Пока Дума решает ввести сухой закон или ограничиться госмонополией на «злодейку с наклейкой» - пьют везде: в ресторане, кафе, на улице и дома, в автобусе и вагоне, на траве и на воде. Пьют по-всякому: сидя, стоя, лежа, раком и птицей, но всегда через голову. Как это? Очень просто - рот расположен на голове, а все питье проходит через него, а в это время верхняя часть головы дурнеет и ни за что не отвечает… Отсюда все беды!
В стенах Государственной Думы периодически возникает вопрос о водочных проблемах, потом он медленно растворяется в массе малозначимых законов. А народ продолжает травиться, водка дорожать, а деньги течь мимо бюджета... Депутаты, поражая друг друга цитатами великих ученых, наверняка не слышали, а тем более не читали трудов Ивана Гавриловича Прыжова (1827-1885), до и после которого никто так серьезно не исследовал питейное дело в России. К сожалению, в 1868 году вышел только первый том исследований «История кабаков в России в связи с историей русского народа», а второй и третий тома были Прыжовым сожжены, так как в работе ярко прослеживалась тенденция зарождения всех народных бунтов в кабацкой среде. А, как известно, в России правда никогда не преодолевала цензурные рогатки. Это в его трудах опровергается мнение, что России самим Богом предназначено пьянство, о чем твердят многие «знатные» люди. В до московской Руси пьянства не было - не было его, как порока, разъедающего народный организм. Питье составляло веселье, удовольствие, как это и видно из слов, вложенных в уста князя Владимира древнерусским летописцем: «Руси есть веселье питии, не может без того бытии». Но прошли века, свершилось многое, и ту же поговорку ученые стали приводить в пример пьянства, без которого будто бы не может быть и Руси… Постоянное ухудшение жизни на Руси ставило перед народом массу неразрешимых проблем, которые вынуждали его топить свое горе в вине, так веселье переросло в пьянство. Во время «демократизации» пьянство получило полную свободу: вольны производители гнать зелье, вольны потребители - пить его, что и привело сегодня к поголовному пьянству. Русский народ вплоть до середины XVI века жил достаточно хорошо, свободно варя пива и меда для себя, платя за это пошлину с солода, с хмеля и меда, что и называлось «брашной пошлиной». С появлением водки и кабаков (1552 г.) начинается борьба за прибыль, появляются «царевы кабаки», появляются и откупа (частная продажа. - В.К.), появляется зло… И впоследствии была ли «казенная продажа вина», или вольная «откупа» - зло уже не переводилось: наживался чиновник, наживался откупщик, кабаки вызывали пьянство, пьянство вызывало запой, запой шел по всей Русской земле, поднимая всеобщее пьянство, то тихое, беспробудное, разбитое и понурое, то лихое и дикое! Возьмем только недалекое прошлое. До 1817 года существовала откупная продажа вина, по откупным делам возникали бесчисленные жалобы и споры, но откупщики (нынешние «предприниматели») продолжали себе позволять всевозможные злоупотребления. Граф Гурьев восстал против откупов, и по его настоянию манифестом 1817 года откупа были уничтожены и введена казенная продажа вина. Но это не уменьшило пьянства. Питейные чиновники через подставных лиц брали себе лучшие питейные дома, раздачу кабаков обратили в доходный бизнес, выражаясь современным языком. Народ пьянствовал по-прежнему. Грабеж казны и народа, производимый чиновниками, и уменьшение питейных доходов обратили на себя внимание Государственного Совета. В 1827 году снова были восстановлены откупа. Итак, виток, за витком, а борьба с пьянством лежит совсем в другой сфере - социальной и духовной… «Историю кабаков в России» пересказать в газетной статье невозможно, даже дать обширный анализ сложно. Но то, что этот исследовательский труд актуален в современных условиях, несомненно. Поэтому, в связи с принятием Закона на монополию по производству этилового спирта, принятого Госдумой перед уходом на летние каникулы, приведу только обширные выдержки из главы книги «Введение новой питейной системы и ее последствия» без комментариев. «Уничтожение откупа, составляет лучшую страницу настоящего царствования. (Александра II. - В.К.). Еще в 1858 году стали ходить слухи об уничтожении откупов, откупщики утверждали, что все это неправда, и действительно, в 1859 году откупа продолжены были еще на четыре года. Сделалось известным мнение Государственного Совета, утвержденное 26 октября 1860 года о введении акцизной системы, но откупщики твердили по-прежнему, что откупа останутся. Явилось окончательно утвержденное положение 4 июня 1861 года, и все еще не было веры, что откупа когда-нибудь прекратятся. «…». …Откуп отходил на покой и оставлял государству недоимку слишком в 50 миллионов. Народсоблюдал глубокое молчание. Значение новой системы уяснилось скоро. Когда приступили ко введению ее, то в бюджете на 1863 год валовой доход с акциза определен был в 98 миллионов вместо 104 миллионов, которые давали откупа в 1852-1862 годах, т.