на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ПОД БАЛТИКОЙ»
Автор: В. СТЕПАНОВ.   
На очередном заседании Ассоциации морской прессы Санкт-Петербурга была представлена книга «Красная звезда под Балтикой», вышедшая в английском издательстве «Перо и шпага» в конце прошлого года. Это перевод воениздательской книги 1966 г. «Запас прочности» автора ветерана-подводника капитана 1 ранга Виктора Емельяновича Коржа (1912-1993), выполненный кандидатом технических наук доцентом ЛЭТИ В.М. Кисельниковым совместно с Г.С. Бурстол. Предисловие к новому изданию написано контр-адмиралом В.С. Козловым.
Книга о войне на подводном фронте, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю нашего народа, особенно Армии и Флота в годы Великой Отечественной войны. В ней через мужество и героизм советских подводников, преодолевавших неимоверные сложности в походах, при активном противодействии противника, по-особому воспринимается цена достигнутой победы над фашистской Германией.
В своем предисловии В.С. Козлов - участник Великой Отечественной и «холодной» войн - пишет: «Само название книги «Запас прочности» (способность металла, корпуса, механизмов и систем выдерживать нагрузки выше расчетных, предельных), подчеркивает авторский замысел: показать, в каких сложных условиях пришлось вести подводникам боевые действия, выходить с честью из труднейших и аварийных ситуаций. Когда не выдерживал даже металл, люди, преодолевая все, рискуя жизнью, добивались победы...».
Этот абзац предисловия, по содержанию понятный и пережитый многими подводниками, не вошел в переизданную книгу. Она, с согласия сына автора, названа издателями по-другому: «Красная звезда под Балтикой». Несмотря на это, содержание книги отражает главную тему: героическую борьбу, стойкость и мужество советского человека в тяжелые военные годы, в блокадном Ленинграде, где находились на ремонте подводные лодки, и также на всем суровом подводном балтийском фронте.
Вот, что пишет контр-адмирал Валентин Степанович Козлов в предисловии книги: «Балтийский морской театр был в войну одним из коварных и опасных для действий подводных лодок. Он не прост в навигационном отношении, в большей части мелководен. Противнику удалось в первые месяцы войны захватить наши базы в центральной части моря, в результате корабли Балтийского флота вынуждены были находиться в Кронштадте и Ленинграде.
Пытаясь не допустить их выхода и запереть в Финском заливе, в первую очередь подводные лодки, руководство «Кригсмарине» предпринимало много усилий для создания, как ему казалось, непреодолимых противолодочных рубежей. Финский залив, особенно в его узкой части, был перегорожен противолодочными береговыми и морскими средствами, включая специальные сети. Морские толщи залива были нашпигованы разнообразными минами, исчисляемыми десятками тысяч. Множество противолодочных кораблей, катеров, самолетов контролировали предполагаемые маршруты развертывания советских лодок. Подчеркиваю особенности Балтийского театра и противодействия противолодочных сил, потому что слишком много ныне появляется в зарубежной и переводной литературе восхваления т.н. асов третьего рейха.
Их объявляют рекордсменами по потопленным судам союзников, что имело место в основном в первые годы второй мировой войны.
Тогда фашистские командиры - «морские волки» почти беспрепятственно гонялись за беззащитными транспортами, танкерами (включая и нейтральных стран) и топили их в океане немалым числом. Все изменилось с 1943 года, когда союзники стали активно использовать против лодок авиацию, новые радары и гидролокаторы, а суда на переходы начали сводить в охраняемые конвои. Противник начал терять каждый месяц десятки своих лодок, успешность их атак резко снизилась.
На Балтике фашисты перевозили судами военные грузы, живую силу, топливо для своих частей и потребную третьему рейху железную руду из Швеции. Нарушить их коммуникации, топить вражеские суда, сорвать перевозки и тем оказать существенную помощь фронту, могли в тех условиях только подводные лодки.
Понимая высокую значимость поставленных командованием задач, подводники, несмотря на все трудности, с большим риском форсировали Финский залив протяженностью почти в 200 миль. Ценой немалых жертв лодки прорывались в открытое море, из 38 лодок, погибших в боевых походах, около 20 навечно легли на грунт этого залива, в основном подорвавшись на минах.
Несмотря на это, балтийские лодки совершили 196 боевых выходов, по срокам зачастую превышающих установленную автономность плавания. Торпедным, минным и артиллерийским оружием уничтожили 124 вражеских судов и 20 боевых кораблей и катеров… Выход книги на английском языке не только покажет читателю, в каких сложных условиях воевали советские подводники, но и напомнит, особенно молодому поколению, что в той тяжелой войне ВМС Великобритании добивались победы над врагом вместе с моряками США и Советского Союза…
История боевого сотрудничества подводников наших двух стран имеет давнее начало. Ещё в первую мировую войну английские лодки переходили в Балтийское море и вели совместные боевые действия с русскими лодками. А в 1941-42 гг. подлодки из Великобритании временно базировались на наш порт Полярный и также взаимодействовали с североморскими подводниками в борьбе с общим врагом. Именно такая, а не лживая информация о советских подводниках нужна сейчас западной общественности.
Англоязычному читателю представлен и автор книги В.Е. Корж. Будучи в должности инженер-механика дивизиона, он участвовал в боевых действиях некоторых лодок и со знанием дела рассказал о многих перипетиях, с которыми пришлось встретиться ему и экипажам С-7, С-12 и Л-21 под командованием известных командиров С.П. Лисина (Героя Советского Союза), В.А. Тураева, С.С. Могилевского (старшим на борту был комдив А.Е. Орел).
Заслуженный подводник Виктор Емельянович Корж прожил большую созидательную жизнь. В послевоенное время он занимался научной и преподавательской деятельностью, в ветеранские годы активно вел военно-патриотическую работу среди молодежи. Потому-то с таким большим интересом была принята советскими читателями его книга «Запас прочности». Появившийся на книжном рынке Великобритании ее перевод - нерядовое событие как в литературных кругах, так и для обычного читателя, интересующегося историей войны, ее правдой. Важно это особенно в настоящее противоречивое время, когда иной стала наша Родина, а в мире продолжается противостояние.  Бывшие союзники и враги все активнее ратуют за пересмотр итогов второй мировой войны, предпринимают попытки переоценить победу над фашизмом и вклад в нее Советского Союза.
Все дальше в историю уходят события, имена и судьбы людей, участвующих во второй мировой, для России - Великой Отечественной войне. Все меньше остается её живых участников и свидетелей. Написанная сорок лет назад книга и ныне переведенная на английский язык, явится вкладом в память о тех, кто добивался Победы, и напоминанием читателю, в каком неспокойном мире живет человечество Земли.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.