В ходе советско-китайского вооруженного конфликта 1929 года на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) войсками Особой Дальневосточной армии и силами Дальневосточной военной флотилии были проведены две десантные операции - Лахасуская (12-13 октября 1929 г.) и Фугдинская (30 октября - 2 ноября 1929 г.). Особенностью проведения указанных десантных операций стало широкое использование при их осуществлении авиации, в том числе и гидроавиации.
При проведении Лахасуской десантной операции были задействованы два стрелковых полка 2-й Приамурской стрелковой дивизии (более 2200 человек), 14 кораблей и транспортные средства Дальневосточной военной флотилии, 40-я бомбардировочная эскадрилья и 68-й гидроавиационный отряд морской авиации. Операция была направлена на уничтожение китайской Сунгарийской флотилии и занятие укрепленного района Лахасусу. Десантная операция прошла успешно. Основную роль в ее успехе сыграла флотилия, выведшая из строя четыре военных корабля на рейде. Пятый боевой корабль в результате бомбового удара авиации и гидроавиации выбросился на берег. Несмотря на успешное проведение десантной операции, обстрелы наших пограничных районов со стороны китайских войск в районе Китайско-Восточной железной дороги не прекратились, и потребовалось проведение Фугдинской десантной операции. Фугдинская десантная операция была направлена на окончательное уничтожение Сунгарийской военной флотилии, разгром сухопутных китайских гарнизонов по реке Сунгари от города Лахасусу до города Фугдин. Особенностью ее проведения являлось то, что устье реки Сунгари было заминировано, а в нескольких км от Фугдин было установлено заграждение из трех затопленных пароходов, шести барж и понтонов с металлическими рогатками, выступающими над водой. Но все это не смогло помешать проведению нашими войсками десантной операции. При ее проведении, наряду с моряками Дальневосточной военной флотилии, особенно отличился 68-й гидроавиационный отряд. 30 октября - в первый день операции - личный состав отряда произвел 17 самолетовылетов, сорвал дальнейшие работы противника по заграждению реки Сунгари, потопил два парохода и один китайский крейсер. В дальнейшем авиаотряд осуществлял поддержку десантных войск и вел воздушную разведку. В ходе операции, успешно завершившейся к вечеру 1 ноября 1929 года, авиационный отряд потерял два летательных аппарата. Проведенные десантные операции показали значительную роль авиации, в том числе и морской, при их проведении. Один из выводов по итогам этих операций заключался в том, что «речная военная флотилия должна иметь в своем составе сильную гидроавиацию, подготовленную к совместным действиям с кораблями в мирное время». К сожалению, в увидевшем вскоре свет первом советском боевом Уставе флота - Боевом уставе Морских Сил РККА (БУ МС-30), введенном в действие приказом Реввоенсовета СССР от 27 февраля 1930 года № 48 - содержалась недооценка роли авиации в морской десантной операции. Таким образом, опыт Лахасуской и Фугдинской десантных операций в плане обеспечения их выполнения авиацией учтен не был. Это позволяет сделать вывод о том, что почти 10-летнее пребывание, к тому времени, морской авиации в составе Военно-Воздушных Сил Рабочее-Крестьянской Красной Армии наложило отпечаток и на самих моряков, которые на тот момент смирились с отсутствием морской авиации в составе сил флота. Впереди было еще несколько лет до выделения морской авиации из состава ВВС РККА и ее вхождения в качестве рода сил в созданный самостоятельный Наркомат Военно-Морского Флота. Тем не менее, проведенные Лахасуская и Фугдинская десантные операции в определенной степени способствовали подписанию 22 декабря 1929 года Хабаровского протокола, восстановившего прежнее положение по совместному управлению СССР и Китаем Китайско-Восточной железной дорогой. |