е. новая система должна была по-видимому оставить в карманах народа до 6 миллионов рублей. Уменьшение на 6 миллионов было предположено в видах недобора казне. Но в действительности же оказалось, что требования на вино превзошли ожидания и общий валовой итог собственно на 1863 год дошел до 113 577 066 рублей, что превышало откупную сумму на 9 миллионов, а бюджет 1863 года - на 15 миллионов. Чистого дохода было получено 106 453 194 рубля, т.е. более откупного на 2 321 477 рублей, или на 2,2 процента, и против бюджета больше чем на 1 миллион, т.е. слишком на 7 процентов. Всеобщее пьянство обратило на себя внимание правительства, и 18 сентября 1864 года высочайше утверждено было мнение Государственного Совета о возвышении патентного сбора. В 1865 году была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками, с целью ограничения пьянства народа. Комиссия эта пришла к следующим мерам: 1) оптовая продажа питий допускается повсеместно без всякого разрешения; 2) все места раздробительной продажи, в том числе и на вынос, с небольшими исключениями. в городах могут быть открываемы не иначе, как с разрешения общества, владельцев земель, городских учреждений и других ведомств; 3) должно быть обращено строгое внимание на личность виноторговцев, от которых требуется полная благонадежность; 4) патенты на питейную продажу выдавать только годовые, с возвышением цены оных, по мнению некоторых членов комиссии; 5) увеличить установленное расстояние питейных заведений от сельских церквей, и ввести в законодательство некоторые другие учреждения, близ которых не может быть терпима продажа; 6) определить ближе внешнее устройство питейных заведений, не допуская в оных никакой мебели, кроме полов и стойки; 7) допустить в питейных заведениях продажу известного качества холодных закусок (в московских кабаках до этого не было закусок, кроме маленького кусочка хлеба. В винных погребах везде была закуска). Наконец одними из последних мер против пьянства были, во-первых, решения городских дум обложить питейные заведения новыми акцизом в пользу города, а С.-Петербургская дума даже учредила особый комитет для наблюдения за кабаками. Во-вторых, меры, принятые земскими собраниями многих губерний… В то же время меры против пьянства принимал и сам народ. Еще в 1864 году на заводах нижнетагильских, северском, верхнеистском и ревнинском восемь сельских обществ открыли у себя общественные городские питейные заведения, в которых продажа должна была производитьсяна капитал общества и в пользу его. В 1866 году в Уфимском уезде на железном заводе Белосельских-Белозерских также состоялся приговор не давать никому разрешения на продажу напитков, и если не будет препятствия от акцизного управления, то открыть три питейных заведения от имени общества. Устройство дела возложено было на собрание выборных. Таким образом, сама жизнь пыталась еще раз выработать себе общественные питейные дома, в которых несколько веков назад зародилась культура русского народа. Ранним утром первого января 1863 года открыла свои действия акцизная система, и дешевая водка, оставшаяся от откупа, окрещена= была именем дешевки. Народ был счастлив, что дешевая водка, столь для него необходимая, и, собравшись пред домом одного откупщика, пропел ему анафему, а своему государю возгласил многолетие. В Шуе, на святках кто-то ходил по трактирам, замаскировавшись в надгробный памятник откупу. Ходячий памятник представлял большой четырехгранный столб, широкий снизу, узкий кверху, по сторонам его были написаны приличные эпитафии, оплакивающие откуп. На все, что делалось теперь перед глазами народа, он отвечал своими лубочными картинами: «Похороны откупа, или славный был покойник!» «Дешевка забирает ловко!» «Пить до дна, не видать добра» и т.д. А общество между тем кричало. что народ спился, что непременно сопьется… Но и теперь, как всегда прежде, далеко не весь народ пьянствовал, а потому хлеб сеялся по-прежнему, портной и сапожник по-прежнему шили платье, и весь мир шел своим порядком… Но дело в том, что с годами в народе накопилась достаточная сумма надломленных сил, что у многих из народа появилось денег больше, чем прежде, а девать их некуда, как только пропить, и, с другой стороны, оказалось много людей или готовых выпить, или убедившихся, что легче напиться, чем наесться, и вот к кабакам потянулась целая вереница разного люда… Последствием всего этого было увеличение числа умерших от употребления вина и опившихся до смерти. В 1842 году умерло от употребления напитков или, по выражению одного отчета, захлебнулось вином 939 человек, больше всего в Москве… В Курляндии (где свободное пивоварение) и в Украине (в губерниях Полтавской, Екатеринославской и в Бессарабской области) умерших от пьянства не было. Но в Москве, судя по ежедневным известиям в «Московских полицейских ведомостях» о людях, явно умерших от пьянства, - число их страшно велико». Как я писал выше, не хотел комментировать вышеприведенные выдержки, но невольно напрашивается один вывод: в народе надо воспитывать «культуру пития», а какая будет продажа не столь важно, только бы со стороны государства был надлежащий контроль за производством спиртного, и не допускалось лихоимство. |