на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




"ЛИСА В ПУСТЫНЕ" 1998 ГОДА
Автор: капитан 1 ранга В.Степанов   
Соединенные Штаты и Великобритания провели против Ирака 17 - 20 декабря 1998 года операцию "Лиса в пустыне" без санкции Совета Безопасности ООН. Целью операции объявлялось уничтожение объектов, где могли бы находиться или производиться компоненты оружия массового поражения, а также его носители. В качестве предлога для внезапного нанесения ракетнобомбовых ударов по Ираку были использованы результаты работы Спецкомиссии ООН по разоружению Ирака. Прошло не так много времени и Соединенные штаты совместно с Великобританией 16 февраля 2001 года наносят по Ираку опять же без санкции ООН и даже не предупреждая других союзников по НАТО ракетнобомбовые удары.

Такие действия свидетельствуют о том, что в настоящее время военно-политическое руководство США присвоило себе единоличное право на силовые действия против любого суверенного государства, политика которого не устраивает американскую администрацию.

Если говорить о целях военных действий в подобного рода акциях, то необходимо отметить рост их масштабов и многообразия. Так, в операции "Лиса в пустыне", относящейся к действиям оперативно-тактического масштаба, преследовалась цель политическая - максимально разрушить административно-политическую, промышленную и управленческую инфраструктуру Ирака, тем самым лишить его руководство эффективного контроля ситуации в стране. Кроме того, агрессор, очевидно, ставил перед собой еще три цели: стратегическую - определить (подтвердить) возможность немедленного вооруженного воздействия на противника, находящегося в районах, значительно удаленных от США; оперативную - оценить условия, необходимые для организации и осуществления воздушной наступательной операции сокращенным составом авиационно-морской группировки с авиабаз и боевых кораблей, находящихся на большом расстоянии от районов целей, а также выявить эффективность такой операции; тактическую - провести испытания ракетного вооружения различного базирования в боевых условиях в интересах его дальнейшего развития.

К проведению операции "Лиса в пустыне" командования вооруженных сил США и Великобритании тщательно подготовились, используя возможность свободного ведения воздушной и космической разведки территории Ирака в ходе контроля произвольно провозглашенных Вашингтоном и Лондоном "бесполетных зон".

Перед началом операции группировка вооруженных сил США и Великобритании в районе Персидского залива насчитывала 30 тысяч личного состава, 20 боевых кораблей, в том числе атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" и около 200 боевых самолетов, в том числе 15 стратегических бомбардировщиков В-52Н и четыре В-1В. В составе группировки имелось более 20 носителей крылатых ракет воздушного и морского базирования (КРВБ и КРМБ).

Военные действия против Ирака были спланированы и организованы в форме воздушно-наступательной операции (ВНО). В ходе 73-часовой ВНО с 0.49 17.12 по 1.50 20.12.98 г. командование коалиционной группировкой ВВС и ВМС США и Великобритании использовало тактику, которая в максимальной степени учитывала преимущество в бортовом радиоэлектронном оборудовании и авиационных системах вооружения. Все ракетно-авиационные удары (РАУ) наносились только в темное время суток. Эффективность этой тактики, многие элементы которой были отработаны еще в апреле 1986 года во время нанесения удара по Ливии, а также при проведении в 1991 г. операции "Буря в пустыне", в наивысшей степени проявилась на этапах операции "Лиса в пустыне".

Проведение воздушно-наступательной операции осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе операции (00.49-06.00 17.12) по Ираку было нанесено два ракетно-авиационных удара. Каждый ракетно-авиационный удар состоял из двух эшелонов.

В первом эшелоне - крылатые ракеты морского базирования, запуск которых осуществлялся с кораблей находившейся в Персидском заливе авианосной ударной группы (атомный авианосец "Энтерпрайз", крейсера УРО "Гетеборг", эсминцы "Пол Гамильтон", "Хоппер", "Стаут", Флетчер", "Николсон" и атомная пл "Майони"), обеспечивали поражение объектов системы ПВО, аэродромов и элементов системы управления, связи и телекоммуникаций.

