на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ЭХО СОБЫТИЯ Успешный бизнес босого сапожника: шоу маст гоу он - 2007
Автор: Капитан 2 ранга А. ПЫЛАЕВ   
Нет. Не удалось уйти от заголовка, первая часть которого перекочевала из обзора салона 2005 года. Ситуация практически не изменилась, и обрисовать её очень просто: за то время, которое потребовалось нам на строительство трёх вполне приличных фрегатов для ВМС Индии, для собственного флота мы едва успели изваять один посредственный корвет, ставший главным экспонатом МВМС-2007. Маловато!
Этапность затянулась...
Первый Международный военно-морской салон, прошедший в 2003 году, был мероприятием в первую очередь праздничным и по-настоящему радостным. То была декларация намерений. Оборонная промышленность и наука, сумевшие выжить в период десятилетнего государственного безумия, собирались с силами и провозглашали готовность вернуться к созидательной работе по возрождению и модернизации флота с активным выходом на мировой рынок вооружений. Некоторый избыток желания получить денег по сравнению со способностью их заработать казался естественным следствием долгого государственного невнимания вкупе с эффектом легкой моральной деградации директорского корпуса.
Военно-морской салон 2005 года ожидался уже не столько как праздник, а как форум, позволяющий понять динамику выхода из кризиса нашей оборонки и шансы Вооруженных Сил России стать главным потребителем предлагаемой продукции. Динамика оказалась стабильно слабой.
Главным объектом внимания на салоне была дизельная подводная лодка «Санкт-Петербург», которая имела все шансы стать блестящим образцом боевого корабля в своём классе, но превратилась в многопроблемный долгострой из-за конфликтов денежных интересов и амбиций. Сейчас флот с напряжением ждёт, какой будет судьба следующей лодки в этой серии - ПЛ «Кронштадт».
Наконец, в 2007 году главным «шоу-стоппером» стал корвет проекта 20380 «Стерегущий». Как отметили мои коллеги-телевизионщики, на дипломатичном языке чиновника не слишком удачное изделие принято называть «этапным». Так вот «Стерегущий» - это весьма «этапный» корабль, который делает мало узлов за очень много денег. С одной стороны, на корвете мы имеем вполне современную «начинку» из боевых систем и электроники. С другой стороны, всё это немилосердно спрессовано в маленький корпус, созданный по лекалам 80-х годов, что при не слишком мощном двигателе делает корабль медлительным и ограничивает боевые возможности при волнении. «Морская газета» и ее спецвыпуск «Оборонный заказ» уже добрый десяток раз публиковали материалы серьёзных экспертов о необходимости предельного внимания к кораблестроительным элементам вновь создаваемых боевых единиц. Искусство проектирования перспективных корабельных корпусов находится на грани исчезновения. А ведь мы ещё планируем на мировом рынке кораблями торговать. Или это шутка такая?
«Этапность» корветов и подлодок, которые мы «по чайной ложке» получаем для восполнения гигантских небоевых потерь флота, имеет отношение к психологии в той же мере, что и к технологии. Упомянутая «легкая моральная деградация» отечественных управленцев генно модифицирует всю систему принятия решений. То есть, в принципе, ответственные руководители по-прежнему помнят о проблемах безопасности своей страны, о боеготовности флота... И когда вырабатывают решение по облику и строительству корабля, они также думают об этих «романтических» величинах, но примерно в 15-ю очередь. Так уж сложилось, что сначала принято думать о деньгах на заказ, об откате чиновникам, о заказе комплектующих с точки зрения отката на заказ, об имидже с откатом на пи-ар, о банковских счетах и семейных заботах, проблемах движимости и недвижимости и т.п. Согласитесь, господа, при таком или схожем рейтинге «взрослых» вопросов, мысли о качественной модернизации флота выглядят несколько инфантильно. Сравнима ли абстрактная боеготовность с волшебной перспективой пожизненного пищеварения? Увы, редко. Поэтому флот продолжает медленно получать корабли «имени 15-й очереди», которые с дипломатической изысканностью называют «этапными».
Есть мнение, что «этапность» изрядно затянулась.

