Театр - это всегда праздник. Даже если на его сцене происходят события не очень радостные, театр возвышает, подсказывает нравственные ориентиры, учит, волнует, совершенствует нас…И в этом смысле кронштадтцам особенно повезло.
В их маленьком городе-острове есть театр. И не какой-нибудь захудалый, а с историей, именем, традициями и высоким творческим потенциалом - театр Балтфлота им. В. Вишневского - «Праздник, который всегда с тобой». 17 декабря театру, к созданию которого имели прямое отношение К.Е. Ворошилов и Вс. Вишневский, исполняется 75 лет. Его история, начавшая свой отсчет с 1930 года, через десять лет снискала коллективу театра славу в области воспитания моряков Балтийского флота. Командующий ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов в юбилейном приказе, в частности, отмечал, что за 10 лет «…исключительное внимание театр уделял вопросам оборонной тематики», что театр «работает не только на стационаре, где ярко светит рампа и софиты, но так же хорошо работает на открытой броневой палубе корабля, в кубрике, на земле, где фары автомобиля служат единственным освещением». История театра, вместившая в себя и войну с белофиннами, и Великую Отечественную, и трагический Таллинский переход, во время которого погибла половина труппы, и блокаду, - это история страны, Ленинграда, Кронштадта… За одно только то, что во время войны бригады артистов не только выступали с концертами перед бойцами, но и с оружием в руках защищали боевые позиции, можно в память о павших преклонить колени.
Артисты с первых же дней войны под грохот артиллерийских канонад и вой снарядов выступают на кораблях и в окопах, в блиндажах и подразделениях. В условиях Ленинградской блокады Всеволод Вишневский остается идейным руководителем театра. Как самых дорогих и желанных гостей, ждали и встречали артистов театра краснофлотцы: летчики, зенитчики, связисты. За 1418 дней войны, оперативно маневрируя репертуаром, переходя от малых концертных форм к постановке больших спектаклей, театр показал спектаклей и дал концертов свыше шести тысяч. И в мирные годы театр продолжает жить в диапазоне активного творческого поиска. Имена основоположников театра, в первую очередь художественного руководителя народного артиста РСФСР А.В. Пергамента, а также народных артистов Л.И. Макарова, В.И. Чеснокова, заслуженных артистов РСФСР Л.А. Головко, М.К. Девяткина, И.П. Дмитриева, А.М. Княжецкого и многих других, навсегда стали для новых поколений актеров образцом мужественного и трепетного отношения к искусству. Репертуар театра послевоенного периода обогащается произведениями русской, советской, зарубежной литературы. Но главным остается героико-патриотическое звучание, тема героического подвига народа, чему способствует содружество с флотскими драматургами. На сцене его находят воплощение лучшие произведения А. Арбузова, В. Розова, К. Симонова. Ставятся так же пьесы Ж.-Б. Мольера, Ф. Шиллера, В. Шекспира. В 1992 году вместе с войсками, выводимыми из Прибалтики, театр перебазируется из Лиепаи в город своего рождения - Кронштадт. И здесь на Родине ему довелось пройти очередные испытания бытовой неустроенностью. Артисты жили в малопригодных для жизни условиях - служебных помещениях, общежитиях. За неимением собственной сцены играли в Морском соборе, где, особенно зимой, температура воздуха была столь низкой, что запросто можно было подхватить пневмонию. И труппа все-таки не разбежалась. Преданные своему искусству, служители Мельпомены стойко выдержали болезненную передислокацию и долгое время продолжали жить на голом энтузиазме, доказывая на сцене свое право быть театром особенным - флотским.
