатистического выпускника школы еще больше, так как не учитываются те, кто имеет льготы при поступлении.

Постоянно растет конкурс в учреждения довузовской подготовки - Нахимовское военно-морское училище и Кронштадтский морской кадетский корпус, а также в различные военно-морские кадетские школы и классы. Это свидетельствует о том, что многих молодых людей, а также их родителей не пугают трудности, они верят в возрождение флота России.

- И кто же сегодня идет учиться морскому делу?

- В основном в институты поступает гражданская молодежь из семей служащих и военнослужащих. Практически из всех регионов страны. Отмечается некоторое преобладание среди поступающих в ВМИ санкт-петербургской группы кандидатов, проживающих в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в Балтийский ВМИ - ребят из Калининградской области.

Количество военнослужащих, зачисленных в ВМИ в 2000 году, составляет 10 - 12 процентов от общего числа поступивших. До 20 процентов набора составляют выпускники учреждений довузовской подготовки -Нахимовского и суворовских училищ, кадетских корпусов.

- А каковы основные требования для поступающих в военно-морские учебные заведения?

- Кандидат должен иметь хорошую физическую и общеобразовательную подготовку, быть признанным ВВК годным к службе в ВМФ по состоянию здоровья, соответствовать требованиям выбираемой профессии по психологическим показателям. К сожалению, приемные комиссии вмузов имеют серьезные претензии к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средних школ, к их физической выносливости.

- Что скажете о проценте "отсеивания" курсантов за годы учебы? Из тех, кто 6 - 7 лет назад поступал в высшие военно-морские учебные заведения, многие ли продолжают служить на флоте?

- Процент отчисления за годы учебы достаточно высок и нас настораживает. Основная причина в последнее время - снижение военно-профессиональной направленности курсантов, некоторое разочарование в выборе специальности после встречи с реальными трудностями военно-морской службы в период прохождения стажировок на соединениях кораблей ВМФ, слабая, на наш взгляд, законодательная база, допускающая зачет времени срочной службы в армии за определенный период учебы в ВМИ и тем самым позволяющая избежать ее, одновременно получив хорошую подготовку для дальнейшего обучения в институте. Также проявляется несовершенство одного важного вида профессионального отбора - социального, который, по определению, должен обеспечить объективную оценку у кандидатов морально-нравственных качеств, мотивы выбора профессии военного моряка, интересов и потребностей. Для устранения этого недостатка в Направлении военного образования ВМФ проводится работа по разработке специальных методов исследования личности, внедрению рекомендательной системы при поступлении в вмуз.

- В былые времена новоиспеченные лейтенанты Российского флота могли гордиться тем, что у каждого из них за плечами была не одна сотня, а то и тысяча морских миль. А как сегодня? Многие ли курсанты могут похвастаться опытом реальной морской практики?

- Действительно, в былые времена, когда мы имели пять учебных кораблей, многие курсанты были участниками дальних морских походов, в которых приобретали опыт реальной морской практики. Сегодня ситуация несколько изменилась: и учебных кораблей стало меньше, и топлива для обеспечения корабельной практики выделяется недостаточно. И все-таки, несмотря на объективные трудности, мы делаем все возможное, чтобы молодой лейтенант, выпустившись из стен института, имел за плечами опыт морской службы. Так, в прошлом году было проведено три морских похода с заходами в иностранные порты на учебном корабле "Смольный". Около девятисот курсантов тогда побывали в море. В этом году мы планируем увеличить число штурманских походов. Кроме того, используется каждая возможность выхода боевых единиц в море, чтобы дать почувствовать будущим офицерам, что такое корабельная морская служба.

- А сами преподаватели, командиры учебных подразделений - имеют ли они необходимый флотский багаж?

- По рейтинговому списку укомплектованности военно-учебных заведений Министерства обороны РФ учеными среди военных академий Военно-морская академия занимает второе место. Среди военных институтов в первой десятке находятся Военно-морской инженерный институт, Санкт-Петербургский военно-морской институт и Военно-морской институт радиоэлектроники.

В военно-морских учебных заведениях уделяется большое внимание повышению квалификации преподавательского состава. В 2001 году в Балтийском военно-морском институте и Высших специальных офицерских классах ВМФ вводится адъюнктура. Впервые за всю историю военно-морского образования во всех военно-морских учебных заведениях будет действовать система очной подготовки научно-педагогических и научных кадров.

Качество подготовки зависит и от системы аттестации, проводимой в диссертационных советах. В вмузах действуют 16 диссертационных советов, из них 8 - докторских. В условиях реорганизации диссертационных советов, которую проводит Высший аттестационный комитет РФ, в вмузах осуществлена инвентаризация возможностей диссертационных советов. В связи с повышением научного потенциала утверждено преобразование пяти кандидатских диссертационных советов в четыре докторских.

По опыту службы преподавательского состава особо выделяются Высшие специальные офицерские классы ВМФ, которые в 2000 году получили статус академии дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. ВСОК ВМФ имеет профессорско-преподавательский состав, который обладает высоким уровнем знаний, навыков профессиональной деятельности и научно-методической подготовки. Более 20 процентов профессорско-преподавательского состава назначены с должностей командиров, заместителей командиров и начальников штабов бригад, дивизий, военно-морских баз и флотилий, 19 процентов - командиров атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей, 43 процента -флагманских специалистов флотилий, эскадр, дивизий, бригад, старших офицеров штабов флотов, 17 процентов - командиров 1 и 2 ранга боевых частей атомных, дизельных подводных лодок и надводных кораблей. На ВСОК ВМФ преподают 6 докторов наук, 8 профессоров, 33 кандидата наук и 28 доцентов.

Каждый преподаватель военных и военно-специальных дисциплин военно-морского заведения должен быть, во-первых, профессиональным военным моряком, командиром-воспитателем и специалистом, а во-вторых, иметь творческую жилку научного работника и педагога. А помимо этого, необходим высокий уровень нравственности, культуры и интеллекта. Образовательный же ценз будущего преподавателя - это высшее военно-специальное и высшее военное образование или дополнительное профессиональное образование, полученное на ВСОК ВМФ, желательно послевузовское. В силу этого основная часть преподавательского состава в ВМИ приступает к профессиональной деятельности в возрасте от 30 до 34 лет, а на ВСОК ВМФ и в ВМА -старше 36 лет,

- Уровень подготовки будущих офицеров во многом зависит еще и от состояния учебно-материальной базы военно-морских институтов...

- В связи с переходом вмузов с 2001 года на новые учебные планы и программы (согласно вводимым с 2001 года новым государственным образовательным стандартам), проводится работа по обновлению учебно-материальной (тренажерной) базы вмузов. Пересматриваются 5-летние перспективные планы развития и совершенствования учебно-материальной базы. Ведутся работы по перспективным образцам учебной техники. Все тренажеры нового поколения создаются на основе компьютерных технологий с соответствующим программным обеспечением, что значительно сократит финансовые затраты и ускорит их ввод в учебный процесс.

Так что будущее флота пока сидит за партами, познает морское дело в походах и за тренажерами. И мы предпринимаем все возможное, чтобы не произошло снижения уровня подготовки флотских кадров.

Капитан 3 ранга Андрей ГАВРИЛЕНКО,
"Красная звезда".

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Благотворительные фонды помощи детям инвалидам какои выбрать фонд помощи детям инвалидам.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.