ОСК-строение

Возможно, историческим шансом вывести российское судостроение из ступора станет создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Тот случай, когда жесткий стресс в результате смены системы управления предприятиями может оказаться благотворным. Как всегда, очень многое будет зависеть от кадровых решений.
Руководителем ОСК назначается советник Президента РФ по проблемам оборонно-промышленного комплекса А. Бурутин. Его пресс-конференция 28 июня стала самым содержательным информационным событием салона. Александр Германович особо подчеркнул, что по-прежнему является советником президента, а назначение на новую должность может состояться только по факту учреждения ОСК, которое ожидается 22 июля.
 
Интеграционные процессы
В ходе 3-го Международного военно-морского салона состоялось подписание документа об интеграции Концерна «Моринформсистема - Агат» и ОАО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс». Учитывая, что акции Концерна «Моринформсистема - Агат» находятся в государственной собственности, его объединение с ОАО «Радар ммс» можно назвать частно-государственным партнерством. При этом, пожалуй, впервые интеграционные процессы инициированы не «сверху», а стали результатом осознанных действий руководителей предприятий, реально осознающих необходимость консолидации в условиях конкуренции с транснациональными военно-промышленными корпорациями Европы и США.
Справка: ОАО «Концерн «Моринформсистема - Агат» образован в феврале 2004 года путем объединения московского ФГУП «Научно-производственное объединение «Агат» (головное предприятие Концерна), ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт «Курс» (Москва), ФГУП «Производственное объединение «Бином» (г. Саратов), ФГУП «Научно-производственное объединение «Марс» (г. Ульяновск) и ОАО «Научно-производственное предприятие «Калужский приборостроительный завод «Тайфун» (г. Калуга). В марте сего года в Концерн вошли ФГУП «Государственный московский завод «Салют» (Москва), ФГУП «Завод «Топаз» (Москва), ФГУП «Конструкторское бюро «Аметист» (Москва), ОАО «Изумруд» (г. Владивосток), ОАО «Комета» (г. Ульяновск) и ОАО «Научно-производственная фирма «Меридиан» (Санкт-Петербург).
ОАО «Научно-производственное предприятие «Радар ммс» (Санкт-Петербург) ведет свою историю с 1950 года.
Интеграция ведущих российских предприятий, уже объединенных в Концерн, специализирующийся на разработке и создании современных боевых информационных и управляющих систем кораблей, средств автоматизации управления, систем управления оружием, многофункциональных радиолокационных станций, тактических и специализированных тренажеров, а также других корабельных систем вооружения, с одной из основных организаций в Российской Федерации, занимающейся созданием высокоинформативных многофункциональных малогабаритных транспортируемых радиоэлектронных комплексов, не просто увеличивает масштабы, а объединяет интеллектуальный, научно-технический, производственный и маркетинговый потенциалы с целью разработки и выпуска конкурентоспособной продукции, внедрения инновационных разработок, создания маркетинговой сети, расширения внешнеторговых связей и организации продаж.
 
 
Общее впечатление от пресс-конференции - весьма позитивное. Александр Бурутин известен среди профессионалов в сфере ОПК, как ответственный, деятельный и компетентный государственный чиновник. Проблемы военного кораблестроения и в целом судостроения ему хорошо известны. Правда, новая должность предполагает другой порядок детализации обстановки. И жаркий диалог с журналистами показал, что именно деталями Бурутин интересуется всерьёз. Реальный вызов таков: либо сложившееся в судостроении за последние 10-15 лет рутинное болото из противоречий, проволочек и растрат, рыгнув, поглотит новое начинание, либо на этом болоте будет построено что-то вроде Петербурга. Страна у нас такая - максималистичная.
Идеология работы ОСК представлена на выборочных слайдах из материалов пресс-конференции. Механизм её реализации выходит далеко за рамки акционирования. Нам остро необходимы:
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО разработанная Федеральная целевая программа гражданского судостроения с разумными мерами государственной протекции;
- СБАЛАНИСИРОВАННАЯ военная кораблестроительная программа, опирающаяся не на идиотский тезис минфина об отсутствии в России денег, а на реальные потребности страны с самой протяжённой морской границей и гигантским ресурсом шельфа;
- КАЧЕСТВЕННОЕ техническое перевооружение судостроительных предприятий с созданием верфей нового типа, что должно войти во все профильные программы. А также акцент на приоритетное развитие и использование возможностей РОССИЙСКОГО машиностроения в судпроме.
Всё, о чем говорил Бурутин, прямо касалось перечисленного. Осталось начать и закончить... И конечно же нужен «локомотив». Для Военно-Морского Флота им должен стать новый авианесущий корабль. Несколько десятков авторитетных экспертов писали об этом в «Морской газете» и её спецвыпуске «Оборонный заказ». Авианосец нельзя рассматривать, как частность. Его строительство - процесс, не равный себе. Это жизненно необходимый шаг к воссозданию ВМФ, как многофункциональной сбалансированной и устойчивой боевой системы, не являясь которой, флот остаётся потешным полком морского базирования.
Понимая это, Александр Бурутин на пресс-конференции заявил, что разрабатываемая концепция развития ВМФ до 2040 года «...конечно же должна предусматривать строительство авианесущих кораблей».

