на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ПОДВОДНАЯ КРУГОСВЕТКА
Автор: Герой Советского Союза И.МОРОЗОВ   
26 марта с.г. исполняется 35 лет завершения первого в мире подводного межтеатрового перехода группы атомных лодок с СФ на ТОФ, южным путем через пролив Дрейка. О походе вспоминает Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Федорович Морозов, член нашего Президиума, заслуженный подводник, участник одного из первых дальних походов на полную автономность подводной лодки 611 пр. и первого экваториального похода АПЛ.

26 марта с.г. исполняется 35 лет завершения первого в мире подводного межтеатрового перехода группы атомных лодок с СФ на ТОФ, южным путем через пролив Дрейка. О походе вспоминает Герой Советского Союза капитан 1 ранга Иван Федорович Морозов, член нашего Президиума, заслуженный подводник, участник одного из первых дальних походов на полную автономность подводной лодки 611 пр. и первого экваториального похода АПЛ.

В суровую полярную ночь 1 февраля 1966 г. из Кольского залива вышли две атомные субмарины: ракетоносец К-116 (командир капитан 2 ранга В.Т.Виноградов) и сопровождавшая его многоцелевая АПЛ К- 133 (командир капитан 2 ранга Л.Н.Столяров). В открытом море они надолго погрузились, маршрут их был для лодок необычным. Старший перехода командующий флотилией АПЛ контр-адмирал А.И.Сорокин с походным штабом на К-116. Мне, как заместителю начальника ЭМС дивизии, выпала честь участвовать в этом переходе в качестве обеспечивающего, не допущенного командира БЧ-5 К-133. Кстати, на этом атомоходе я послужил почти четыре года с постройки, знал ее досконально, побывав на ней в экваториальной зоне Атлантики, хлебнув всяких технических злоключений, ставил в ремонт и принимал её из ремонта. Готовились к такому плаванию основательно, выбирали лучшие во всех отношениях корабли, контроль за ходом подготовки был всесторонний, секретность строгая, проверяющих много. Начинали с медицинской тщательной проверки, кое-кого из «слабаков» пришлось списать. Набрал я впрок всяких запасных частей, основной их комплект, как и резерв подводников, разместили на вспомогательном судне. На нем шел, на всякий случай, начштаба дивизии капитан 1 ранга В.Н.Чернавин. Штурман нашей АПЛ капитан-лейтенант А.Омельченко столько наполучал карт, что разбирался с ними весь переход. Из-за усиленного запаса продовольствия и с учетом ожидаемого изменения плотности океанской воды пришлось выгрузить около тонны твердого балласта. На лодках выходили представители промышленности и ЦКБ. Им вместе с нами предстояло проверить надежность в работе всех систем и технических средств. Провожал нас сам командующий СФ адмирал Лобов С.М. и член Военного совета вице-адмирал Сизов Ф.Я. Они обошли отсеки лодки, побеседовали с подводниками, пожелали им успехов в службе на другом флоте.

В 21 час 15 мин. 1 февраля задраен рубочный люк, ПЛА погрузилась на заданную глубину, дан ход турбинами «Малый вперед» - 15 узлов. Впереди многие мили, сутки и вахты, смены часовых поясов и другие особенности, к которым надо было привыкать.