Во втором эшелоне - самолеты палубной авиации истребители-штурмовики F/A-18 "Хорнет", тактические истребители F-14 "Томкет", самолеты РЭБ ЕA-6В "Проулер". Самолеты F/A-18 были снаряжены управляемыми авиационными бомбами с лазерным наведением GBU-16, которые использовались для нанесения ударов по РЛС комплексов ПВО, мобильным пусковым установкам ЗРК, а также по пунктам управления и связи. Также, используя преимущество авиабомб над КРМБ в массе взрывчатого вещества, наносились удары по объектам производства и хранения оружия массового поражения. Самолеты РЭБ применяли противорадиолокационные ракеты (ПРР) Харм.

Всего на первом этапе было выпущено свыше 200 КРМБ "Томагавк", совершено 70 самолето-вылетов палубной авиации, израсходовано более 150 авиационных боеприпасов.

На втором этапе операции (18.30-20.35 17.12) объединенные силы союзников нанесли по Ираку пять ракетно-авиационных ударов.

В первом ракетно-авиационном ударе (18.30-20.35 17.12) союзники применили не менее 10 КР "Томагавк" и совершили около 200 вылетов тактической и палубной авиации, в том числе и самолеты "Торнадо" ВВС Великобритании.

Через 30 минут (в 21.07 17.12) после применения тактической и палубной авиации к нанесению ракетных ударов КРВБ по Ираку приступили стратегические бомбардировщики В-52, которые до конца этапа совершили 12 вылетов. Всего бомбардировщики нанесли четыре ракетных удара с интервалами 3,5, 2,5 и 1,5 часа соответственно. Самолеты действовали в составе звеньев по 2-3 В-52 и израсходовали не менее 90 КРВБ.

В ходе второго этапа в боевых действиях приняли участие и стратегические бомбардировщики В-1В, которые совершили два самолето-вылета и наносили удары по казармам республиканской гвардии в западной, северо-западной части Ирака авиабомбами Мк82 при обеспечении самолетов палубной авиации F-14, F/A-18 и ЕА-6В.

На третьем этапе операции (20.00 18.12 -05.00 19.12) по Ираку было нанесено два ракетно-авиационных удара (первый - с 20.00 до 21.45 18.12, второй - с 01.05 до 05.00 19.12).

В ударах участвовали корабли-носители КР "Томагавк", стратегические бомбардировщики В-52Н "Стратофортресс" (15 машин), В-1В, тактические истребители F-16 "Файтинг Фалкон"

F-15 "Игл", F-117 "Найтхок" и штурмовики А-10 "Тандерболт-2" американских ВВС, а также 10 тактических истребителей "Торнадо" Великобритании (с авиабаз, размещенных в Кувейте и Саудовской Аравии).

Первый ракетно-авиационный удар состоял из двух эшелонов - эшелона КР "Томагавк", стратегической авиации ВВС США и тактической авиации союзников во втором эшелоне, через 40 минут после первого эшелона.

Второй РАУ - состоял из трех эшелонов (эшелона КР "Томагавк" и через 1,5 и 2,5 часа двух эшелонов палубной и тактической авиации). Третий этап по оценке американских специалистов был наиболее мощным с точки зрения тротилового эквивалента примененных боеприпасов.

Всего в ходе этапа было совершено более 250 самолето-вылетов, в том числе 4 - стратегическими бомбардировщиками

В-1В, и выпущено не менее 90 КР "Томагавк". Общее количество пораженных объектов достигло 100.

На четвертом этапе операции (18.38 19.12-01.50 20.12) союзники нанесли по Ираку только один завершающий ракетно-авиационный удар (18.38-21.40 19.12). В первом эшелоне завершающего удара было применено не менее 25 КР "Томагавк", а во втором - самолетами тактической и палубной авиации было выполнено более 100 самолето-вылетов в основном для нанесения повторных ударов по целям, не получившим необходимой степени поражения в ходе первых трех этапов.

Для всех ударов в действиях авиации отмечалось четкое соблюдение времени выхода на заданные рубежи и далее на объекты ударов. Это свидетельствует о тщательности планирования ударов и достаточно высокой подготовленности экипажей, что позволило достичь высокой четкости и организованности в их действиях.

Основными средствами поражения были современные виды высокоточного наступательного вооружения: КРМБ "Томагавк", КРВБ AGM-86C, авиационные самонаводящиеся противо-радиолокационные ракеты Харм и Аларм, ракеты общего назначения "Мейверик", управляемые авиабомбы с лазерной полуактивной, телевизионной командной и инерциальной с коррекцией по данным космической радионавигационной системы (КРНС) Навстар системами наведения. Кроме того, использовались обычные авиабомбы калибра 220 кг. В ходе всей операции постоянно привлекались самолеты ДРЛО и управления Е-3 системы Авакс, самолеты разведки наземных целей и управления нанесением ударов Е-8 "Джистарс", воздушный пункт управления ЕС-130 "Геркулес" и самолеты-разведчики RC-135 и U-2, а также вертолеты поисково-спасательного обеспечения.