Детали

Поскольку прошедший салон - уже третий, можно, не пытаясь охватить все его разделы, остановиться на том, что само собой привлекло моё внимание как частного посетителя, пусть и в форме.
Двигаясь от общего к частному, начнём с управления производством. В нашем спецвыпуске «Оборонный заказ» № 13 (март 2007 г.) была опубликована статья на эту тему начальника центра информационных технологий ОАО «Ратеп» М. Семичастного. Сейчас позитивный опыт предприятия внимательно изучается руководством концерна «Алмаз-Антей», в который оно входит.
Прекрасно, что идея оптимизации управления оборонным предприятием и автоматизации решения длинного ряда задач пользуется всё большим спросом. На МВМС-2007 корпорация «Галактика» представила целый спектр решений, позволяющих автоматизировать:
- выполнение основных управленческих и учётных задач;
- управление жизненным циклом выполнения заказов;
- выполнение специальных и отраслевых задач, связанных, в частности, с управлением строительством, транспортом, ремонтами и обслуживанием оборудования.
Рационализация производственного процесса должна стать одним из факторов, позитивно влияющих на ценообразование в сфере ОПК, своевременность исполнения контрактов и рост конкурентоспособности.
Весомый пакет предложений представил на салоне ЦНИИ технологии судостроения. В контексте сказанного выше интересна компьютерная система «Ритм-Судно», предназначенная для автоматизированного решения специализированных задач технической подготовки производства на стадиях проектирования и постройки судов.
Серьёзного внимания заслуживает весьма своевременная разумная инициатива предприятий из Нижегородской области ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация» и ОАО «Чкаловская судоверфь». Ими представлена концепция мобильной военно-морской базы на основе плавучих композитных средств, о которой, надеюсь, мы расскажем подробнее в одном из ближайших спецвыпусков «Оборонный заказ».
К сожалению, меньше всего на прошедшем салоне были представлены те корабли и подводные лодки, которые должны встать у причалов наших военно-морских баз (хотя бы в виде проектов). Еще в феврале прошлого года на Северной верфи состоялась торжественная закладка фрегата «Адмирал Горшков», который должен стать головным в серии наиболее массовых эскортных кораблей Российского ВМФ в первой половине XXI века. Но до сих пор даже внешний облик нового фрегата окутан мистическим туманом. Трудно сказать, чего здесь больше - военных тайн, которые удивительным образом раскрываются при взгляде на обводы корпуса или всё же элементарных пустот в проектной документации. Так или иначе, к следующему салону 2009 года ситуация прояснится. Должна будет.
В сфере подводного кораблестроения интересный проект представило ЦМКБ «Рубин». Это неатомная (читай - дизельная) ракетная подводная лодка «Амур 950». Уникальность проекта в том, что при надводном водоизмещении в 1065 тонн и с экипажем в 18 человек на лодке предполагается иметь 10 крылатых ракет в вертикальных шахтах (полный залп в течение 2-х минут) и 16 единиц оружия (торпеды, мины, ракеты) в носовой части для стрельбы через 4 торпедных аппарата.
Отдельно отметим предложение компании «Агат Дизайн Бюро». Его многоцелевое патрульное судно проекта А124 - единственное из всех проектов, представленных отечественными разработчиками, предполагает размещение на борту беспилотного летательного аппарата, то есть, выражаясь словами поэта, сотрудники «Агат дизайн Бюро» помнят, «какое, милые, у нас тысячелетье на дворе...»

А ещё кто-нибудь?