Жизнь на атомоходе пошла по новому руслу, не с астрономическим делением суток , а по сменам, при этом стиралось представление о времени дня. Вспоминалось чье-то стихотворение о подводной жизни: «Здесь день перепутался с ночью, которые сутки подряд, лишь ТИХО приборы стрекочут, да тускло плафоны горят...» К этому надо добавить постоянную необходимость той же вахте не только «бдить», но и внимательно следить за работой сложнейших систем, обслуживать их, множество механизмов и приборов, находясь при этом в замкнутом металлическом корпусе, с ограниченным объемом. Психологический настрой у подводников в такой обстановке во многом схож с космическим. Для обеспечения нормального, безаварийного плавания приходилось устанавливать особый контроль за несением вахты, обеспечивать высокий моральный дух личного состава. Последним много занимался наш замполит капитан 2 ранга Усенко Н.В. Он организовывал любопытные соревнования, поздравлял подводников с днем рождения, с праздниками, передавал по трансляции заявки на любимые мелодии. В отведенное время демонстрировались кинофильмы. Особым праздником на лодке стал переход экватора 16 февраля в Атлантическом океане. Был Нептун со свитой и русалкой, поздравления сменились розыгрышами, шутками с «причащением» забортной водой. Всем было весело, это способствовало снятию напряжения. У экипажа особый интерес вызывал маршрут перехода. В каждом отсеке была политическая или географическая карта, на ней на 24 часа отмечалось местоположение АПЛ. По трансляции передавались исторические и географические сведения о районах прохождения. 23 февраля отметили День Советской Армии и ВМФ. В 16 часов произошла контрольная встреча нашей группы со вспомогательными кораблями «Сарычев» и «Дунай». Приходилось восхищаться штурманами, которые с высокой точностью вывели лодки в точку рандеву. Этим подчеркивалась и надежность работы корабельной астронавигационной системы. Руководитель перехода поздравил всех подводников с праздником и пожелал успехов в преодолении наиболее трудного участка похода. Им стал бурный пролив Дрейка. Даже на глубине 100 метров чувствовалось, как бушует океан. Форсирование этого пролива сопряжено с риском встречи с айсбергами. На сей раз бог Нептун был на нашей стороне, и мы благополучно вышли в Тихий океан. Неожиданностью здесь стало утяжеление подлодки из-за резкого изменения плотности воды и внезапная потеря плавучести. Ходом и откачкой воды из уравнительной цистерны удифферентовали субмарину. Правда, подобную манипуляцию пришлось совершать еще раз. В целом, технические средства нас не подвели и каких-либо серьезных ЧП не было. Пощекотал нервы доклад начхима капитанлейтенанта А.Ласточкина: «На 3-м этаже 5-го отсека радиоактивность до 3 ПДК (предельно допустимая концентрация)». Окавентилировать одну из цистерн. Все обошлось, провели дезактивационные работы, наладили вентилирование.

На соседней лодке столкнулись с непривычной поломкой. Вышло из строя устройство выброса за борт мусорных отходов. Всем известна коммунальная беда с забитым мусоропроводом, а в подводных условиях совсем худо, тем более когда всплывать-то нельзя, Выручила находчивость и нашлось решение: выстреливать пакеты с отходами через торпедный аппарат.

На переходе нам приходилось преодолевать зоны активного действия ВМС НАТО и США. Соблюдая скрытность и получая от центра необходимую информацию, контр-адмирал А.Сорокин выбирал наиболее безопасные участки маршрута. По имеющимся позднее данным противолодочным силам «вероятного противника» обнаружить нас не удалось. Полной неожиданностью для всего мира стало официальное заявление министра обороны маршала Советского Союза Р.Малиновского «об успешном завершении группой атомных лодок кругосветного похода только в подводном положении...» Говорили, что после этого начальник разведки ВМС США лишился своего поста.

Между тем в марте мы проходили экзотические места, неподалеку от острова Пасхи, как раз 8 марта. В этот день у подводников было хотя и лирическое настроение, подогретое кинофильмом «Весна», однако чувствовалась тоска по родным и близким, усталость давала себя знать. 11 марта пересекли южный тропик, увеличили ход, все параметры ГЭУ соответствуют заданному режиму.

Последние дни похода всегда кажутся длиннее. Офицеров и мичманов интересовало, как наладится жизнь и служба в новом для них камчатском крае?

И вот настал долгожданный день всплытия в надводное положение 26 марта. Позади около 25 тысяч миль, пройденных почти за два месяца. Задание выполнено успешно, личный состав здоров, лодки технически исправны.

За трудный переход все его участники были представлены к государственным наградам. На моряков произвело впечатле- ние вручение им боевых медалей имени Ушакова и Нахимова. Оба командира и старший перехода, а также два инженер- механика (капитан 3 ранга С.Самсонов и я), замполит Н.Усенко, удостоились Звез- ды Героя Советского Союза. Честно гово- ря, такого поощрения я лично не ожидал. Нашим обеим лодкам присвоили почетное гвардейское звание. Я благодарен всему экипажу АПЛ К-133 за совместную службу и взаимопонимание. Поход запомнился на всю жизнь. К сожалению, А.Сорокин, Л.Столяров и некоторые другие участники перехода не дожили до наших дней. К-116 и К- 133 отслужили на Тихоокеанском флоте свой положенный срок и были исключены из списков кораблей, сданы на слом.

Герой Советского Союза
И.МОРОЗОВ.

Материалы спецвыпуска подготовлены общественным редактором «Ветерана - подводника» контр-адмиралом В.С.КОЗЛОВЫМ.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






Чем лучше использование? световая пломба. Stomspb.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.