Документальная история создания подводных судов в России берет начало с времен Петра I. Ему подал в 1718 г. челобитную мастер-плотник Ефим Никонов, с предложением построить "потаенное судно". О том, как оно строилось и испытывалось, ведомо всем, кто касался морского дела.
Документальная история создания подводных судов в России берет начало с времен Петра I. Ему подал в 1718 г. челобитную мастер-плотник Ефим Никонов, с предложением построить «потаенное судно». О том, как оно строилось и испытывалось, ведомо всем, кто касался морского дела.
Следующие сведения о первых подводных лодках относятся к XIX веку.
- В 1834 г. построена лодка по проекту военного инженера генерал-адъютанта К.А.Шильдера (1785-1854). Корпус продолговатый, яйцеобразной формы, длиной около 6 м, из котельного железа, высотой 1,85 м. Лодку изобретатель сумел погрузить на 13 м, на вооружении - мина с гальваническим взрывателем и ракеты (два трехтрубных станка на бортах). Для движения использовались весла-лопатки (гребки). Для управления в горизонтальной плоскости имелся вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. Погружение осуществлялось за счет двух подводных якорей-грузов и балластных цистерн. Впервые был применен оптический прибор, прообраз нынешнего перископа. После доработки в1838 г., лодка из-за происшедшей аварии во время испытаний больше не использовалась. Командиром на ней временно был мичман Н.Жмелев, первый офицер подводник русского флота. Идея создания лодки по проекту Шильдера не была забыта. Во время Крымской войны 1853-185б гг. поступили предложения нескольких проектов подводных лодок для уничтожения вражеских судов, блокировавших Севастополь. Авторы Н.Полевой, Н.Спиридонов, А.Титков, И.Александровский и иностранец Бауэр.
- В 1862-1866 И.Ф.Александровский (1817-1894), художник, фотограф и рационализатор, создал первую большую металлическую подводную лодку с механическим двигателем (двухвальная машинная установка). При водоизмещении 355 т она имела длину около 33 м, ширину 4 м и высоту около 3,6 м. Погружение осуществлялось за счет приема воды в балластную цистерну объемом 11 м куб. которая продувалась сжатым воздухом из воздушных баллонов. Имелись на лодке два кормовых горизонтальных руля и вертикальный. На вооружении - две мины. Экипаж: 6 офицеров и 15 матросов. При испытаниях лодка погружалась на глубину до 5 м, без людей на 24 м, корпус выдержал, но при 30м она заполнилась водой. В 1875 г. Александровский предложил новый вариант еще большей лодки, с надводным ходом до 12 узлов. Свыше 35 лет он трудился над своим изобретением, но его деятельность не воплотилась в реальность. Он разорился и умер всеми забытый в больнице для бедных.
Заслуги И.Александровского в подводном кораблестроении дополнились изобретением самодвижущейся торпеды, со скоростью 10 узлов, но царские чиновники предпочли заиметь иностранную - Уайтхеда.
- В 1879-1881 гг. известный инженер и изобретатель С.К.Джевецкий (1843-1938) спроектировал и построил первую в России подлодку с аккумуляторами. Этот вариант проекта предусматривал аккумуляторы и электродвигатель мощностью 1л.с. для движения над водой и под водой. Первоначально было построено 50 лодок Джевецкого для использования при обороне берега и помощи приморским крепостям. Длиной 6м, с экипажем 4 человека, приводящих в движение гребной вал с помощью специальных ножных педалей, лодка имела на вооружении одну мину. Для погружения и всплытия использовалась балластная цистерна и сжатый воздух. С внешним видом такой лодки можно ознакомиться и получить консультацию в ЦВМ музее. Там она стоит в качестве экспоната, кстати, недавно побывавшего в США, где её привели в настоящий музейный вид. С.Джевецкий является автором торпедного аппарата и подлодки «Почтовый» с единым бензиновым двигателем, построенной в 1907 г.
С 1900 г. в России началось профессиональное проектирование подводных лодок (в первые годы назывались миноносцами).
