на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ВОЙНА И ПАМЯТЬ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД КНИГОЙ ПАТРИАРХА МОРСКОЙ АВИАЦИИ
Автор: генерал-майор авиации В.МИНАКОВ   
Недавно вышла в свет книга видного многостороннего журналиста Владимира Тарасовича Мельникова “От сердца к сердцу” - его избранные публикации.

Об авторе.
Полковник в отставке В.Мельников - летчик-истребитель, инструктор Ейского военно-морского авиационного училища. В боях за Ленинград, во время стажировки, Мельников, при прикрытии самолетов - штурмовиков, сбил два вражеских истребителя.. За годы Великой Отечественной войны он совершил много боевых вылетов, а также подготовил для фронта около 300 летчиков. Владимир Тарасович гордится всеми своими воспитанниками: североморским асом Героем Советского Союза Владимиром Покровским и особо - такими учениками, как Петр Игашов, Петр Скатов и Алексей Глухов, совершившими, во имя чести Родины, тараны в воздухе и на земле...
После войны Мельников с золотой медалью окончил Военно-морскую академию после чего был назначен командиром истребительного авиаполка на Тихоокеанском флоте. Затем занимался преподавательской деятельностью в Военно-морской академии.
Будучи уже на заслуженном отдыхе, Владимир Тарасович ведет активную патриотическую работу. В 1977 г. стал Членом Союза журналистов СССР. Им подготовлено 600 публикаций в 58 изданиях - газетах и журналах. Это тоже своеобразный подвиг - творческий. Часть этих публикаций вошла в книгу "От сердца к сердцу". В ней автор искренне повествует о друзьях-товарищах, легендарных морских летчиках, истинных патриотах нашей Родины, Героях с золотыми звездами и без них.

Память участников Великой Отечественной войны хранит многие детали военной поры, без которых сегодня не может сложиться верное представление о тех днях. Время-то без следа не проходит. Оно словно размывает память, и вот уже иногда замечаешь с тревогой, что образ войны, воспроизводимый тем или иным повествовательным жанром, заметно расходится с реальными событиями тех огненных лет.

Память моего поколения, прошедшего войну, никакими искаженными образами не смутить, а вот послевоенное поколение, к сожалению, нередко оказывается во власти "современных" авторских пристрастий, амбиций, а нередко - элементарного невежества. Вероятно, именно по этой причине участники Великой Отечественной войны с особым удовольствием читают всё написанное о ней своими сверстниками, однополчанами.

Признаюсь, с особым вдохновением читал книгу Владимира Мельникова “От сердца к сердцу” . Судя по всему, автору-документалисту удалось решить поставленную перед собой задачу - рассказать о войне истинную правду. Буквально с первых страниц книги читатель как бы оказывается во власти спокойного и рассудительного повествования, посредством которого Владимир Тарасович творил свои очерки. Публикации лишены излишней помпы. Очень верный ход.

В книге “От сердца к сердцу” автор немного пишет о себе. Я бы сказал - ровно столько, сколько необходимо, чтобы обозначить свое присутствие или свое участие в том или ином событии. Зато многое рассказывает в своих очерках о товарищах, погибших и живых. Перед нами проходит целая галерея портретных зарисовок, буквально в каждом фрагменте которой (даже если это всего один эпизод) мы успеваем увидеть образ, личность.

Вот строки из его книги о том, как человек мужественный и волевой, решительный в бою, как и его подчиненные, встретил первый день Великой Отечественной войны.

"...Первый день войны... Он запомнился ему, командиру отдельной истребительной эскадрильи, на всю жизнь...

- В то предрассветное утро, - вспоминает Александр Иванович Коробицин, - я поднял по боевой тревоге звено самолетов “чаек” для барража над Измаилом. Увидел вспышки артиллерийской дуэли румынских и наших береговых батарей Дунайской флотилии. Так фактически мы первыми узнали о начале войны, а формально - из сообщения командования флотилии о нападении фашистской авиации на Севастополь и другие города и чуть позже - из выступления по радио В.Молотова. В тот же день наши летчики, отражая первый налет противника на нашу военно-морскую базу Измаил и аэродром на его окраине, в воздушном бою сбили пять вражеских бомбардировщиков. Один из них, сраженный моей очередью из пулеметов, рухнул в Дунай."

Или вот еще несколько строк об отважном и бесстрашном летчике от Бога. "Истребитель Виктор Иванович Парамонов встретил Великую Отечественную войну на Балтийском флоте уже обстрелянным воздушным бойцом. Он участвовал в боях на Халхин-Голе и с белофиннами.

