Настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы села Марево Новгородской области, кандидат педагогических наук, член Союза писателей России священник Алексий Мороз многие годы находится на передовой борьбы по избавлению человеческих душ от гнездящегося в них зла в виде алкогольной, табачной и наркотической зависимости.
Теме спасения людей от губительных страстей и пороков посвящены страницы таких вышедших из-под пера православного писателя книг, как «Школа трезвения», «Люди и демоны», «Как победить пьянство», «Как победить алкоголизм», где живым пасторским языком рассказывается о христианских основах трезвости, о причинах, способствующих возникновению патологического привыкания к алкоголю и наркотикам, о способах физического оздоровления, о духовных, психических и телесных средствах помощи тем, кто находится под гибельным воздействием алкоголя и психоактивных веществ.
Недавно священник Алексий Мороз возглавил амбулаторно-консультационный центр «Воскресение» Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии. Наш специальный корреспондент капитан 2 ранга запаса Валерий Никонов встретился с отцом Алексием и попросил его ответить на вопросы редакции. Сегодня мы представляем нашим читателям текст состоявшейся беседы.
- Отец Алексий, в своих статьях, книгах, публичных выступлениях на радио и телевидении Вы стараетесь донести до сознания людей всю горькую правду о пагубности алкоголя, табака, самых разнообразных психоактивных веществ. Что побуждает Вас, православного священника заниматься такой деятельностью?- Господь наш Иисус Христос заповедовал спасать каждую заблудшую овцу. Этой заповеди я уже следую два десятилетия. После рукоположения меня митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (ныне Алексий II - Патриарх Московский и всея Руси) во священники я по-настоящему познал, что такое спивающаяся Россия. Однажды во время литургии в храме возник шум. Я вышел из алтаря и увидел двух пьяных молодых мужиков и двух таких же подвыпивших молодых женщин с маленькими детьми.
- Всё, поп! - подошли они ко мне, - Крести детей, праздник у нас, видишь, гуляем. А ты детей крести!
- Приезжайте трезвыми да мирными, тогда и покрестим, - попытался я вежливо образумить их.
- Ты что нам праздник портишь! - рассвирепел один из них, как оказалось бывший уголовник.
В тот день меня от финского ножа спасла реакция, выработанная за годы моей учебы в институте имени Лесгафта.
- Убирайтесь, - сказал я, - пока в тюрьму не сели.
С руганью и угрозами подвыпившие безумцы сели в сани и уехали. По дороге одного ребенка спьяну обронили. Хорошо, что Промыслом Божиим его одна бабушка нашла и отогрела. Потрясло меня это событие. Оно помогло мне пронзительно осознать: мой русский народ спивается, гибнет... За годы пасторской службы в приходах Новгородской епархии я исповедовал тысячи людей, одержимых пагубными страстями пьянства и алкоголизма. Мне довелось услышать от них немало леденящих душу историй о том, что творят в хмельном угаре и мужья, и жены, и подросшие дети... Многие из тех людей, которых я отпевал после их смерти, преждевременно ушли из жизни только лишь потому, что по сути дела с младых ногтей пристрастились к пагубному зелью. Это и побудило меня взять в руки писательское перо, чтобы, опираясь на традиции Православной Церкви, на достоверные научные знания и на опыт русского православного трезвенного движения, на страницах книг, газет, журналов поведать, особенно молодым людям, о духовных и духовно-нравственных причинах пьянства и алкоголизма, дать пастырские советы, которые помогли бы им увидеть ту границу, где заканчивается привычка винопитием поднимать настроение, снимать стрессы или коротать время за кружкой пива, и начинается гибельная непреодолимая страсть к спиртному.
- Вы не первый год занимаетесь проблемами духовного оздоровления общества, возрождением традиционных духовно-нравственных основ жизни православных россиян. Как сегодня обстоят у нас дела с пьянством, употреблением наркотиков? - Алкоголизация и наркотизация сегодня - это уже даже не просто страшная проблема, а смертельная угроза выживаемости страны. Впервые в октябре 2006 года в истории России в одном из исконно русских регионов (речь идет о Псковской области) в связи с массовым отравлением людей суррогатным алкоголем был введен режим чрезвычайной ситуации. Если подсчитать наши жертвы за последние 20 лет, то мы увидим: потери только от алкоголя и никотина куда больше тех потерь, которые понесли наши силовые структуры, выполняя конституционный долг в ходе проведения антитеррористических операций, вооруженных конфликтах на межнациональной основе...
