на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Америка без штампа
Автор: Капитан 1 ранга Вадим КУЛИНЧЕНКО   
Сегодня, по прошествии 60 лет со дня Великой Победы, многие ее страницы еще остаются малоизвестными. Причин здесь много. Одна из них в том, что наши союзники по антигитлеровской коалиции после победы стали нашими потенциальными противниками, поэтому наше сотрудничество в период войны было забыто, как с той, так и с другой стороны. А ведь известно, что США полендлизу помогали нам не только тушенкой2 и студубекерами, но и боевыми кораблями, хотя и маленькими, но столь необходимыми в войне на море. О времени и о себе, о «пахарях-моря» - небольших, но незаметных кораблях, их командирах и экипажах – много назвать книгу писателя-мариниста Виталия Гузанова «За кораблями в Америку». Ценность этой документально-художественной книги – повести не только в малоизвестности темы, но и в том, что автор сам был участником тех событий. Совершил переход на этих крошечных суденышках из Америки на Северный флот, где участвовал на них в боевых походах и, как говорят моряки «сполна испил атлантической северной водицы»

Image

В книге по замыслу основным героем является командир 6-го дивизиона тральщиков СФ капитан 3 ранга Михаил Николаевич Моль, который за кораблями своего дивизиона со вновь сформированными экипажами с СФ, через Владивосток отправляется в Америку. Экипажи тральщиков 6-го дивизиона (и с ними большие охотники) с октября 1942 года по февраль 1944 года, когда они вновь прибыли в Полярный уже на боевых кораблях, фактически совершили кругосветку. Большая часть этого времени была отведена приемке боевых кораблей на американских верфях и учебе на них. Это очень важный момент в книге.
Тогда Америка впервые увидела советских моряков-воинов, уже успевших сразиться с фашистами. Отношения к ним со стороны американцев было разное. Здесь воспоминания героев Виталия Гузанова мало в чем расходятся с воспоминаниями автора другой книги на эту тему контр-адмирала Бориса Викторовича Никитина «Катера пересекают океан» (Лениздат, 1980 год), к сожалению, больше не переиздававшейся.
В своей книге Б. Никитин мельком упоминает о капитане 3 ранга Моле, и то не очень одобрительно. Та книга мало рассказывает о рядовых офицерах и матросах, там больше личного восхваления, как в любых мемуарах. На этом фоне очень выигрышно читается книга писателя В.Г. Гузанова, выпущенная в преддверии 60-летия Победы в той большой войне, когда мы были вместе с американцами, хотя и тогда они относились к нам по-разному.
Книгу не стоит пересказывать, ее надо читать! «За кораблями в Америку» с подзаголовком «Они были первыми» читается на одном дыхании. Во-первых, - она написана мастером слова, с художественным уклоном; во-вторых, - очень правдиво. Каждый истинный моряк знает, что забота о плавсоставе лежит на самом плавсоставе, а тыл, который должен это делать, скорее, использует плавсостав в своих целях, чем заботится о нем. Эту сущность правдиво раскрывает В. Гузанов в своей повести. Возможно, такая правда не очень понравится некоторым высокопоставленным «морякам», но «из песни слов не выкинешь», такова проза жизни… «С нами же, командирами кораблей и флагманскими специалистами, у них было не рассчитано, не предусмотрено».
Но все же главный лейтмотив книги - это подвиг советских моряков: «Советскими моряками был совершен один из самых отчаянных и мужественных подвигов - это пересечение Атлантического океана на «больших деревянных охотниках» типа «С-110» из Сент-Питерсберга (Флорида, США) в Полярное (Баренцево море, СССР). Переход такого масштаба в военное время, когда в каждом квадрате океана можно было встретить субмарину или рейдер фашистской Германии, действовавшие на морских и океанских коммуникациях, обязан был войти в историю второй мировой войны. Смелые русские экипажи тральщиков типа «АМ» и «больших охотников» достойны всяческой похвалы и уважения. Однако о них забыли, как иногда забывают о мореходах-первооткрывателях, не вписывающихся в историю какого-либо государства по конъюнктурным соображениям».
Повесть была написана давно и подготовлена к печати, но в России наступили смутные времена, когда патриотизм выкинули из нашей жизни и книг о людях на войне коммерческий рынок не принял… Героем жизни стал кровавый детектив. Но сегодня, когда спала пелена с глаз у наших «лидеров», писатель вынужден издавать книги за личный счет, перебиваясь на небольшую пенсию. Как отмечает он сам: «Но наш девиз, участников минувшей войны и морских конвоев, остался прежним: возьмем в союзники историю и память! Как говорил Валентин Пикуль: «…Живя и работая сегодня, мы живем в Истории и для Истории. И надо делать все для того, чтобы потомки наши - через сто, двести, триста лет - не стыдились нас, а гордились нами».
Книга Виталия Гузанова «За кораблями в Америку» - одна из страниц этой истории. Несомненно, появление ее перед празднованием 60-летия Великой Победы найдет своего благодарного читателя, и не только среди моряков. У нас и сегодня много молодых людей, увлеченных морской романтикой, а книга и про это - море любит смелых!
Единственно, что печалит - небольшой тираж, всего 300 экземпляров, но ведь это не детектив, а героическая проза жизни!..
 

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.