На вопрос к Парамонову автора книги: "У вас сотни боевых полетов. Какие из них были самыми трудными, требовали наивысшего напряжения?" - он сжато ответил: "Все вылеты были трудными и сложными, требовали серьезной подготовки, полной отдачи. Никогда не было абсолютной гарантии возвратиться на родной аэродром. Простых полетов, как и легких побед, не было. А вот самые тяжелые схватки с врагом приходились главным образом на суровый сорок первый, когда мы только накапливали боевой опыт, учились на собственных ошибках и били противника, имевшего значительное количественное и качественное преимущество.

В 41-м и 42-м почти каждый воздушный бой велся с врагом, превосходящим нас в несколько раз. И наши летчики героически вырывали победу в таких неравных, жестоких схватках. Многие пали в боях, не вернулись на родные аэродромы. Меня, например, сбивали на самолете И-16 пять раз, из них трижды - в сорок первом..."

Нужно заметить, Парамонов сделал более 400-х боевых вылетов, из них половину - для ведения воздушной разведки.

Чтобы доступно, объективно писать, надо любить друзей-товарищей, уметь хранить верность фронтовой молодости , быть человеком большого труда. А из книги мы как раз и узнаем об инструкторском периоде службы Владимира Тарасовича в летном училище. Рассказывая о ком-либо из своих товарищей-однополчан, бывших курсантах, прославившихся в небе Великой Отечественной, автор тут же приводит данные: сколько боевых вылетов, сколько самолетов сбил, потопил кораблей, уничтожил танков, артиллерийских установок, автомашин, сколько раз был ранен, какими орденами награжден и т.д. Неискушенному читателю эти сведения могут показаться лишними, тем более, что на фоне непринужденной манеры повествования в очерках и массы интересных эпизодов такая статистика может показаться “протокольной”. Неискушенному читателю - может, но фронтовому не покажется.

Еще строки из книги о летчиках-торпедоносцах, которые посвящены экипажу, где командиром был Герой Советского союза Александр Жестков, штурман Иван Локтюхин. Из них мы узнаём о важности взаимовыручки в бою.

"...Спустя три часа самолет Жесткова снова был в воздухе. На этот раз их пара ИЛ-4 действовала в составе шести торпедоносцев с двумя пятерками бомбардировщиков под прикрытием группы истребителей. Две пары торпедоносцев Жесткова и Алфимова с разных направлений атаковали головной транспорт, который в результате попадания торпед переломился надвое и сразу же затонул. Кроме того, были потоплены еще один транспорт и сторожевой корабль. Но радость победы омрачилась потерями. Погибли два экипажа, а ведомый Жесткова молодой летчик В.Токарев был подбит над целью и приводнился в море.

- Нужно сбросить им нашу лодку, - предложил штурман Локтюхин.

Вскоре потерпевшие забрались в лодку. Торпедоносец продолжал кружить, ожидая появления вызванного торпедного катера. Когда Токарев с товарищами оказался на борту катера, экипаж взял курс на свой аэродром.

За спасение товарищей и уничтожение в один день двух транспортов старший лейтенант Жестков, лейтенант Локтюхин были награждены орденами Нахимова П степени, а их стрелки-радисты сержанты Андрей Атаржиков и Сергей Игумнов - медалями."

Практически все очерки книги высоко патриотичны. Они буквально пронизаны любовью морских летчиков к своему Отечеству, своему народу. И любовь эта выражена, прежде всего, готовностью к подвигу во имя интересов своей Родины. Вот два кратких примера этому из книги.

"...Шел предвоенный тридцать восьмой год. В непогожий февральский день на аэродром, где дежурило звено старшего лейтенанта Белоусова, раздался сигнал боевой тревоги: чужой военный самолет пересек границу. Леонид первым поднялся в воздух на перехват нарушителя. Выполнив поставленную задачу, он взял курс на свой аэродром. Погода резко ухудшилась - пришлось производить посадку в густом снегопаде, почти не различая земли. Самолет потерпел аварию, вспыхнул бензин. Леонид получил тяжелые ожоги лица, груди, рук и ног. Едва живым его привезли в госпиталь. Летчик стойко перенес более тридцати пластических операций.

Когда начались бои с белофиннами, Белоусов, не долечившись до конца, вернулся в свой полк. Стояли лютые морозы, перед полетом ему приходилось смазывать лицо гусиным жиром, укрывать ватой, бинтами. Искусственно пересаженная кожа лица нещадно мерзла, но летчик поднимался навстречу врагу наравне с другими. Вскоре на груди балтийца засиял орден Красного Знамени...

...Великую Отечественную войну Леонид Георгиевич встретил на Ханко командиром эскадрильи “чаек” в своем родном 13-м истребительном авиаполку. Защищая Ленинград, на дальних подступах, летчики эскадрильи уничтожили 52 вражеских самолета. Три из них значились на боевом счету Белоусова...

