США. Осень 1940 года. Серые туши четырёх американских линкоров неподвижно покоились в гавани Сан-Диего. На борту флагмана «Пенсильвания» слегка побледневший командующий эскадрой адмирал Ричардсон выслушивал доклад начальника разведки военно-морского округа: «17 октября 1940 года двенадцать японских самолётов, стартовавших с мексиканской территории, атакуют корабли США. Примерно половину этих самолетов пилотируют фанатично настроенные летчики-самоубийцы, которые должны таранить линкоры…».
В назначенный срок на кораблях была сыграна воздушная тревога, однако «обещанные» японские бомбардировщики не появились. Видимо, морская разведка США приняла за чистую монету один из слухов, коими были полны разговоры обывателей в последние месяцы предвоенного психоза. Однако факт, что для повышения точности воздушных ударов японцы всерьез рассчитывали использовать добровольных самоубийц, имел под собой все основания… Ведь еще в 1932 году, во время боевых действий японской военщины в Китае пилот одного из аэропланов Страны восходящего солнца пытался таранить китайский броненосец. …Пикирующий бомбардировщик «Аити» младшего лейтенанта Тойда был подбит над Пирл-Харбором. Поняв, что ему не дотянуть до своего авианосца, младший лейтенант, поправив белую самурайскую повязку на голове, спикировал на американскую плавучую базу гидросамолетов «Кёртис»… В то злополучное для американцев утро 7 декабря 1941 года японцы, разбомбив в пух и прах крупнейшую военную базу США, потеряли всего 29 самолётов из 353, участвовавших в ударе. Есть основания предполагать, что по меньшей мере четыре пилота Страны восходящего солнца использовали в тот день тактику добровольных самоубийц, направляя свои подбитые бомбардировщики и истребители на американские корабли и батареи зенитной артиллерии… Чем же обусловливалось самопожертвование японских лётчиков? Фанатизмом, желанием любой ценой выполнить приказ? Или феноменом азиатского менталитета? После окончания войны историки и психологи не раз пытались ответить на волновавший вопрос, объясняя это особенностями людей данной нации. Действительно, национальный характер и традиции японцев специфичны. Однако никак нельзя сбрасывать со счетов и целенаправленное идеологическое воспитание офицерского состава в духе пресловутого самурайского кодекса «бусидо», оно пронизывало всю систему подготовки личного состава ВС; пропагандистскую обработку молодых людей на примере героической смерти в честь «божественного императора». А также, скажем так, своеобразные милитаристские традиции японского воинства. Покидать поле боя убитым было престижно еще и потому, что погибшие поднимались в чине сразу на две ступени. Немаловажное «преимущество для одурманенных милитаристской пропагандой военнослужащих. …Исход войны на Тихом океане ясно обозначился уже к лету 1944 года. Огромные возможности промышленности США позволили создать им подавляющее превосходство над японцами. Каждый самолет последних, пытающийся прорваться к американским авианосным соединениям, встречали в среднем 7-10 «Мустангов» и «Аэрокобр». Терпя почти постоянные поражения в воздухе, японские летчики (точнее, фанатически настроенная часть их) не раз направляли свои подбитые самолеты на вражеские корабли (по американским данным к началу 1944 г. было совершено около 100 попыток таких таранов). Впрочем, не только крейсеры и авианосцы становились объектами для атак смертников… В истории войны на Тихом океане есть даже эпизод, когда пилот-самоубийца таранил… торпеду. 19 июня 1944 г. американская подводная лодка «Элбакор» выпустила веером 6 торпед по японскому авианосцу «Тайхо», катапульты которого в тот момент выбрасывали в воздух истребители-перехватчики. Пилот первого взлетевшего самолета, заметив следы самодвижущихся мин, направил свой «Зеро» на одну из них, пожертвовав собой и самолётом. Однако вторая торпеда попала в авианосец, повредив цистерны с авиабензином. Через несколько часов это стало причиной гибели японского корабля. Бензиновыми парами было насыщено несколько помещений авианосца: короткое замыкание - и произошёл объёмный взрыв, разрушивший всю конструкцию «Тайхо». Уступая шаг за шагом острова своей «восьмиугольной империи», японцы лихорадочно искали средство, способное нейтрализовать огромное техническое превосходство противника. «Выход» был найден начальником авиационного отдела министерства вооружения адмиралом Т. Ониси. Будучи хорошо осведомленным, что авиапромышленность Страны восходящего солнца не в состоянии выпускать самолеты, превосходящие или хотя бы равные по ТТД американским и английским, Ониси предложил компенсировать все это готовностью летчиков к самопожертвованию. Обратившись по инстанции, этот адмирал встретил поддержку у высшего военного руководства. В октябре 1944 года назначенный начальником штаба крупного авиасоединения на Филиппинах этот адмирал приступил к активной вербовке летчиков в «Отряд специальной атаки Симпу». Старания Ониси моментально увенчались успехом. Около 30 пилотов изъявили желание стать «камикадзе». Это название для себя они взяли из легенды о «божественном ветре», разметавшем в средние века громадный флот, направленный императором Китая для завоевания Японии. Быстро была разработана и тактика действий отряда Симпу. Истребитель «Зеро» с подвешенной к нему 130- или 250-кг бомбой должен подходить к вражескому соединению кораблей или конвою на предельной