В море памятников не ставят, но надводный корабль, даже внезапно атакованный, успевал, как правило, передать в эфир сигнал бедствия «SOS» со своими координатами. И родной берег знал, где погибли его сыновья. Иная судьба у подводников. Прошло уже 60 лет, как закончилась война, а координаты и точные даты гибели 38 из 102 подводных лодок, погибших в боях за нашу Победу, до сих пор неизвестны. В конце 2004 года, когда до 100-летнего юбилея Подводных сил России оставалось немногим больше года (19 марта 2006 г.), подводники, служащие и ветераны, да и вообще все читатели, получили отличный подарок от издательств «ЯУЗА» и «ЭКСМО» (Москва) в серии «Война и мы» - книгу, вернее, две: первую - «Асы и пропаганда», подзаголовок «Мифы подводной войны», и вторую - продолжение первой «Асы подводной войны» с подзаголовком «За честь и славу Родины!». Автор Геннадий Дрожжин - не дилетант в подводной теме. Капитан 1 ранга, ветеран-подводник испытал все «прелести» подводной службы своей головой, спиной и руками. Его анализ фактов «битв» второй мировой войны, в основном, на просторах Атлантики («рыцарей» Деница с беззащитными конвоями. - В.К.) и, особенно, «столкновений» периода «холодной войны» содержит правдивость и опыт в знании темы. Лейтмотив книг, а их можно считать единым произведением, - это на фактическом материале показать, что советские - русские - подводники были и есть не хуже других, а иногда и выше всех остальных на голову. За последние годы появилось так много работ дилетантского уровня о прошлом нашего флота, что назрела острая необходимость отпора со стороны специалистов. Появились книги и публикации, в которых принижается роль советских подводников, воспеваются «подвиги» немецких «корсаров» подводных глубин. Как правило, эти «тезисы» идут от голых фактов, без увязки их с конкретной обстановкой. Книги Г. Дрожжина имеют другую основу. Собрав большой фактический материал, автор не поднял его «на ура», а, глубоко и разносторонне проанализировав, пришёл к совершенно правильному выводу, который поддерживают настоящие подводники - есть «подводные асы» и есть «ассы» (самый элегантный перевод - «бездарь». - В.К.). Командиры немецких субмарин, привыкшие топить суда союзников «на халяву» (термин, не требующий пояснений. - В.К.), оказались малоподготовленными к серьёзным действиям противника, поэтому с 1943 года Германия необратимо стала проигрывать «битву за Атлантику». «Волчьи стаи» Карла Деница стали превращаться в «стаи овец» - больше теряли своих подводных лодок, чем топили судов. С самого начала подготовки ко 2-й мировой войне немецкие «Кригсмарине» готовились к агрессивным действиям, конечной целью которых было вывести Англию из войны, а районом боевых действий становилась вся Атлантика - во имя этой цели немцы только за время войны укомплектовали 1 150 подводных лодок, Итог известен. Потеряв 779 субмарин, они не достигли цели. Советский Союз вступил в войну с 212 подлодками, которые выполняли задачи, соответствующие флотским: в основном содействие приморским флангам сухопутных войск и защита всех морских коммуникаций. В ходе войны появилась и другая задача - нарушение коммуникаций врага, ведь каждый потопленный транспорт со стратегическими грузами тотчас же отражался на производстве оружия и боевой техники. Советские подводники блестяще справились с этой задачей, потеряв при этом 102 подлодки, погибшие в боях за нашу Победу. Оценивать результаты действий подводных лодок по потерям и победам, тем более потопленному тоннажу, весьма примитивно. Значительно труднее проанализировать значение результатов атаки подводной лодки применительно к важности её в тот или иной момент времени. И оценка должна быть не только с точки зрения влияния на оперативно-тактическую ситуацию в районе боевых действий, но и на общую стратегическую обстановку в войне (например, атаки Прина (немец), Маринеско, Котельников, Лунин (русские). У англичан есть выражение - «Флот, действующий одним фактом своего существования», что наиболее относится к подводному флоту. Именно этот тезис полно раскрывает Г. Дрожжин в своей второй книге, анализируя «атаки века» XX столетия, то есть в основном времён «холодной войны». Но не только действий подводных лодок касается здесь автор, но проводит и глубокий анализ развала, не стесняюсь этого слова, подводного флота, где главное - потеря профессиональных кадров, глубоко преданных Отчизне. Помню, как в послевоенные годы уже начали накатывать хмурые тучи «холодной войны», наши старшие товарищи офицеры, участники Великой Отечественной войны, воспитывали нас, молодых офицеров-подводников, своим примером и лозунгом: «Выдержало бы железо, а наши люди выдержат!». И они не ошиблись в нашем поколении подводников, вышедших в мировой океан на атомных субмаринах. Ряды героев-подводников пополнились героями-подводниками послевоенной поры почти втрое. Но это геройство, слава Богу, было связано не с уничтожением людей, а покорением океана и освоением новой техники… Об этом читатель прочтёт в книгах Г. Дрожжина, которые интересней любого детектива. Еще мой покойный брат-разведчик говорил: «Брат, жизнь такая штука… Она преподносит такие сюрпризы, какие и фантаст не придумает!». Книги Геннадия Дрожжина представляют интерес не только для тех, кто связан с флотом и интересуется его историей, но и для широкого круга читателей, кому небезразлична и история страны, и её судьба. В канун 60-летия Великой Победы нашего народа, прочтя книги Дрожжина, понимаешь, какого сильного и коварного врага мы победили, а не «бесноватого фюрера», как пытаются представить нашу Победу некоторые апологеты «западных ценностей». Тогда законно возникает вопрос: а почему вы тогда дрожали перед этим фюрером? Мы освобождали вас, а не вы нас! Конечно, такой объёмный труд, написанный читаемым языком, не пересказать в короткой рецензии. Его надо читать и думать. От всей души хочется пожелать автору замечательных книг дальнейшей удачи по освоению подводной тематики, особенно в юбилейный год - 100-летия Подводных сил России!
|