В период с 24 марта по 10 июня 1999 г.(78 суток) ОВС НАТО осуществили вооруженную агрессию против Союзной Республики Югославии в рамках операции под условным наименованием «Эллайд форс» (“Объединенная сила”).
К началу военных действий (24 марта 1999 г.) Северо-Атлантический альянс сосредоточил против Югославии объединенную группировку ОВС, состоящую из военно-воздушного и военно-морского компонентов, включив в них более 370 самолетов от 13 государств и 35 боевых кораблей от 9 государств НАТО. В основу военно-воздушного компонента вошли 14 стратегических бомбардировщиков ВВС США (В-52Н-8, В-2А-6) и 276 боевых самолетов.
АУГ 2-го флота ВМС США вышла в море из ВМБ Норфолк и была сформирована 26 марта в составе авм «Теодор Рузвельт», крейсеров УРО «Лейте Галф» и «Велла Галф», эм УРО «Росс», эм «Петерсон», фр УРО «Хэлибертон», пла «Альбукерк», транспортов снабжения «Арктик», «Детройт» и «Сатурн».
Общий боезапас КРМБ на кораблях-носителях к началу операции (без учета специализированных транспортов снабжения) составлял более 240 единиц, из них до 210 на кораблях и до 30 на пла. На судах сил обслуживания 6 флота США в Средиземном море находился оценочно еще один боекомплект КРМБ "Томагавк" (около 200 единиц).
Воздушная кампания ОВС НАТО против СРЮ началась, как и 43-суточная против Ирака в 1991 г., в темное время суток. В течение первых 3-х суток воздушной кампании силами ОВС НАТО была проведена воздушная наступательная операция (ВНО), после чего ОВС НАТО перешли к круглосуточному ведению систематических боевых действий.
Размах ВНО составил:
- глубина применения авиации и крылатых ракет - до 470 км;
- ширина полосы действий самолетов - 320 км.
В ходе ВНО было нанесено четыре массированных авиационно-ракетных удара (МАРУ) продолжительностью от трех до четырех часов, преимущественно в темное время суток, практически на всю глубину территории Югославии. В паузах между МАРУ производилась оценка результатов нанесенных ударов и выборочные одиночные и групповые удары силами тактической авиации (до 10 ударных самолетов в группе) и КРМБ (по 3-5 ракет в ударе). Всего израсходовано около 200 крылатых ракет (более 120 КРМБ с НК и ПЛ), совершено 530 боевых вылетов авиации, в том числе стратегическими бомбардировщиками -20.
Организация первого МАРУ (наиболее важного и мощного) с целью ослепления, оглушения и обезглавливания системы ПВО и органов управления ВС СРЮ была стандартной (как в военных действиях против Ирака в 1991 и 1998г.г.):
- около 60% назначенных для поражения объектов приходилось на систему ПВО;
- около 30% - на органы управления;
- для поражения примерно 40 объектов ПВО и органов оперативного управления ВС СРЮ было совершено не менее 150 вылетов боевой авиации, израсходовано 60 крылатых ракет (36 КРВБ AGM-86C с шести В-52 и 24 КРМБ BGM-109C мод. 3 и 4), около 100 высокоточных авиабомб и управляемых ракет.
Построение сил в первом МАРУ было следующим:
- в первом эшелоне обеспечения прорыва ПВО - пущенные практически одновременно КРМБ (с надводных кораблей и атомных подводных лодок группировки ОВМС НАТО) и КРВБ (с бомбардировщиков В-52Н);
- во втором и последующих эшелонах (второй - через 30 минут после первого) - самолеты стратегической и тактической авиации.
На первом этапе операции "Эллайд форс" ("Д" - "Д-3")
("Д" - первый день боевых действий) в ходе ВНО для решения задач вывода из строя системы ПВО СРЮ выделялось 80% самолето-вылетов всей авиации ОВВС НАТО, КРВБ и КРМБ, а на действия против ВС СРЮ в Косово - 20%.
С "Д-3", после завоевания господства в воздухе, против ВС СРЮ в Косово производилось до 40%, а с "Д-5" - 50% всех самолето-вылетов и пусков применяемых КРВБ и КРМБ.
После завершения ВНО, с "Д-4", ОВС НАТО перешли ко второму этапу военной операции, расширили перечень категорий объектов ударов и приступили к круглосуточному ведению систематических боевых действий с применением авиации и крылатых ракет морского и воздушного базирования с нанесением до шести-восьми ракетно-бомбовых ударов в сутки.