После Ханко помощник командира полка майор Белоусов более 150 раз поднимался в грохочущее небо для прикрытия кораблей Кронштадта, героической “Дороги жизни”. Но судьба распорядилась по своему. Стали отказывать поврежденные ноги, появились резкие боли. После одного из боевых полетов Белоусов не смог выбраться из кабины истребителя без помощи товарищей. Врачи определили признаки спонтанной гангрены.

...В алма-атинском госпитале, куда поместили Белоусова, лучшие специалисты делали все возможное, чтобы сохранить летчику ноги, но тяжелая болезнь прогрессировала. Пришлось ампутировать правую ногу до бедра, а спустя некоторое время и левую - ниже колена.

...Лишившись ног, Белоусов не считал себя вправе оставаться в стороне, когда продолжалась великая битва с фашистами. Он жил одним: летать и бить врага.

...Четырнадцать месяцев провел Леонид Георгиевич в госпитале.

Товарищи по оружию тепло встретили Белоусова в Ленинграде весной 1944 года. Они же упросили командование допустить его к полетам. И вот летчик с протезами ног снова начал учиться летать. В июле 1944 года Леонид Георгиевич возвратился в родной полк, преобразованный в 4-й гвардейский.

С протезами Белоусов совершил более тридцати успешных боевых полетов, участвовал во многих воздушных схватках с врагом, показывая молодежи пример доблести и боевого мастерства. Грудь балтийского сокола украсили орден Отечественной войны 1 степени, боевые медали. А в апреле 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза."

Обстоятельный и яркий рассказ о жизни и подвиге Леонида Белоусова читатель прочтет в очерке “Парень с “Январки”, опубликованном в “Правде” 19 мая 1979 года.

И еще об одном беспримерном подвиге, описанном в книге.

"...30 июня 1941 год. Шел девятый день Великой Отечественной войны. Утром того дня экипаж самолета-разведчика обнаружил переправу на реке Западная Двина, по которой переправлялись колонны танков и мотопехоты противника на ее восточный берег. Нужно было сдержать натиск врага. Ведь его войска могли решить судьбу Ленинграда... В воздух была поднята ударная авиация флота. Самолеты шли волнами, без прикрытия своих истребителей. Заданные цели находились за пределами их радиуса действий. Отбиваясь от наседавших “мессершмиттов”, преодолевая шквальный зенитный огонь, экипажи прорывались к целям, к переправе через Западную Двину и бомбили их."

Вот строки из книги о героическом подвиге экипажа Петра Игашова.

"... Его самолет был крайним, замыкавшим боевой порядок эскадрильи на левом фланге. На него и навалились три “мессера”. Отбиваясь расчетливо и хладнокровно, воздушные стрелки Хохлачев и Новиков сбили один вражеский истребитель, но их машина была подбита и загорелась. В те трагические минуты экипаж не дрогнул и не покинул самолет. Схватка продолжалась. Один из гитлеровских истребителей, рассчитывая на легкую добычу, приблизился к бомбардировщику. Улучив момент, балтиец консолью своего крыла ударил машину врага, и та рухнула в озеро. А огонь делал свое дело, и тогда, собрав оставшиеся силы, Игашов направил едва управляемый горящий самолет с еще несброшенными бомбами на скопление танков и автомашин немцев. Эхо мощного взрыва разнеслось над Двиной...

Так в истории авиации впервые был совершен двойной таран, один - в воздухе, второй - на земле."

В своей книге под рубрикой “Встреча с творцами прекрасного” автор поместил очерки, рассказывающие о ленинградских выдающихся режиссерах, мастерах сцены и экрана, писателях, художниках. В этих очерках, как и во всей книге, главенствует военно-патриотическая тема. В частности, один из таких очерков, посвященный народному артисту СССР, Герою Социалистического Труда, почетному гражданину Петербурга К.ЮЛаврову, так и называется: “Многим в себе я обязан армии”.

Автору рецензии представляется, что единение военной тематики и искусства придает книге “От сердца к сердцу” некую масштабность, а все отражённые в ней события вызовут у читателя особый интерес. Хочется надеяться, что многолетний журналистский труд полковника в отставке В.Мельникова послужит своеобразным пособием по патриотическому воспитанию молодежи, в том числе и военных моряков. К слову сказать, положительную оценку книге дал начальник Военно-морской академии адмирал В.П.Еремин, вручивший в канун Дня Победы несколько десятков экземпляров "свежеиспеченного" издания большой группе ветеранов войны. И в заключение - о самом приятном. 15 июня 2001 года В. Мельникову исполняется 85 лет. Пользуясь случаем, хочу от имени многочисленных читателей "Морской газеты", ветеранов и всех, кто знает Владимира Тарасовича, поздравить его с юбилеем и пожелать крепкого здоровья, такой же неуёмной жизненной энергии и громких творческих побед!

Герой Советского Союза
генерал-майор авиации
В.МИНАКОВ.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.