В этой связи сообщается, что по предварительным данным, подготовленным сотрудниками министерства обороны США, приблизительно 85% из 1000 бомб и крылатых ракет США и Великобритании поразили намеченные военные цели на иракской территории.

По данным американского министерства обороны, опубликованным в газете "Нью-Йорк Таймс", в ходе операции было сброшено более 600 бомб примерно с 300 американских и британских самолетов, выпущено около 300 крылатых ракет "Томагавк" с десяти кораблей ВМС США, а также еще 90 крылатых ракет AGM-86C со стратегических бомбардировщиков ВВС США. Согласно предварительным итогам из 100 назначенных целей 43 были сильно повреждены или разрушены, 30 получили умеренное повреждение и еще 12 нанесен незначительный ущерб.

При этом ЗРК иракской ПВО составили одну треть всех целей. Однако только шесть ЗРК отнесены к категории уничтоженных. Кроме того, атакованы были 20 объектов связи и РЛС, 11 военных заводов, а также президентский дворец в Джебель-Махуль, на территории которого инспекторы ООН обнаружили признаки, характерные для изготовления химического и бактериологического оружия. Так, из 11 предполагаемых объектов производства такого оружия ни один не был полностью уничтожен. При этом десять из них получили различные повреждения (одному был нанесен значительный ущерб, пять получили умеренные и четыре легкие повреждения).

Разведывательное обеспечение боевых действий сил союзников осуществлялось постоянно действующей системой наземных, космических, авиационных и корабельных средств разведки и наблюдения. Основу разведывательного обеспечения, особенно при оценке результатов нанесенных ударов (наиболее слабом месте системы разведки ВС США на театре), составляла действующая орбитальная группировка разведывательных космических аппаратов (КА), в том числе 3 КА оптико-электронной разведки "Кихоул" и два КА радиолокационной разведки "Лакросс". Вся орбитальная группировка функционировала на орбитах до начала боевых действий. ВС США потребовалось только осуществить координатный маневр двух КА системы "Кихоул" с тем, чтобы увеличить время контроля обстановки на территории Ирака. Использовавшиеся системы космической разведки обеспечивали ведение (в среднем) оптико-электронной разведки с периодичностью 2-3 часа в сутки, радиолокационной разведки 2-2,5 часа с суммарным ежесуточным контролем территории Ирака - 160-190 минут.

Несмотря на небольшую продолжительность и масштабы, операция "Лиса в пустыне" имела свои особенности.

В воздушной наступательной операции необходимо отметить следующие тенденции: уменьшение количества РАУ в сутки (с двух-трех ударов в операции "Буря в пустыне" до одного за 18 часов в операции "Лиса в пустыне"; изменение соотношения участвующих в РАУ сил и средств в сторону увеличения количества беспилотных летательных средств (в операции "Буря в пустыне" соотношение пусков КР и самолето-вылетов составляло 1:10 в одном ударе, а в операции "Лиса в пустыне" оно доходило до 1:1,3; увеличение количественного состава каждого из эшелонов КР, особенно морского базирования.

Несомненный интерес для теории и практики военного искусства новые тенденции в характере военных действий:

1. Сокращение сроков создания группировок сил и войск и совершенствование способов их наращивания. Операция "Лиса в пустыне" была начата без предварительного развертывания дополнительных сил вблизи Ирака.

2. Усиление значения внезапности начала военных действий, достигнутой посредством нанесения агрессором первого удара той группировкой сил и средств, которые есть у него в наличии.

3. Рост масштабов применения ВТО.

4. Повышение интенсивности ВНО все более приобретает количественный характер. В операции "Лиса в пустыне" одновременно по единому замыслу и плану применялись КР морского и воздушного базирования, тактическая и палубная авиация с удаленных аэродромов и авианосцев, стратегические бомбардировщики со своих островных авиабаз при активном прикрытии истребительной авиацией, самолетами РЭБ и эффективных действий самолетов-разведчиков.