С каждым днем все более зловещей и опасной становится и проблема наркомании. Ныне в России от наркотиков умирает более 70 тысяч человек, средняя продолжительность жизни наркозависимого составляет 4,5-5 лет. Это означает, что в течение 5 лет погибают 400 тысяч человек и почти полностью обновляется состав людей, пораженных этим страшным недугом. Если такая ситуация в стране продолжится и усугубится, то через 10-15 лет в стране просто некому будет рожать, работать, защищать Родину. Поэтому забота об избавлении нашего общества от гибельного воздействия алкоголя и наркотиков такая же острая и важная, как и забота о сохранении и повышении обороноспособности государства.
- Думается, читателям «Морской газеты» будет интересно узнать: «В чем же причина того, что из поколения в поколение люди губят себя одурманивающим зельем? Где надо искать корни этого зла и в чем причины его возникновения?»- Православие считает человеческие пороки и страсти результатом грехопадения человека, его отпадение от Бога. Когда Адам и Ева пали и, согрешив, оказались под властью нечистых духов, которые, вступив в непримиримую вражду с Богом, по словам преподобного Нила Мироточивого, «...не только не каются, но еще и гордятся своими богомерзкими делами». Эти демоны не в состоянии ничего сделать Творцу, Который, являясь Всемогущим, находится в недосягаемости от всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу нечистые духи обратили на человека. созданного по образу Божиему, и зная, что Господь любит Свое создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви.
В реальной жизни сатана, воздействуя на чувственную сферу человека, побуждает его к табакокурению, пьянству, наркомании, блуду, сребролюбию и другим страстям. Падший дух знает: до той поры, пока грешник пресмыкается в прахе страстей своих, он не в состоянии внять призывам Всевышнего. Таким образом, богообразные люди, предаваясь всевозможным страстям и порокам, не только начинают уподобляться животным, но и даже становятся хуже нечистых тварей.
Пагубные страсти - это не только следствие первородного греха, но и конкретное проявление греха родительского. Наши благочестивые предки твердо знали, что именно через детей Господь наказывает за грехи родителей до третьего и четвертого поколения, и дети, появившиеся на свет в результате добрачных и внебрачных связей, могут вырасти умственно и физически неполноценными, стать алкоголиками, наркоманами, самоубийцами, извращенцами и просто несчастными людьми. Ученые отмечают: у алкоголиков и наркоманов новорожденные младенцы уже при рождении начинают испытывать синдром похмелья или наркотических ломок. Скажу больше, анализ жизни молодых наркоманов показывает: как правило, все они росли в безрелигиозных семьях, не имели никакого понятия о Боге, духовной жизни, библейских заповедях, добродетели, целомудрии. Все основные пороки общества им были хорошо известны, да и сами они с юных лет вели блудный образ жизни. Но при этом никто из них не считал такую жизнь греховной, ибо они не имели понятия о грехе, и это есть самая большая победа дьявола, сумевшего убедить людей в том, что в мире его нет, в природе он не существует. Поэтому люди, считающие существование нечистой силы плодом человеческой фантазии, и сами не защищены от ее происков, и других также настойчиво убеждают в том, что ее нет.
Тем не менее, даже проигрывая в войне с темными духами, надо больше уделять внимания не коварству и силе врага, на что мы повлиять не всегда можем, а собственной слабости. В данном случае для нас главным предметом обсуждения должно стать духовное состояние общества, ведь именно от этого зависит исход духовной брани, и именно это мы в состоянии изменить.
- Выходит, пьянство, табакокурение, употребление психоактивных веществ - это большой грех перед Господом Богом?- Да, в первую очередь грех, а потом уже болезнь, появляющаяся в результате жизни без Бога и вопреки Его заповедям. Ибо как вере человека в Господа нашего Иисуса Христа соответствует определенный образ жизни, так и жизни вне Православной веры соответствует свой образ жизни, создающий психический стереотип, программирующий человека на вполне определенный греховный образ жизни. Поэтому если мы будем пытаться лечить страсть людей к алкогольно-табачным, наркотическим ядам только медицинскими препаратами, то коренного успеха мы не добьемся. Эту пагубную страсть невозможно преодолеть, даже если к современным лекарствам мы добавим еще и психотерапевтические средства, поскольку корни заболевания к любым дурным пристрастиям находятся именно в духовной области, о чем многие люди даже и не догадываются. И если эти корни греха не вырвать из духовной сферы человека, то из них всё равно будут произрастать сорняки-страсти, даже если «вершки» (телесные и душевные проявления болезни) будут устранены. «Корни», или духовные истоки страстей, по-настоящему исцеляются только лишь в духовной лечебнице - Церкви. Помимо духовных, есть ещё и социальные, и экономические, и геополитические.
