на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




НЕПОТОПЛЯЕМЫЙ АВИАНОСЕЦ
Автор: Полковник-инженер в отставке Г. Ходаков   
Одновременно с созданием Советского ТОФ создавались и его Военно-Воздушные Силы (ВВС). Если на Балтике и Черноморском флоте тогда уже существовали вполне сформированные авиаотряды, авиаэскадрильи и авиабригады (в то время в структуре ВВС еще не было авиаполков и авиадивизий), то на ТОФ и Северном флоте только начали формировать отдельные подразделения ВВС. На ТОФ были в то время только легкие гидросамолеты МБР и обычные колесные легкие самолеты типа Р-5 (и даже P-I и У-2). Тяжелых цельнометаллических самолетов почти не было. В задачи этих легких самолетов входили обязанности патрульной службы, пограничного обзора и разведывательные функции на учениях,

Обстановка на Дальнем Востоке к тому времени становилась все более и более напряженной. Требовалось усиление ТОФ самолетами дальнего боевого действия. Было предложено правительственное решение перебазировать на Дальний Восток в течение 1933 и 1934 гг.

150 самолетов типа ТБ-3. По тем временам это были самые мощные бомбардировщики с 4 моторами, позволяющие развивать скорость более 250 км/час и иметь бомбовую нагрузку порядка двух-трех тонн. Операцию такой переброски возглавил Начальник ВВС РККА Яков Иванович Алкснис, а непосредственную организацию проводил будущий Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов (до этого работавший в системе Гражданского Воздушного Флота). Мне, бывшему начальнику связи одной из авиаэскадрилий, пришлось исполнять обязанности начальника связи Монинской авиабригады.

Монино (под Москвой) было в то время одним из самых крупных испытательных полигонов, где осваивались все новые типы самолетов и их вооружение. Там же в 1933 и 1934 гг, сосредоточивались самолеты из многих военных округов для участия в крупных воздушных парадах в Москве.

Перелеты на такое дальнее расстояние, как от Москвы до Дальнего Востока, считались трудновыполнимыми.

Несмотря на теоретическую дальность для ТБ-3 до 4000 км, практически в составе отдельных эскадрилий, которые производили эти перелеты, такая дальность беспосадочного перелета часто бывала вдвое меньше. Мне приходилось обеспечивать подготовку и участвовать во многих таких перелетах как связисту. Каждый такой перелет растягивался иногда на целый месяц из-за различных неисправностей в каком-либо моторе. Приходилось делать много промежуточных посадок для ремонта, смены поршневых колец, а иногда и замены одного из моторов, заправки горючим и т.д.

Опыта массовых перелетов в таком масштабе не было. Не всегда все самолеты были обеспечены индивидуальными радиостанциями. Редко использовались только-только появившиеся радиомаяки и часто в ущерб расчетным "локсодромиям" в качестве основного ориентира использовалась Транссибирская железнодорожная магистраль. Это было очень удобно, т.к. большинство перелетов были на высотах порядка 2000-3000 м.

Перелеты проходили чаще всего из Монино, где располагалась Монинская авиабригада, которой командовали комбриг Маслов, а затем комбриг Смага.

В Монино прибывали для перелетов самолеты из других бригад, как, например, из Воронежской авиабригады, которой командовал комбриг Карклин, и других. В некоторых случаях отдельные эскадрилий после уже полученного опыта летали на Дальний Восток, минуя Монино.

В составе одного из таких перелетов я и перешел в распоряжение ВВС ТОФ, где командующим ВВС был Никифоров, а начальник штаба Санчук (в 1937 и 1938 гг. они были репрессированы, а реабилитированы посмертно в пятидесятых годах). Интересно вспомнить, что в 1933 и 1934 гг. ВВС числились официально в составе Морских Сил Дальнего Востока (МСДВ) и часто оперативно подчинялись ОКДВА.

К 1935 году в составе ТОФ уже были тяжелые бомбардировщики и авиация располагалась не только на Океанской, Угловой и других не очень больших аэродромах, как это было в 1933-34 гг., а имелась очень крупная база в Воздвиженке, западнее Никольск-Уссурийска. Это была мощная современная, по тем временам, самая главная база авиации ТОФ. Здесь были и крупные ремонтные мастерские, и полигоны, и школы младших авиаспециалистов, и все что нужно для повседневного обслуживания самолетов. Тихоокеанский флот, созданный немного позже советских флотов на Балтике и Черном море, получил достойное авиационное подкрепление.

Недаром эту базу в Воздвиженке среди летного состава стали именовать "непотопляемый авианосец".

Полковник-инженер в отставке Г. Ходаков

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.