Впервые в реальных боевых действиях участвовали стратегические бомбардировщики В-1В. Два самолета, действовавшие с передовой авиабазы Марказ-Тамарид (Оман), применялись в ходе третьих суток операции для нанесения бомбовых ударов по площадным целям на юге Ирака, в частности, по пунктам дислокации частей Республиканской гвардии. При этом использовались обычные авиабомбы. Поскольку объекты, по которым наносили удары В-1В, находились в зоне поражения иракских средств ПВО, то система противовоздушной обороны заблаговременно подавлялась самолетами тактической авиации ВВС и палубной авиации ВМС США. Впервые после двухлетнего перерыва было отмечено боевое применение КРВБ самолетами В-52Н. Кроме того, палубные тактические истребители ВМС США F-14 "Томкет" в ходе боевых действий впервые применяли системы маловысотной навигации и прицеливания "Лантирн".

Эффективность применения КРМБ по оценке командования ВС США, была "значительно выше 85%" при низком уровне отказов. По предварительным сведениям, по крайней мере, одна КРМБ была сбита огнем зенитной артиллерии и две не попали в цель

Авиация союзников действовала в упрощенных, практически полигонных условиях и боевых потерь не имела (иракцы не применяли ЗРК, часть которых была уничтожена, истребители ПВО в воздух не поднимались, для отражения атак средств воздушного нападения использовались только зенитная артиллерия и средства РЭБ). Следует заметить, что после войны 1991 года зональные средства ПВО Ирака в секторе севернее 34 градуса и южнее 32 градуса были уничтожены, либо выведены по резолюции Совета Безопасности ООН. Вследствие этого Ирак к моменту начала операции "Лиса в пустыне" не обладал надежной системой ПВО, он был практически обезоружен перед лицом воздушных ударов с южных направлений. Что касается средств ПВО с визуальным наведением на цель, то они были абсолютно не эффективны, так как удары осуществлялись только в темное время суток.

Вместе с тем, нанесение только ночных ракетно-авиационных ударов свидетельствует о высокой профессиональной подготовке летных экипажей боевой авиации союзников и наличии самых современных систем навигации и наведения авиационных боеприпасов на цели.

Основным средством поражения наземных целей являлось высокоточное оружие (ВТО) ВМС и ВВС (крылатые ракеты "Томагавк" и AGM-86, противорадиолокационные ракеты "Аларм" и "Харм", управляемые авиабомбы GBU-16, -24, -28).

Выводы и уроки операции "Лиса в пустыне":

1. Операция "Лиса в пустыне" еще раз подтвердила:

- самым оптимальным вариантом развязывания военных действий ВС США и их союзников (в первую очередь - по блоку НАТО) остается нанесение внезапных ракетно-авиационных ударов в рамках первой ВНО. При этом наибольшая угроза воздушного нападения будет исходить непосредственно с моря или с приморских направлений;

- главным средством боевого воздействия противника в вооруженных конфликтах различной интенсивности конца ХХ - начала XXI века будет являться высокоточное оружие, в том числе крылатые ракеты морского и воздушного базирования, управляемые ракеты класса воздух-поверхность" и "воздух-воздух", УАБ с лазерной системой наведения и системой коррекции траектории полета по глобальной СРНС "Навстар";

- наиболее слабым звеном большинства видов ВТО по прежнему остается низкая помехозащищенность СРНС "Навстар";

- наиболее предпочтительным временем для нанесения первых РАУ в ходе ВНО, по опыту вооруженных конфликтов последнего 10-летия, является темное время суток;

- опыт боевого применения КРМБ "Томагавк" ВМС США в ходе операции "Лиса в пустыне" свидетельствует об их высокой эффективности при нанесении ударов по береговым объектам практически в любых погодных условиях;

- успеху операции во многом способствовало комплексное применение сил и средств разведки, включающих космическую, воздушную, наземную и морскую разведки, до начала и в ходе операции;

- система ПВО Ирака, а также применение ВС Ирака средств РЭБ, как активных, так и пассивных, при отражении ВТО оказались малоэффективными в связи со значительным качественным превосходством всего комплекса средств нападения ВС США и Великобритании;

- мероприятия сил информационной борьбы и психологических операций по воздействию на мировое сообщество в целом и целом население Ирака, в частности, в полной мере своих результатов не достигли, массового недовольства режимом С.Хусейна ни внутри Ирака, ни в мире вызвать не удалось.

капитан 1 ранга В.Степанов
кандидат военных наук

 
« Пред.


поиск


подписка

ОК






www.uralkm.ru


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.