- 20 декабря 1900 г. (4 января 1901 г. по новому стилю) утвержденная управляющим Морским министерством строительная комиссия, в составе кораблестроителя И.Г.Бубнова (1872-1919), электротехника М.Н.Беклемишева (1858- 1936) и механика И.С.Горюнова (1819-1932) приступила к работе и 3 мая представила проект миноносца № 113 ( впоследствии «Дельфин»). Эти даты определяют зарождение всех последующих проектных организаций и нынешний столетний юбилей ЦКБ МТ «Рубин».
ТТХ «Дельфина»: размерения 19,6х3,35х2,9 м, водоизмещение 113\124т, скорость 10\5-6 узлов, глубина погружения 50м, вооружение 2 торпедных аппарата (решетчатой системы). Строилась на Балтийском заводе, Первым её командиром был капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев. Летом 1903 г. она проходила испытания, на следующий год, при учебном погружении, затонула (погибли 25 подводников), вскоре была поднята, восстановлена и отправлена во Владивосток, затем на Север.
С этой первой боевой подлодки началось строительство и развитие подводного флота России. К 1911 году в составе флота находилось 32 подводные лодки разных проектов.
- 6 марта 1906 г. (19 марта по нов.ст.). Император Николай II «соизволил числить подводные лодки самостоятельным классом кораблей флота» (с 1996 г. День подводника).
27 марта 1906 г. был создан Учебный отряд подводного плавания в Либаве. Первый командир отряда контр-адмирал Э.Н.Щенснович (1852-1910 - ст. ст.).
В состав отряда входили: учебное судно и пять первых лодок, на которых обучались будущие подводники. Через отряд проходили все построенные лодки, где они укомлектовывались личным составом и отрабатывали задачи боевой подготовки. То был первый русский подплав. По инициативе Щенсновича в Либаве за короткий срок создается пункт базирования, с бассейном для стоянки 20 подлодок и всей положенной инфраструктурой их обеспечения. Там же был создан Офицерский класс подводного плавания.
В январе 1909 г. для поднятия авторитета офицеров-подводников утверждается специальный нагрудный знак «офицер подводного плавания». Знак вручался офицерам, прошедшим теоретический и практический курс обучения и успешно сдавшим экзамены.
- В 1912-1917 гг. были заложены 42 подводные лодки, в основном, водоизмещением свыше 600 т, с хорошим вооружением (типа «Акула», «Барс», «Нарвал» и др.) В 1915г. в состав флота вошел и первый подводный минзаг «Краб», создатель М.П.Налетов (1866-1938). При водоизмещении 530 т он брал 60 мин. В июне того же года «Краб» выставил в Босфоре минное заграждение, на котором подорвался крейсер «Бреслау».
- В 1911 г. на Балтике создается бригада подводных лодок под командованием контр-адмирала Левицкого П.П. (1859-1937), позднее она преобразуется в дивизию (20 ПЛ и 4 судна обеспечения). К началу войны на трех морях Россия имела 22 боеспособных ПЛ, в постройке находилось 24 единицы (Германия имела 18, большинство устаревших). Советское подводное кораблестроение берет начало с 1921 г., когда предпринимаются первые шаги по определению характеристик будущих лодок. Первый эскизный проект подводного крейсера (вод. 2000 т) разработал заведующий техбюро отдела подплава Балтийского завода Малинин Б.М. (1889-1949), конструктор и видный кораблестроитель.
· В январе 1926 г. НТК Управления ВМС приступило к разработке проекта первой советской подводной лодки, под руководством А.Н.Гарсоева (1882-1934) - начальника подводного отдела НТК. В работе принимали участие несколько конструкторов, в т.ч. Малинин, практически руководивший постройкой первых советских лодок типа «Декабрист», а в последующем и других ПЛ. 5 марта 1927 г. при закладке в набор лодки первую заклепку забил С.М.Киров. Шесть лодок этого проекта, предназначенные для БФ и ЧФ, вступили в состав флотов в 1930-1931 гг. Нынешний мемориальный музей Д-2 («Народоволец») вошла в состав КБФ 11 октября 1931. На ней можно ознакомиться с ТТХ лодки и увидеть в «живом виде» её отсеки, подробнее узнать о тех, кто создавал и осваивал советские подводные первенцы и последующие «Ленинцы», «Щуки», «Малютки», ПЛ типа «С» и «К».
