Что может быть в городе старше самого города? В Санкт-Петербурге - это Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова 1 степени училище имени М. В. Фрунзе, бывший Морской кадетский корпус, ныне Военно-морской институт. Город готовится к своему юбилею в 2003 году, а училище его будет отмечать уже в 2001. Студенты Горного института, как правило, считали свой вуз самым древним на невских берегах, но лишь "фрунзак" мог .с гордостью назвать дату основания своего училища ...
Что может быть в городе старше самого города? В Санкт-Петербурге - это Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное ордена Ушакова 1 степени училище имени М. В. Фрунзе, бывший Морской кадетский корпус, ныне Военно-морской институт. Город готовится к своему юбилею в 2003 году, а училище его будет отмечать уже в 2001. Студенты Горного института, как правило, считали свой вуз самым древним на невских берегах, но лишь "фрунзак" мог с гордостью назвать дату основания своего училища ...
Состояние нашего ротного помещения, которое при нас являлось образцово-показательным, окончательно всех смутило. Когда наша экскурсия остановилась в умывальной комнате - одновременно курилке, - то один мой товарищ, поглядев в окно на артиллерийский (гидрографический) двор, грустно пошутил, что надо пригласить всех выпускников училища Фрунзе на одну генеральную уборку, чтобы привести училище в порядок. HО все это, конечно, временные трудности, которые не раз переживало училище вместе со всей Россией.
А начиналось все так. Еще в 1698 г. возникла идея создания математической школы, призванной готовить специалистов для армии, флота и строительства крепостей. Четырнадцатого января 1701 г. Петр I подписал указ: "Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению".
Основанная Школа математических и навигацких наук, или Навнгацкая школа, с июня 1701 г. размещалась в Москве, в Сухаревой башне. К лету 1702 г. в ней обучались 180 учеников, а к январю 1703 г. - 300 человек. В 1705 г. -состоялся первый выпуск Навигацкой школы (64 человека). Выпускники принимают участие в первых топографических экспедициях. Из стен школы выходят не только моряки, но и артиллеристы, инженеры, архитекторы и учителя.
С появлением нового регулярного флота, в Кронштадте-Петербурге, возникает потребность создания в новой столице специализированного военно-морского учебного заведения, предназначенного для подготовки только корабельных офицеров. Первого октября 1715 г. подписан указ о .создании в Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы Морской академии, или Академии морской гвардии. В нее приказывалось перевести 200 учеников из Москвы, еще 100 предполагалось принять в Петербурге.
Первоначально академию разместили в одном из домов купца А.В. Кикина, там, где сейчас находится Зимний дворец, затем ее перевели в мазанки, а в 1733 г. на Васильевский остров в дом князя В. Л. Долгорукого, стоявший тогда на месте нынешней Академии художеств. Имеются сведения и о том, что с 1719 по 1725 гг. классы Морской академии помещались также в верхнем ярусе здания Петербургской академии. Учеников академии называли морской гвардией, и в 1716 г. учреждается воинское звание гардемарин, в переводе, с французского - страж моря или морской гвардеец. Триста учеников, выходцев из привилегированных сословий, составляли 6 бригад (отделений). Отдельно от них имелся класс геодезистов из 30 человек. Командовал академией директор, бригадами - офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков.
В 1723 г. был изменен порядок производства в офицеры. Успешно окончивших курс стали переводить в морскую артиллерию или в созданную при академии роту гардемаринов. Звание гардемарин получал теперь не ученик Морской академии, а окончивший ее, но еще не произведенный в офицеры.
По вступлении на престол 12-летнего Петра II флот был заброшен, а в царствование Анны Иоановны окончательно пришел в упадок. На Морскую академию отпускали так мало денег, что ученики бедствовали и голодали. Но при Елизавете Петровне уже в 1743 г. академии было предоставлено свое помещение - бывший дворец фельдмаршала Б. К. Миниха, сосланного в Сибирь, находившийся на Васильевском острове, на углу набережной Невы и 12-й линии. Однако на Морскую академию все еще выделялось меньше средств, чем на другие сухопутные шляхетные Корпуса.
