на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Второе рождение С-189
Автор: Контр-адмирал в отставке В.С. КОЗЛОВ, председатель Общественного совета ППМ-215.   
Image 
Второй год у стенки Канонерского завода Санкт-Петербурга стоит знакомая многим поколениям подводников дизель-электрическая лодка. Это ныне единственный в России раритет из первого послевоенного советского проекта лодок 613 проекта.
Строительство самой большой по объему серии из 215 подлодок осуществлялось в 1950-58 гг. на четырех советских заводах: Ленинграда, Горького, Николаева и Комсомольска-на-Амуре. Больше половины лодок построено на СЗ «Красное Сормово» (ныне Нижний Новгород), в месяц со стапелей этого завода сходило до трех единиц. 50-е годы  прошлого века были периодом массового строительства подлодок в Советском Союзе. Годовая программа доходила до 74 единиц, каждые пять дней ВМФ получал по одной лодке.
Средняя ПЛ 613 проекта водоизмещением около 1050 т (ЦКБ-18, главный конструктор В.Н. Перегудов, затем последовательно Я.Е. Евграфов и З.А. Дерибин) стала продолжением проекта средней ПЛ, разрабатываемого еще в 1942-44 гг., с последующим учетом материалов по конструкциям некоторых трофейных лодок. По сравнению с довоенными лодками она обрела более высокие ходовые, маневренные, тактико-технические качества, вдвое увеличенную глубину погружения, значительно совершенное вооружение (6 торп. аппаратов и 12 торпед) и оборудование.
Позднее ряд технических решений, примененных при создании 613 проекта, нашли широкое использование в последующих советских проектах дизель-электрических лодок. А некоторые из них переоборудовались под носители ракетного оружия, модернизировались под увеличенную автономность (45 суток - 26 единиц). Впервые с ПЛ
С-144 (командир Г. Лазарев) в октябре 1957 г. на Новоземельском полигоне был произведен боевой пуск отечественной торпеды с ядерным зарядом.
Удачные и технически надежные лодки (только одна тихоокеанская «С-178» из всех 215 ПЛ затонула в результате столкновения с судном) явились отличной школой для подводников нескольких поколений, особенно при освоении разных широт Мирового океана и несении боевой службы в годы «холодной» войны.
Многие известные подводники, в т.ч. адмиралы и ставшие Героями Советского Союза атомники, получали опыт и настоящую закалку, плавая в разных широтах на 613-х (адмиралы В.Н. Чернавин, А.П. Михайловский, Р.А. Голосов, Л.А. Матушкин и др.) Адмирал В.Н. Поникаровский, в бытность командиром
С-87 в 1956 году с Камчатки совершил впервые поход на полную автономность в северной части Тихого океана. На Севере и Черном море подобные походы в середине 50-х годов совершили соответственно экипажи С-164 под командованием капитана 3 ранга Т.А. Лозовского и С-70 под командованием капитана 3 ранга Л.Ф. Рыбалко.
Автор этих строк, командуя С-360, впервые вместе еще с тремя «эсками» в период 1958-1961 гг. перейдя с Балтики, осваивал Средиземноморский театр, базируясь в албанских терводах. В тот период там была образована целая отдельная бригада лодок 613 проекта под командованием контр-адмирала С.Г. Егорова, противостоя пиратским проискам 6-го оперативного флота США и заодно обучая четыре албанских экипажа на передаваемых наших лодках.
Примечательно, что эти лодки в ВМС Албании были в строю до 90-х  годов и по имеющимся сведениям 613-е «долгожители» там находятся на плаву. Свидетельствует это полученная мною от бывших друзей книга с фотоиллюстрациями. Кроме Албании почти четыре десятка таких лодок были переданы ВМС Египта, Индонезии, Китая и другим дружественным нам тогда странам. В Китае по переданной нами документации строились подобные субмарины самостоятельно.
Раритетная отечественная лодка, о которой пойдет речь ниже,
С-189 - детище Балтийского завода, закладывалась она весной 1954 года, а уже через год по завершению госиспытаний и подписанию приемного акта, вошла в состав Кронштадтской БПЛ Краснознаменного Балтийского флота. Ее корабельная судьба, как и у большинства собратьев, охватила более 30 лет подводной службы. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров, которыми в разное время командовали (судя по архивному историческому журналу) 12 командиров. Первым был капитан 3 ранга Н.А. Мышкин, а последним - капитан 2 ранга С.А. Ведров, поставивший лодку в консервацию.
Перестроечные ветры перемен 80-х годов в стране, как известно, переросли в штормовую «демореволюцию», а с ней и «демилитаризацию» страны с развалом армии и флота и всего Советского Союза. Последующие ельцинско-гайдаровские реформы в разной мере сказались на судьбе каждого «россиянина» и горько отразились на военной и морской мощи Отечества. Корабли ВМФ сотнями переводились в «отстой», ставились на утилизацию и на продажу, а некоторые были просто брошены в прибалтийских портах при их «срочном оставлении».