Состав авиационной группировки ОВВС и ОВМС НАТО и боевых кораблей-носителей КРМБ "Томагавк" (с учетом постепенного усиления) обеспечил проведение в течение первых 30 суток ведения боевых действий около 9700 самолето-вылетов боевой авиации (из них до 2900 - в составе ударных групп) и применение до 300 КРВБ и КРМБ, из них около 200 КРМБ "Томагавк", что составило до 70% от общего числа крылатых ракет. Авиация ВВС США, имея в составе группировки ОВВС НАТО около 60% самолетов, совершала до 90% всех вылетов.
Отличительной чертой боевых действий ОВС НАТО в этот период боевых действий стало стремление максимально обезопасить личный состав авиации ОВВС и ОВМС НАТО. Именно этим объясняется необычно низкое количество самолето-вылетов на удар за счет увеличения вылетов на все виды боевого и тылового обеспечения.
Боевые действия в Югославии продемонстрировали превосходство наступательного высокоточного оружия ОВС НАТО над оборонительными средствами ПВО. Эффективность зенитной артиллерии ПВО СРЮ нейтрализовалась полетами авиации на высотах вне досягаемости поражения, эффективность ЗРК - применением ВТО с дальностей, исключавших поражение средствами ПВО.
Наиболее эффективными средствами поражения ЗРК и РЛС ПВО являлись КРМБ, КРВБ, КР AGM-130, а с достижением господства в воздухе - УАБ и авиационные кассеты.
Приказ непосредственно на боевое применение бортового оружия самолетам стратегической авиации отдавался и с ФКП 6 флота на борту штабного корабля "Ла Саль". Функции управления авиацией могли передаваться с него на один из боевых кораблей 6 флота США в акватории Адриатического моря, как правило кр УРО типа "Тикондерога" - координатор в районе пуска.
В «Д-2» (25.03.99 г.) самолетами В-2 было применено ЭМИ-оружие (авиабомба с направленным электромагнитным импульсом) для вывода из строя средств РЭР, систем наблюдения и связи.
Тактическая авиация (ТА) ОВВС НАТО выполняла до 100 боевых вылетов в сутки с 25 авиабаз Западной и Центральной Европы. За 30 суток боевых действий ТА совершила с авиабаз Италии и ФРГ более 2700 самолетовылетов для нанесения ударов по объектам на территории СРЮ, за кампанию - около 13500.
Вариант боевого применения ударной группы ТА ВВС США, который характерен в целом и для действий ТА других стран НАТО.
После вылета с авиабазы Авиано (Италия) ударная группа в составе 6 F-16 (ударные), 2 F-16 (истребители прикрытия) и ЕС-130Е (ВКП) производила дозаправку топливом в воздухе и под прикрытием береговых и корабельных систем ПВО совершала перелет над Адриатическим морем в район выполнения боевого задания. Непосредственно в районе при нанесении ударов самолеты действовали парами, последовательно атакуя цели на территории Югославии. После нанесения первых ударов каждая пара самолетов последовательно производила дозаправку в воздухе и наносила повторный удар. Каждая пара F-16 атаковала по две цели (всего шесть).
Общее управление самолетами F-16 осуществлялось ВКП ЕС-130Е, доразведку наземных целей производил самолет радиолокационной разведки Е-8С "Джистарс", а непосредственное наведение на цели ударных пар было возложено на пару самолетов ОА-10 (с авиабазы Джоя). Истребителями прикрытия управляли 1-2 самолета ДРЛОиУ Е-3А системы "Авакс-НАТО".
В ходе ведения боевых действий (в мае) истребителями
F-117A ВВС США были трижды применены так называемые «графитовые бомбы», относящиеся к оружию нелетального действия и представляющие собой авиабомбы кассетного типа CBU-94. В качестве боевого элемента кассет в них использовались нити из графитового волокна, которые, попадая на линии электропередач, приводили к короткому замыканию системы электроснабжения.
При подавлении радиоэлектронных систем СРЮ с самолетов F/A-18C и ЕА-6В было выпущено 147 ракет «Харм» AGM-88 или 47% от всех использованных авиацией союзников ракет этого типа. Палубные истребители F-14А обеспечивали лазерное целеуказание при нанесении штурмовых ударов самолетами ВВС США А-10А и участвовали в прикрытии почти 50% воздушных атак.
В целом в ходе операции авиацией ВМС было совершено, как сообщалось, более 3100 боевых вылетов. Особый вклад внесли самолеты радиотехнической разведки и РЭБ, которые обеспечили ведение радиоэлектронной борьбы в интересах объединенных ВВС. Ранее для этих целей (в операциях в Ираке) дополнительно использовались самолеты РЭБ EF-111, однако летом 1998 года, при распределении бюджетных средств, Пентагон принял решение снять их с вооружения. Поэтому основная нагрузка легла на самолеты ЕА-6В авиации флота и морской пехоты США. Только при обеспечении ударов стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» они использовались для подавления югославской ПВО более 50 раз.