высоте - 6-7 тыс. метров. Обнаружив цель, летчик переводил самолет сначала в пологое, потом крутое пикирование. Зная, что потопить авианосец одной даже 250-кг бомбой невозможно, пилот целился в трубу авианосца или один из лифтов для подъёма самолётов на палубу. В случае удачного попадания можно было надолго вывести корабль из строя. Главное требование - не закрывать глаза и пилотировать до последнего мгновения. Лётчики, назначенные в «Отряд специальной атаки», деловито укладывали свои вещи, отсылали домой прощальные письма и завещания, именуя себя в воинских званиях уже на две ступени выше. Первый шквал «божественного ветра» обрушился на американские корабли 25 октября 1944-го. Пять «камикадзе» сделали то, что не мог сделать днем ранее целый авиакорпус. Был потоплен один американский авианосец, три корабля получили серьезные повреждения. Ониси торжествовал: ценой гибели пяти пилотов врагу нанесен значительный ущерб. В корпус «камикадзе» записывались новые добровольцы. Лозунг: «Один самолет за военный корабль» - становился все более популярным. Атаки смертников проводились все более массово. Вот как описывал очевидец типичную атаку смертников на авианосное соединение США: «Около полудня колокола громкого боя возвестили о воздушной тревоге. Истребители-перехватчики взмыли вверх. Томительное ожидание - и вот они. Семь японских истребителей с разных сторон заходят на авианосец «Тикондерога». Несмотря на атаки наших перехватчиков и шквальный огонь зенитной артиллерии, они с бешеным упорством идут к цели. Проходит еще несколько секунд - и шесть японских самолётов сбиты. Седьмой же врезается в палубу авианосца. Через два часа еще один налет. Из шести японских самолетов проходит к «Тикондероге» лишь один. Однако взрыв его надолго выводит корабль из строя. Итог: на авианосце более 100 человек убиты, почти 200 ранены. Остальные еще долго не могут унять нервную дрожь»… Серьезно беспокоили «камикадзе» и президента Ф. Рузвельта. Они олицетворяли для него представление о фанатизме, с которым обороняются японские солдаты и офицеры. Может быть, это толкнуло уже больного президента просить в Ялте у Сталина скорейшего открытия фронта на дальнем Востоке. Чтобы не подрывать моральный дух народа, военная цензура США вычеркивала из писем и корреспонденций всякое упоминание о смертниках. Первое упоминание о них в открытой печати появилось уже после смерти Ф. Рузвельта. Однако американцы довольно быстро оправились от потрясения, вызванного «специальными атаками». Командование флотом приняло все меры к усилению ПВО кораблей. На вооружение поступили боеприпасы с радиовзрывателями, а также снаряды, при разрыве которых в воздухе разматывались мотки стальной проволоки. Более активно стали использоваться суда радиолокационного дозора, которые оповещали основные силы о появлении вражеской авиации. Корабельные группировки рассредоточивались. Единогласно царило одно требование: абсолютно обязательно уничтожать 100 процентов вражеских самолётов. Однако и в Японии не теряли времени даром. Конструкторы предоставили «камикадзе» новые типы летающих гробов: планер-бомбу «Ока» («Лепесток вишни») с пороховым реактивным двигателем (американцы прозвали её «Бака» - дурак) и скоростной самолёт-снаряд «Никадзима» Ки-115. Первая имела заряд ВВ 1800 кг и могла при удачном попадании уничтожить даже линкор. Второе средство поступало взамен устаревших истребителей «Зеро» и торпедоносцев «Суйеэй», имевших скорость менее 400 км в час и становившихся легкой добычей американских «Мустангов». На подходе к цели перед «специальной атакой» смертники разбрасывали в воздухе металлическую фольгу и другие дипольные отражатели, пытаясь сбить с толку операторов РЛС на американских кораблях охранения. Однако даже эти усовершенствования не создали переворот в эффективности использования «камикадзе». По-прежнему лишь один из пяти их находил желанную смерть в адском пламени взрыва на вражеском корабле. Остальные гибли еще на подходе к цели. В «камикадзе» вербовали теперь добровольно-принудительным способом. Боевой дух и желание погибнуть за «обожаемого микадо» поддерживались алкоголем и наркотиками. На территории Японии открылось несколько школ, где неоперившихся юнцов 15-16 лет готовили стать летчиками-смертниками. Их учили лишь взлету и выходу на цель. Учебный самолет-спарку после этого сажал инструктор Будущим «камикадзе» знать, как производится посадка, было необязательно… За все время войны (по японским данным) было произведено 5200 самолето-вылетов «камикадзе». Всего они потопили 45 боевых кораблей (в основном эсминцев) и повредили около 300. В том числе, получили серьезные повреждения около 30 американских авианосцев и 15 линкоров. Применялись «камикадзе» и против советских десантных кораблей во время операции по освобождению островов Курильской гряды. Однако серьёзного ущерба силами Тихоокеанского флота смертники не нанесли. К концу войны свыше половины имевшихся в Японии боевых самолётов были подготовлены к «специальной атаке». И лишь бысрая капитуляция спасла десятки тысяч жизней… В соответствии с доктриной «войны до полного конца» японское командование и промышленность империи с 1944 г. приступили к производству человеко-торпед «кайтенс», взрывающихся катеров «Синё», подготовке «человеко-мин» и экипажей-самоубийц к этим, мягко говоря, специфическим морским штурмовым средствам. Но об этом в другой раз. |