После службы в ГШ ВМФ моим последним местожительством стал Санкт-Петербург. Потянуло посмотреть на места, где начиналась подводная служба в первые послевоенные годы. Бывшая Кронштадтская крепость в конце 90-х гг. предстала предо мной в плачевном виде. У причалов Купеческой гавани, где когда-то швартовались десятки больших, средних и малых подводных лодок, сиротливо стояли поржавевшие 4 «субмарины» 641 и 613 проекта. Одна из них с солидным креном удерживалась от переворачивания швартовыми концами. И это все, что осталось от некогда мощных подводных сил Балтийского флота. А больше всего удивила, как возмутительный факт, торчащая у другого причала рубка почти затопленной лодки, до боли знакомого мне очертания.
Вскоре удалось выяснить, что здесь нашла свой бесславный конец (погрузившись на грунт из-за потери плавучести) ПЛ «С-189», списанная в ОФИ и оказавшаяся беспризорной, зато доступной любителям цветных металлов. На подъем лодки у ЛенВМБ не было средств, так и ждала она иной участи шесть лет, пока не родилась идея сделать ее «музейной».
Вместе с представителем московского фонда «100-летие Подводных Сил РФ» капитаном 1 ранга А.С. Беспаловым мы решили поискать заинтересованных лиц для такой благой цели. Обратились к руководству Кронштадта с предложением о возможном создании на его территории памятного подводного мемориала, даже место присмотрели для этого. Но первая попытка не увенчалась успехом. Тем не менее добрая инициатива балтийских подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи Санкт-Петербургской компании ИМСА, личной организаторской деятельности ее руководителя Андрея Анатольевича Артюшина, с помощью начальника технического отдела ЛенВМБ Ю.И. Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В. Крамаренко и О.С. Салия в конце 2005 г. была проведена операция по подъему «С-189» с грунта. Лодку поставили в док на Канонерский завод, где она и обрела свое второе рождение. Год назад группа энтузиастов и ветеранов БПЛ уже отмечала это событие. Тогда и наметились основные задачи по реконструкции лодки в музей, избран его общественный совет, определено название «ППМ-215» (плавучий подводный музей, с цифрой, обозначающей число лодок данного проекта). Руководитель такого проекта А. Артюшин, несмотря на многие сложности, в том числе и технические, осуществил с помощью заводских специалистов существенную реконструкцию оборудования, с установкой недостающих и вышедших из строя технических средств и вооружения. Нашелся и командир возрожденной лодки в лице бывалого подводника капитана 1 ранга запаса Н.В. Чернышева, который с назначенными ему помощниками взял под контроль все проводимые работы. Идею превращения лодки в плавучий музей, посвященный создателям ПЛ 613 проекта и всем подводникам, осваивавшим и служившим многие годы на таких лодках, поддержал Главнокомандующий ВМФ тогда еще  адмирал В.В. Масорин. С губернатором города В.И. Матвиенко согласовано место расположения (дислокации) у плавпричала набережной Лейтенанта Шмидта, напротив бывшего училища имени Фрунзе, ныне Морского корпуса Петра Великого.
9 марта с.г. на лодке, выкрашенной привычной шаровой краской, готовились к подъему флаги расцвечивания, по случаю корабельного праздника. К ней и прибыла группа ветеранов и приглашенные гости.
Как повелось на флоте, экипаж, вернее ветераны-подводники, представители тех, кто служил на этой лодке, построились на кормовой надстройке. На мостик, украшенный надраенной рындой с названием
С-189, поднялся бывший старпом, ставший в 60-е годы командиром этой лодки, капитан 1 ранга в отставке В.Я. Ходырев, прозвучал сигнал «Повестка» (базовский оркестр на стенке), а вскоре и команда командира: «На флаг и гюйс, флаги расцвечивания. Смирно! … Поднять!». А затем оркестр исполнил «Встречный марш». Приглашенных на праздник ветеранов (среди них московские гости адмиралы  Л. Матушкин, В. Викторов, Ю. Бекетов), несмотря на внешний гражданский вид, все приняли «под козырек». После отзвучавшей мелодии гимна состоялся небольшой митинг, на котором А. Артюшин зачитал приветствие и поздравление с корабельным праздником от президента Союза моряков-подводников Героя Советского Союза адмирала флота В.Н. Чернавина.
Выступившие на митинге бывшие командир соединения подводников капитан 1 ранга в отставке Н.Ф. Купцов, командир подводной лодки М.Х. Пихтелев, сдаточный механик С-189 В.К. Косенков поделились воспоминаниями о былых делах и службе на родной лодке, пожелали ей в новом качестве успехов в патриотическом воспитании молодежи. Во время товарищеского обеда А. Артюшин довел до присутствующих дальнейшие замыслы. В ближайшее время будут подготовлены ряд отсеков и созданы экспозиции для осмотра посетителями. 2-7 мая с.г. лодка перейдет к постоянному месту стоянки.
В настоящее время на стеллажи первого отсека уже загружены 4 учебно-боевые торпеды и один имитатор. Завершается дооборудование кают-компании во втором отсеке. Планируется компьютерное оснащение лодки-музея с картотекой большинства лодок 613 проекта и их экипажей (сбор материалов заказан ЦВМ архиву в Гатчине). Намечены и другие оформительские работы. Приглашенные ветераны обещали пополнить экспозицию музея из своих личных архивов. В заключение от имени Главкома ВМФ состоялось награждение юбилейными знаками «100-летие отечественных Подводных Сил».

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






отдых

Фирмы по шлифовке коленчатых валов .
Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.