Другой особенностью стало применение палубных самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» с борта авм «Теодор Рузвельт» в качестве воздушных центров управления боевыми действиями авиации.
Впервые в условиях конфликта авианосной авиацией ВМС США были использованы управляемые авиационные кассеты AGM-154, принятые на вооружение всего год назад. В апреле первые 20 таких кассет были в обстановке повышенной секретности переброшены по воздуху из США на итальянскую авиабазу Авиано, а оттуда - на авианосец «Теодор Рузвельт». Именно с него взлетали самолеты F/A-18C «Хорнет», которые и применили их для нанесения ударов по объектам в Сербии.
6 апреля 1999 г. ("Д-13") в зону Балканского вооруженного конфликта прибыл авм "Рузвельт" ВМС США с 8-м авиакрылом на борту (всего 79 боевых самолетов и вертолетов, в том числе: 24 истребителя-штурмовика F/A-18 "Хорнет", 28 истребителей
F-14 “Томкет”, четыре самолета РЭБ EA-6B "Проулер", пять самолетов ДРЛО E-2C "Хокай", восемь самолетов контроля морской обстановки S-3B “Викинг”, два самолета РЭР ES-3А "Шэдоу" и восемь вертолетов “Си Хок” SH-60).
Первый боевой вылет для нанесения ударов по объектам в автономном крае Косово палубная авиация совершила в период с 20.30 по 21.30 8 апреля. В состав ударной группы входили 14 самолетов: шесть F/A-18, два F-14, два EA-6B и четыре S-3B. Интенсивное применение палубной авиации с борта авм "Рузвельт" началось с 10 апреля. Всего за 17 суток боевых действий (6-23 апреля) самолеты палубной авиации участвовали в нанесении не менее 26 групповых ударов (более 500 вылетов) по объектам в Косово. В состав ударных групп назначались до 20-35 машин (из них 15-19 F/A-18 “Хорнет”, 7-10 F-14 “Томкет”, 2-4 ЕА-6В “Проулер”, 2 Е-2С “Хокай”). Удары по наземным целям палубная авиация наносила в составе звеньев по три - четыре машины. Для каждого ударного звена назначались одна основная и две запасных цели.
13 и 14 апреля палубная авиация применялась ограниченно, а 16 апреля не применялась в связи с ухудшением гидрометеоусловий в районе боевого маневрирования (море до 5 баллов, ветер 22-24 м/сек, низкая облачность).
За два 30-суточных периода самолеты палубной авиации участвовали в нанесении не менее 90 групповых ударов по объектам в Косово, совершив более 3100 самолето-вылетов.
Особенности применения палубной авиации:
1. Объекты ударов располагались только в южной части территории СРЮ, в том числе на территории автономном крае Косово.
2. Ударные группы действовали в районе боевого применения самостоятельно, в специально выделенные интервалы времени. Тактическая авиация ОВВС НАТО в это время не применялась.
3. Окончательное распределение целей, выдача целеуказания и контроль результатов ударов по малоразмерным подвижным целям осуществлялись самолетом радиолокационной разведки Е-8А системы "Джистарс" через палубные самолеты ДРЛО Е-2С "Хокай".
4. Дозаправка в воздухе осуществлялась после выполнения боевой задачи на перелете из района боевого применения от самолетов-заправщиков KC-135, которые действовали с авиабазы Сигонелла, о.Сицилия, Италия (одновременно до 3-4 машин). Район дозаправки находился оценочно в районе 30-50 миль юго-западнее о.Корфу. На случай поражения зенитными средствами в целях безопасности полета самолеты выполняли боевые задачи с минимально необходимым запасом топлива. Поэтому запасы топлива, необходимые для нахождения в районе ожидания в ходе посадки на палубу ночью, пополнялись на обратном перелете.
Палубная авиация авм "Фош" ВМС Франции (14 штурмовиков "Супер Этандар" и четыре разведчика "Этандар" IVР) использовалась в светлое время суток, совершила в течение 30 суток около 270 самолето-вылетов. При нанесении ударов по объектам на территории СРЮ штурмовики применяли в основном 250кг бомбы. В течение всех 30 суток боевых действий район маневрирования (30х20 миль) авианосца располагался в южной части Адриатического моря за пределами дальности стрельбы ракетных батарей береговых частей ВМС СРЮ.
Легкий авианосец "Инвинсибл" ВМС Великобритании прибыл в район конфликта 15 апреля («Д-22»). 17 апреля истребители-штурмовики "Си Харриер" (семь единиц) приступили к выполнению боевых задач в качестве боевых воздушных патрулей для прикрытия ударной авиации ВВС Великобритании, действующей с авиабаз в южной Италии. За пять суток боевых действий самолеты совершили до 30 боевых вылетов, а за 30 суток участия - до 150 боевых вылетов.