Когда ослабевает государство, когда правительство не способно решать государственные задачи, тогда, и возникают конфликты в стратегически важных морских регионах, назревшие и в те времена в районе Балтийского, а затем и Черного моря, приводящие к необходимости возрождения флота, значение которого перед этим упало. Так было всегда. В 1752 г. Академия морской гвардии, преобразовывается в Морской шляхетный кадетский корпус, штат которого предусматривал обучение 360 человек. В строевом отношении они подразделялись на 3 роты, а в учебном на 3 класса. Гардемаринами стали называть учеников старшего (1-го класса) корпуса. В роту входили три учебные группы по 40 человек: гардемаринская, кадетская 2-го и кадетская 3-го классов. Во главе корпуса был поставлен один из самых образованных моряков эпохи, гидрограф капитан 1 ранга А. И. Нагаев. Его помощниками были отличные морские офицеры или известные в области научно-гидрографических изысканий, как Харитон Лаптев, или показавшие свою военную доблесть в боевых действиях, как Григорий Спиридов - впоследствии адмирал и флотоводец, Егор Ирецкий, Иван Голенищев-Кутузов средний. Эти. люди на чистом энтузиазме поставили свое дело так, что вылетевшие из корпуса птенцы на весь мир прогремели своей славой.
В 1762 г. на престол вступила Екатерина II. Ее царствование сопровождалось 30-летней борьбой за обладание Черным морем. Таким образом выполнялась вторая часть программы Петра Великого - завершение географического - государственного формирования на юге. Чтобы восстановить флот, внимание первым делом обратили на его личный состав и его морскую школу. По примеру Петра Екатерина II в конце 1762 г., по согласованию с английским правительством, посылает 20 воспитанников Морского кадетского корпуса в англиский флот для службы на судах. Некоторое время спустя в Англию для прохождения действительной службы отправилась часть младших и старших офицеров. Наряду с этим в соответствии с планом началась реорганизация Морского корпуса. Директором корпуса назначается капитан 2 ранга И.Л.Голенищев-Кутузов. Ему даются самые обширные полномочия. В результате были увеличены штат корпуса, учебная программа на содержание. Улучшились бытовые условия. Учреждена должность главного инспектора классов. Особое внимание обращалось на практическое обучение кадетов и гардемаринов в море. Прибрежные летние плавания заменились дальними походами в Балтийское море на судах под командой лучших командиров. Суда с кадетами доходили и до Архангельска.
Двадцать четвертого мая 1771 г. пожар на Васильевском острове уничтожил между 7-й и 21-й линиями ряд строений, в том числе и здание корпуса. Кадетов вывели в Галерную гавань, в западную часть Васильевского острова, где развернули летний лагерь. А вскоре Морской шляхетный кадетский корпус решили перевести в Кронштадт, в Итальянский дворец, в котором из-за отсутствия средств для восстновления старого здания он находился четверть столетия.
С 1827 по 1842 гг. корпусом руководил И. Ф. Крузенштерн, в 1803-1806 гг. возглавлявший первую российскую кругосветную экспедицию. По его инициативе в 1827 г. при Морском корпусе был основан Офицерский класс. В свое время в нем учились писатель и редактор "Морского сборника" С. П. Крашенинников и историограф русского флота и Морского кадетского корпуса Ф. Ф. Веселаго. Впоследствии офицерские классы преобразовались в Морскую академию, получившую в 1907 г. новое здание на 11-й линии Васильевского острова, а с 1910 г. и организационную самостоятельность.
Вследствие начатых Александром II государственных реформ, в том числе и военных, началась реорганизация существовавших и создание новых военно-морских учебных заведений. Исполнителем реформ Boeнно-Mоpcкoro образования стал и в 1861 г. назначен директором корпуса путешественник и гидрограф В. А. Римокий-Корсаков - старший брат композитора. Морской кадетский корпус в 1867 г. - переименовывается в Морское училище, отнесенное к разряду высших учебных заведений. Вводится "Устав Морского училища". Срок обучения составляет 4 года, а звание "гардемарин" теперь присваивают выпускникам, которым предстояло совершить плавания на кораблях флота, после чего они производились в чин мичмана....
В 1891 г. Морское училище получило старое название - Морской кадетский корпус. Новым положением было установлено 6-летнее обучение, прохождение которого состояло из 3 общих и 3 специальных классов. Всех поступающих учиться разделили на 3 разряда: дети офицеров, дети потомственных дворян и "своекоштные" - находившиеся на обеспечении родителей и лишь посещавшие занятия. Гардемаринами в то время называли тех, кто окончил теоретический курс по программе старшей кадетской роты и направлялся в плавание перед выпуском. Позднее воспитанников подготовительных рот стали называть кадетами, а специальных рот - гардемаринами. В 1898 г. предусматривалось обучение 600 человек. К сентябрю 1899 г, выстроили еще один дом по 11-й линии, где разместилась старшая гардемаринская рота.