Тем временем, когда наша морская авиация переживает тяжелый кризис и упадок, осторожный оптимизм внушает динамичная работа создателей морского авиационного оружия. По сравнению с предыдущим салоном, корпорация «Тактическое Ракетное Вооружение» расширила линейку авиационных противокорабельных ракет, а также противорадиолокационных и предназначенных для поражения береговых целей. Наверняка у этой продукции будет немало покупателей. Но зарубежных.
В интересах создания высокоточного оружия и электроники следующего поколения, о тесном сотрудничестве договорились концерн «Моринформсистема-Агат» и частная компания «Радар ммс». Текст пресс-релиза приведен здесь целиком. На салоне прошла длительная пресс-конференция, посвященная этому партнёрству, правда, речь на ней шла не только о боевой электронике.

Об уроках Березовского

Генеральный директор ОАО «НПП Радар ммс» Георгий Анцев убедительно попросил журналистов умерить денежные аппетиты, поскольку счета, которые присылают коммерческие издания за рекламу к салону, выходят за рамки здравого смысла. Начался диспут, углубляться в который не станем. Главное, что полезно иметь в виду руководителям предприятий ОПК - это слегка перефразированная, но хорошо известная мысль: «Если Вы не занимаетесь информационной политикой, то информационная политика займется Вами». Изрядное число пи-ар-паразитов на теме военно-морского строительства - это прямое следствие недооценки и недопонимания руководством ОПК сути информационного ресурса. Многие весьма неглупые люди искренне полагают, что пресса и реклама - это синонимы. В итоге имеем добрую дюжину глянцевых фантиков, живущих от выставки к выставке, которые не могут и не собираются хоть как-нибудь влиять на формирование повестки дня и выработку решений в сфере оборонного строительства в нашей стране. Тем временем ведомственная военная пресса фактически лежит на боку. То есть, бездействие обоюдное, так как родное наше министерство не предпринимает сколь-либо заметных централизованных усилий по лоббированию общих с оборонно-промышленным комплексом интересов в деле модернизации Вооруженных Сил через подведомственные СМИ. Наше флотское издание в Санкт-Петербурге является скорее исключением. Место дислокации обязывает.
А при чём тут Березовский? Суетливый лондонский затворник, будучи даже отпетым мошенником, тем не менее, очень хорошо понимал, что такое СМИ, какими они бывают и как ими пользоваться. Заплатить за фантик - дело дурное, не хитрое. Будет ли в нём конфета? Вот вопрос.

Железные успехи

При том, что Россия, как мировой производитель любых боевых кораблей и морских вооружений, сама упорно остаётся в позиции босого сапожника, есть у нас успехи, создающие новый уже не советский задел на будущее.
На МВМС-2005 один из дней я провёл, перемещаясь по стендам и павильонам в обществе многоопытного кораблестроителя, директора компании «Балттехнопром» В. Соколова. Для военно-морского журналиста это очень полезно. Многие вещи начинаешь понимать более объемно. Запомнилось, что больше всего времени мы провели у стенда НПО «Сатурн», где красовались полноразмерные макеты двух газотурбинных двигателей (ГТД). Виктор Петрович с нескрываемым удовольствием поглаживал турбины и долго обсуждал технические нюансы с главным конструктором «Сатурна» Валентином Паюсовым. Вердикт был превосходный.
А в этом году на стенде «Сатурна» один из макетов заменил настоящий двигатель М75РУ (7000 л.с.), государственные стендовые испытания которого были успешно завершены в ноябре 2006 года. Что касается второго макета, его реальный близнец - ГТД М70ФРУ мощностью 14000 л.с. должен пройти испытания в 2008 году. А далее - ожидается успешное завершение работ по созданию ГТД М90ФР мощностью 27 500 л.с. Таким образом, Россия сможет вернуть себе утраченную после развала СССР возможность производить весь необходимый типоряд корабельных газотурбинных энергетических установок уже нового поколения.
Наконец, еще один приятный момент. Ей-богу, если бы на салоне вручали приз за самое оптимистичное проектное предложение, я отдал бы голос за совместную разработку «Пролетарского завода» и ЦНИИ судового машиностроения. Лаконичная листовка с фотографией, схемой и текстом представляет «Аэрофинишеры взлётно-посадочных комплексов». В тексте сказано: «полиспастно-гидравлический аэрофинишер предназначен для торможения летательного аппарата при посадке его на палубу...» На палубу, господа! И написано это не по-английски и не на санскрите, а по-русски. Дело за малым - нужна палуба. Палуба нового российского авианосца.
И не одна.

Капитан 2 ранга А. ПЫЛАЕВ.
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.