- Социальные и экономические причины роста употребления алкоголя и наркотиков очевидны и всем вроде бы понятны, а что собой являют причины геополитические?- Вековая мечта Запада о закабалении России с целью овладения её ресурсами - природными, людскими и территориальными - не может быть осуществлена (в этом убедила история государства Российского) военно-силовыми методами. Вот почему по окончании второй мировой войны враги России ставку сделали на духовное растление россиян, несколько десятилетий воспитывавшихся в атеистическом духе. Поэтому искусственное формирование в общественном сознании спроса на алкоголь и наркотики, разнузданная пропаганда ничем не стеснённого образа жизни, когда всё позволено и в любом возрасте, связано именно с той группой причин, которые можно условно обозначить как геополитические. В этом смысле можно констатировать, что против России ведется самая настоящая война с использованием таких отравляющих веществ, как алкогольные суррогаты, наркотические и табачные яды. Только с помутнённым сознанием человеческую массу можно без единого выстрела лишить Родины, истории, навязать ей любую идеологию, веру, государственное устройство.
- Какие основные задачи стоят перед амбулаторно-консультационным центром «Воскресение»?- Наш центр является структурным подразделением Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, руководителем которого является настоятель храма во имя Коневской Божией Матери поселка Саперный Ленинградской области протоиерей Сергей Бельков. Кстати, именно там располагается реабилитационный центр «Саперное», где получают исцеление от наркозависимости молодые люди в возрасте от 18 до 32 лет. От недуга наркоманы избавляются чисто духовными средствами. Это покаяние, это жизнь по заповедям Господним, это молитва, пост, причастие, труд... И когда человек с молитвой Иисусовой на устах начинает переделывать свою психику, перестраивать свою душу, изменять самого себя, пагубная страсть отходит от него сама по себе, и бесы над ним уже власти не имеют. Человек не только перестает быть наркозависимым, он еще становится новой духовной личностью, с православным мировоззрением. Он становится человеком- созидателем, а не разрушителем, которым является наркоман или алкоголик.
Лечение там бесплатное. Содержится Центр за счет церковного прихода и тех частных пожертвований, поступающих от людей, которым небезразлично будущее России.
Что касается нашего амбулаторно-консультационного центра «Воскресение», то здесь мы проводим первичный прием наркозависимых молодых людей. У нас разработана своя программа реабилитации наркозависимых, ориентированная на православных людей.
- Если я Вас правильно понял, в центр «Воскресение» за помощью могут обращаться только православные люди?- Это главное условие для успешного лечения. Необходимо, чтобы человек верил, участвовал в молитвенной жизни и хотел бы избавиться от пагубной страсти. Если же человек не верит в Бога, не признает Православной веры и плюс ко всему мучительно думает о целесообразности лечения от наркозависимости, с ним бесполезно иметь какое-либо дело. Мы не работаем над тем, чтобы человек бросил на время наркотик. Мы работаем над тем, чтобы человек стал другим, больше бы не прикоснулся к нему, понимая, что это гибель, что это смерть, что это ад, пребывание в котором для наркомана начинается уже на земле, во время ломки.
Результаты нашей деятельности таковы. В реабилитационном центре «Саперное», куда мы направляем наркозависимых людей, 80 процентов оставляют опасный недуг и возвращаются к нормальной жизни, нормальной работе, образуют крепкую семью с детьми и работают на благо Отечества.
- Отец Алексий, возможно, у кого-либо из читателей «Морской газеты» возникнет необходимость получить в амбулаторно-консультационном центре «Воскресение» необходимую информацию о том, как избавиться от пагубных страстей - алкоголизма, наркомании, игромании, компьютерной зависимости. Как реализовать это желание на практике?- Наш центр расположен в митрополитчьем корпусе Александро-Невской лавры. По вторникам, с 17.00 и до 20.00 в центре «Воскресение» проводятся индивидуальные консультации. По пятницам, с 17.00 до 18.00, проводится цикл лекций «Наркомания и пути её преодоления».
Для желающих самостоятельно преодолеть алкогольную, табачную, игровую, а также наркозависимость, помочь в том своим близким или выйти из созависимых отношений в нашем центре предлагается специальная методическая литература.
- Спасибо за беседу, отец Алексий.Валерий НИКОНОВ.
Фото А. ГРИГОРЬЕВА.