С 1998 года коллектив возглавили начальник театра капитан 2 ранга Петр Михайлович Шупик и главный режиссер заслуженный деятель искусств Юрий Константинович Николаев. Несколько лет спустя с помощью Комитета по культуре Санкт-Петербурга театр наконец обрел постоянное местожительство, «бросив якорь» в Матросском клубе. Обслуживая, в первую очередь, моряков Балтфлота и воинов армии, театр продолжает укреплять связи с моряками Северного флота и с жителями различных городов России - от Мурманска до Новгорода и Ярославля, где актеры постоянно в последние годы бывают на гастролях. Именно за счет этого творческий коллектив имеет возможность держаться на плаву, ставить новые спектакли (два в год) и получать в награду от зрителей - за мастерство, за вдохновение, за интересное творческое решение образов и постановку - неизменные горячие, искренние аплодисменты. Как совершенно справедливо заметил начальник театра В.М. Шупик, их творческий коллектив идет непроторенной дорогой. Это прежде всего сказывается в подборе репертуара. Как правило, отдается предпочтение произведениям неизбитым, неизвестным или незаслуженно забытым. Но - интересным, с четкой нравственной подоплекой, с оригинальным подходом к решению темы. Удачный пример - драматург Борис Вахтин, творчество которого получило свое второе рождение благодаря театру Балтфлота. По его книгам были поставлены спектакли «Синяя-синяя речка» - к 60-летию Великой Победы - и комедия «За что ты меня не любишь?», премьера которой состоялась совсем недавно. Так называемая комедия ошибок (в главных ролях Владимир Ладанов и Светлана Соловьева) - остроумна, мила, добра. В нагромождении нелепого стечения нелепых обстоятельств она сквозь смех утверждает - самое прекрасное и высокое чувство на земле - любовь. Причем спектакль смотрится столь выразительным, отточенным и гармоничным не только благодаря своей добротной литературной основе, но и, конечно же, благодаря постановщику Ю.К. Николаеву и актерам, игра которых, как всегда, порадовала зрителей. Спектакль «За что ты меня не любишь?» - предъюбилейный подарок актеров зрителям. Вообще же в их репертуаре спектакли самые разнообразные - от комедии гротеска «Бесприданник» Людмилы Разумовской до пьесы Артура Миллера «Все мои сыновья», где накал человеческих страстей и страданий достигает необычайно драматической высоты. Этот спектакль, заставляющий вместе с актерами думать, страдать и сострадать, - безусловно, одна из больших творческих удач коллектива. Но было бы несправедливо не сказать и о том, что коллектив театра не забывает о прерогативе первого флотского театра страны. Спектакль «Якорная площадь» - первое тому подтверждение. А участие артистов во всех театральных представлениях, связанных с Днем ВМФ (и в Кронштадте, и в Петербурге, на стрелке Васильевского острова), выступления перед моряками, не что иное, как продолжение традиции, летописи театра, имя которого уже имеется в анналах истории. По-прежнему уделяет театр внимание и детям. Сказки «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Кот в сапогах» и другие занимают достойное место в его репертуаре. Творческий коллектив театра состоит из 21 актера. Если учесть, что в 1998 году артистов было всего 12, можно порадоваться возрождению столь необходимого и для Кронштадта, и для Петербурга культурного учреждения. Самые настоящие мастера сцены, снискавшие любовь зрителей, это А. Козлов, Н. Козлова, В. Филиппов, В. Ладанов, С. Соловьева, О. Бережная, Ф. Копосов, З. Терскова, А. Юрков, Г. Ткач и многие другие. В настоящее время весьма органично в творческий коллектив влились молодые актеры, выпускники театральных училищ и академий: Д. Худякова, З. Миндолина, А. Зорин, А. Милков, А. Ермолаев, Е. Сурикова. Молодежь, успешно создающая яркие и запоминающиеся образы, вносит свой достойный вклад в развитие тех замечательных традиций, истоки которых уходят в далекие 30-е годы. Ну и, конечно же, нельзя не сказать о тех сотрудниках театра, которых зритель, как говорится, в глаза не видел, но чья роль в создании целостного образа спектакля не менее важна. Зав. постановочной частью И.А. Мунтян, зав. костюмерным цехом - Р. И. Рослякова, зав. столярным цехом - А.П. Васенин, главный художник - В.В. Вишневская, главный бухгалтер И.В. Мунтян. 75 лет для театра, с одной стороны, - немного. С другой же, с учетом пережитой войны и связанных с нею тягот, потерь и печального опыта, - эта дата кажется более солидной. А сам театр - более умудренным, если так можно выразиться, и закаленным. Вот почему этому удивительному коллективу, который не распался, как предрекали, а выжил, выстоял, сплотился, получил второе дыхание и разыгрался на собственной сцене в Матросском клубе так, что хочется на его спектакли ходить и ходить, следует мысленно в честь юбилея еще раз проаплодировать. От души. |