К началу Великой Отечественной войны на всех наших флотах насчитывалось 211 (по другим данным 225) подводных лодок, большее число - 85 - на ТОФе. В постройке находилось 89 единиц. С советским кораблестроением тех лет можно ознакомиться в книге ветерана-подводника В.И.Дмитриева «Советское подводное кораблестроение». М., Воениздат. 1990.
Послевоенный период ознаменовался развитием и созданием советского океанского ракетно-ядерного флота, в котором главная роль отводилась подводным лодкам.
- В марте 1950 г. заложена головная средняя дизель-электрическая ПЛ 613 проекта (самого массового в ВМФ - 215 единиц), вступила в строй в декабре 1951 г. Главный конструктор В.Н.Перегудов (1902- 1967). Затем пошли проекты больших лодок 611, 641 улучшенной - средней 633, и др. Главные конструкторы С.А.Егоров, Ю.Н. Кормилицин. Последний является и создателем нового поколения дизельных ПЛ проекта 877 и 636 разных модификаций.
- Разработка первой АПЛ пр. 627 началась осенью 1952 г., главный конструктор В.Н.Перегудов, научный руководитель академик А.П.Александров (1903-1993). Заложена в сентябре 1955 г., вышла впервые в море 3 июля 1958 г., передана в опытную эксплуатацию в декабре 1958г. Первый командир Герой Советского Союза капитан 1 ранга Л.Г.Осипенко (1920-1997).
В 1956 г. на базе 641 пр. началась разработка пр. 629, под первый комплекс баллистических ракет, главный конструктор Н.Н.Исанин (1904- 1990), на её опыте была разработана первая АПЛ с баллистическими ракетами пр. 658, главные конструкторы последовательно П.З.Голосовский, И.Б.Михайлов и С.Н.Ковалев. Головная АПЛ передана флоту в ноябре 1960 г.
В ноябре 1967 года ВМФ получил первую АПЛ пр. 667А с баллистическим комплексом Д-5, главный конструктор подводного ракетоносца С.H.Ковалев.
- На базе дизельных лодок с первыми крылатыми ракетами пр. 644, 665 была создана АПЛ с КР пр. 659, затем пр. 675 (переданы флоту в 1961-63 гг.), главный конструктор П.П.Пустынцев. Одновременно с АПЛ создавалась и дизельная лодка пр. 651 с крылатыми ракетами, главный конструктор А.С.Кассациер (к 1968 г. построено было 16 таких ПЛ). Крылатые ракеты на всех ПЛ разработки В.Н.Челомея (1914-1984). Последующие АПЛ с КР были пр. 670, главный конструктор В.П.Воробьев и 661-й (титановая, скоростная) Н.Н.Исанина.
К середине 60-х годов в состав ВМФ вошли 56 АПЛ первого поколения и более 100 дизельных лодок разных классов.
К этому времени мы практически сравнялись с ВМС США по числу атомных подводных лодок.
Середина 60-х - начало 80-х годов по праву называли золотым веком советского кораблестроения.
- С 1967 пошла серия многоцелевых АПЛ 671 пр. разных модификаций, главный конструктор Г.Н.Чернышев (1919-1998). К началу 80-х годов создана серия 705 пр.
- В апреле 1978 г. заложена опытная многоцелевая титановая АПЛ пр. 685, главные конструкторы Н.А.Климов и Ю.Н.Кормилицин, в 1983 г. передана в опытную эксплуатацию (ПЛА «Комсомолец»).
С лодками третьего и строящегося четвертого поколения наш читатель в определенной мере знаком, некоторые успели послужить на них. Дополнительную информацию можно получить в интересном пятитомном издании «Судостроение» 1996 г., «История отечественного судостроения». Там же (том 5, стр. 512) приводятся цифры, отражающие колоссальный научно-экономический потенциал действительно великой державы СССР.
За послевоенный период до 1990 г. в Советском Союзе было построено 232 АПЛ и 526 дизельных лодок.
Материалы спецвыпуска подготовлены общественным редактором «Ветерана - подводника» контр-адмиралом В.С.КОЗЛОВЫМ.
|