С 13 по 15 января 1901 г. состоялось празднование 200-летия Морского кадетского корпуса. Этому событию было придано государственное значение. На торжестве присутствовал Николай II с членами царской фамилии.
По-разному сложились судьбы гардемаринов и молодых офицеров последних предреволюционных выпусков. В романе Л. С. Соболева "Капитальный ремонт" упоминается приветливый и обходительный гардемарин граф Бобринский, любезно предоставивший главному герою нанятую пролетку. Можно бесконечно писать и рассказывать о царских морских офицерах, принявших участие в гражданской войне на той пли иной стороне, но это уже другая история.
В сентябре 1918 г. в соответствии с приказом на учебном корабле "Петр Великий" началось комплектование Курсов командного состава флота. В октябре слушателей, в основном бывших матросов боевых кораблей, перевели в здание Морского училища. Многие прежние преподаватели приступили к обучению новых моряков. Впервые за историю военно-морского учебного заведения учебные классы и залы наполнились выходцами из рабочих и крестьян. В Училище командного состава флота обучение проходило в течение трех с половиной лет. Вместо 6 специальных отделов было введено 2 отдела: морской, готовивший штурманов, артиллеристов, минеров, и технический, готовивший радиотелеграфистов, механиков и электромехаников.
Десятого октября 1922 г. училище переименовали в Военно-морское училище, а 7 января 1926 г. ему присвоили имя Михаила Васильевича Фрунзе. Выпускникам училища присваивали звание "командир РККФ".
В 1939 г. ВМУ имени М.В. Фрунзе было отнесено к разряду высших учебных заведений первой категории. Приказом Наркома ВМФ определен праздник училища, соответствующий дате его основания - 14(25) января 1701 г.
Летом 1941 г. курсанты училища проходили практику в отряде учебных кораблей, а выпускники стажировку на боевых кораблях. Начало Великой Отечественной войны не позволило вовремя вернуться всем старшекурсникам к первому военному (досрочному) выпуску, состоявшемуся 25 июня 1941 г., когда лейтенантами стали 198 фрунзенцев.
Начиная с марта и до сентября 1944 г. курсанты уже 2-го курса во время морской практики проходили боевое крещение на кораблях Каспийской военной флотилии (одновременно морским учебным центром) и на кораблях Черноморского флота.
В сентябре 1944 г. курсанты вернулись в Баку и октябре отправились в Ленинград, где высадились на Московском вокзале и прошли пешком по Невскому проспекту на Васильевский остров в здание училища, которое было частично разрушено. Курс, ставший 1-м в 1943 г., обучался до апреля 1947 г. и был первым большим послевоенным выпуском. В Зале Революции (бывшем Столовом) 28 апреля 1947 г., адмирал флота Н. Г. Кузнецов вручал выпускникам офицерские погоны и тортики. Звание "лейтенант" получили 314 курсантов основного факультета и 149 - гидрографического. Одиннадцать человек из этого выпуска стали советским адмиралами. Среди них адмирал А. П. Михайловский, адмирал Э.Н. Спиридонов, вице-адмирал Ю.А. Кузнецов, вице-адмирал В.С. Шаповалов.
В послевоенные годы в стране с ростом обороноспособности и мощи ВМФ стал функционировать целый ряд высших военно-морских командных и инженерных училищ, готовивших специалистов для Военно-Морского Флота, но ВВМУ имени М. В. Фрунзе по праву оставалось лучшим из лучших, и нередко его называли "училищем № 1" или "королевским училищем". Последние несколько десятилетий его составляли 3 факультета: штурманский, гидрографический и факультет оружия с противолодочным и минно-тральным отделениями. Сегодня бывшее ВВМУ имени М.В. Фрунзе организационно объединено с бывшим училищем подводного плавания имени Ленинского комсомола.
Возвращаясь к предстоящему юбилею, от имени своих товарищей по училищу поздравляю всех выпускников ВВМУ имени М.В. Фрунзе, курсантов, офицеров и служащих сегодняшнего Военно-морского института с 300-летием учебного заведения. Желаю всем крепкого флотского здоровья, счастья и полного благополучия в жизни.