Палубная авиация легкого авианосца "Дж.Гарибальди" ВМС Италии применялась эпизодически только в качестве истребителей ПВО для прикрытия территории Италии.
Впервые в боевых действиях применялись модернизированные самолеты Р-3С «Орион» базовой патрульной авиации ВМС США. Впервые самолеты Р-3С «Орион» применялись для нанесения ударов по наземным объектам с использованием крылатых ракет общего назначения (РОН) «Слэм» AGM-84. Было применено 14 РОН по наземным малоразмерным объектам: мобильные ПУ ЗРК ПВО СРЮ. При обнаружении мобильных ПУ ЗРК пост планирования центра управления воздушными операциями (ЦУВО) 5 ОТАК обеспечивал немедленную передачу их координат на ближайший к целям самолет Р-3С «Орион» с РОН «Слэм».
Высокая эффективность применения РОН «Слэм» самолетами «Орион» была обусловлена:
- возможностью продолжительного барражирования в районах пуска РОН «Слэм»;
- возможностью гибкого перенацеливания оружия на вновь выявленные объекты удара;
- резким сокращением времени от момента выявления цели и передачи целеуказания до пуска и подлета КР к цели.
КРМБ «Томагавк» продемонстрировали высокую эффективность и точность поражения объектов ПВО, пунктов управления и других целей (ими была уничтожена РЛС в районе аэропорта Приштины). По данным американской военной периодики, за первые три недели боевых действий было израсходовано более 100 КРМБ (TLAM) последней модификации «Блок З» и около 30 КР класса «воздух-земля» (CALCM) ВВС.
Судя по характеру поражения крылатыми ракетами многих военных объектов в Югославии, у командования НАТО возникали проблемы с подготовкой цифровых карт соответствующих районов местности. Запускаемые КРМБ наводились на цели зачастую только по сигналам космической радионавигационной системы Навстар без использования системы коррекции траектории по цифровым картам местности «Диджисмек-2А» (DSMAC), которой оборудованы ракеты последней модификации «Блок 3», и, следовательно, имели большее КВО.
КРМБ применялись кораблями из состава КУГ ВМС США, состав которых в течение всей операции был переменным - от трех до пяти единиц и атомными подводными лодками ВМС США и Великобритании (от двух до четырех пла в течение операции). Боезапас КРМБ на носителях до начала и в первые 10 суток военных действий составлял до 240 единиц (50-70% от полного), при этом на американских пла боекомплект КРМБ был увеличенным (до 16 или 28 в зависимости от модификации пла т.«Лос-Анджелес» - наличия вертикальных ПУ). С прибытием в район конфликта АУГ (авм «Т.Рузвельт», не исключено, корабли из ее состава имели полный боекомплект КРМБ «Томагавк» (кр УРО т. «Тикондерога» - 122 КРМБ, эм УРО т.«О.Берк» - 90, эм т.«Спрюенс» - 61).
Всего в зоне конфликта было развернуто 14 носителей КРМБ, в том числе девять надводных кораблей и пять пла с оценочным боекомплектом свыше 880 КР (без учета его пополнения). Всего применено более 500 КРМБ, из них до 20% в ВНО. В систематических боевых действиях ежесуточно применялось в среднем от четырех до восьми КРМБ модификаций «Блок 3» и «Блок 4» (дальность до 1500 км) с коррекцией полета по СНС «Навстар».
Основными объектами поражения КРМБ являлись стационарные КП и УС, объекты ПВО (РЛС, ЗРК), склады боеприпасов и объекты инфраструктуры (мосты, трансформаторные подстанции).
Применение КРМБ в условиях полного отсутствия противодействия со стороны ВМС СРЮ осуществлялось из районов огневых позиций (для нк - районы радиусом 5-10 миль), максимально приближенных к береговой черте (до 120 - 150 км) на дальность до 400-1000 км. Время подлета КРМБ к цели - до 70 минут. Ввод координат целей осуществлялся непосредственно на носителях по автоматизированным каналам системы управления и связи. Полетное задание до подавления системы ПВО СРЮ предусматривало обход районов расположения зенитной артиллерии и ЗРК. Пуск КРМБ носителем осуществлялся в залпе с интервалом около 20 секунд.
Таким образом, в очередной раз США и их союзники продемонстрировали игнорирование интересов мирового сообщества. Вопросам организации ПВО Югославии, выводам и урокам операции "Объединенная сила" будет посвящена следующая статья.
кандидат военных наук Капитан 1 ранга В.Степанов
|