«Любимая Родина, слушай нас: клянемся тебе жестоко мстить фашистским мерзавцам за кровь и страдание, за горе и слезы наших отцов, матерей и детей. Клянемся настойчиво, без устали, ночью и днем искать и топить корабли врага, истреблять их до полной нашей победы. Клянемся высоко держать гвардейское знамя, свято хранить и умножать военные традиции балтийцев».
Эти слова клятвы гвардейцев подводной лодки Л-3 помещены на обложке книги «Приказано быть подводником», вышедшей в Санкт-Петербурге в преддверии 60-летия Великой Победы. Автор названной книги - бывший старшина 1 статьи Аркадий Михайлович Елюшкин - непосредственный участник всех сложнейших боевых походов знаменитой советской субмарины, которая 17 апреля 1945 года дерзко атаковала и отправила на дно Балтийского моря фашистский транспорт «Гойя», на борту которого находились около 7 тысяч гитлеровцев. Юбилей Великой Победы из более 80 подводников с Л-3, участвовавших во всех восьми боевых походах, встретили только четыре члена экипажа. Им, боевым ветеранам-подводникам, павшим и живым, и посвящены вышедшие в свет своеобразные мемуары чернорабочего подводной войны. Не секрет, что сейчас многие ветераны пишут и издают свои воспоминания. Но далеко не всем из них выпадает редчайшее счастье, как сказал поэт «глаголом жечь сердца людей», находить в их душах живой отклик своим мыслям и чувствам. Старшина 1 статьи Аркадий Михайлович Елюшкин - в числе этих избранных писательской судьбой людей. А удалась книга «Приказано быть подводником!» потому, что её строчки написаны матросским сердцем того убеленного сединами подводника, который в предисловии откровенно пишет: «Было бы несправедливо унести с собой в небытие всё пережитое в годы военного лихолетья, не опровергнуть некоторые скороспелые, а то и недобрые выводы и заключения современных авторов, взявшихся описывать и оценивать те горькие, но святые деяния советского народа, защищавшего своё Отечество от фашистской нечисти». Книга «Приказано быть подводником!» - произведение автобиографическое. В нем четко прослеживается путь на флоте молодого рабочего паренька с Горьковского автозавода, который в сентябре 1937 года был зачислен курсантом Учебного Краснознаменного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, а через год - назначен мотористом на подводную лодку Л-2 «Сталинец». Автор интересно рассказывает о том, как проходило его становление на подводной лодке. За полтора года службы ему довелось облазить все отсечные трюмы и выгородки, прощупать руками, записать и зарисовать в памятные блокноты или специальные учебные тетради системы и средства борьбы за живучесть подводной лодки. Каждый матрос, пишет автор, должен был с закрытыми глазами найти нужный клапан, механизм и уметь в любых условиях их использовать. Это было необходимо, ибо в боевых условиях любой отсек лодки может оказаться аварийным из-за поступления воды, возникновения пожара или иных повреждений механизмов и должен быть изолирован, чтобы авария не распространялась по другим отсекам. Другими словами, экипажи в мирное время учились тому, что необходимо на войне. Как приобретенный опыт пригодился в боевой обстановке, повествуется в главе «Снова в Балтику». Однажды, пишет автор, во время очередного срочного погружения, от максимальной нагрузки и температурного перенапряжения лопнула поршневая головка дизеля, которая охлаждается циркулирующим машинным маслом. Обычно замена 330 килограммового поршня с диаметром 450 мм выполняется в заводских условиях. Но мотористам пришлось (в то время старшина 1 статьи Аркадий Елюшкин уже служил на ПЛ Л-3 «Фрунзевец») поднимать 275-килограммовую крышку цилиндра. Отделять такой же тяжести шатун от коленчатого вала, вынимать поршень с шатуном, и в обратном порядке всё смонтировать и восстановить работу двигателя мотористам пришлось в тесноте и при недостатке кислорода, когда лодка лежала на глубине 50 метров. При этом советские подводники не только справились с последствиями преследования Л-3 немецкими сторожевиками, но и всплыла с грунта, а затем продолжали выполнение задания, в ходе которого был торпедирован и потоплен крупный фашистский транспорт. Думается, что после прочтения книги такие зерна боевого опыта лягут в души молодых российских подводников и дадут добрые всходы. Страницы книги «Приказано быть подводником!» наполнены личными впечатлениями, неизвестными современному читателю фактами из боевой деятельности подводников, написаны кристально честным, добрым и мужественным очевидцем военных лет, находившим в годы войны время делать дневниковые записи, собирать фотографии, запечатлевшие эпизоды боевой деятельности членов экипажа Л-3. Именно эти уникальные документы военной поры и легли в основу увидевших свет воспоминаний. В своё время русский гений Федор Михайлович Достоевский в своем «Дневнике писателя» писал о демократах, переродившихся в аристократов, которые, обличая в народе темное, «осмеяли и всё светлое, и даже так можно сказать, что в светлом-то они и усмотрели темное». К сожалению, подобных «демократов-обличителей» предостаточно и в наши дни. Одного из них, господина Олега Стрижака, создавшего, по мнению Аркадия Михайловича Елюшкина, гадкий пасквиль «Секреты Балтийского Подплава», в котором пишет, что в 1942 году комиссар подлодки Л-3 Долматов организовал заговор с целью убить командира. Аркадий Михайлович Елюшкин дает достойную отповедь Олегу Стрижаку. Вот что пишет он на страницах своей книги: «Это надуманная нелепость. Моя память о тех боевых днях мне не изменила и сегодня. Я утверждаю, что никакого даже подобия заговора на Л-3 в августе и сентябре 1941 года не было, как и в других боевых походах. Комиссар Долматов был верным коммунистом, преданным Родине, партии… За боевой поход комиссар М. Долматов был награжден орденом Ленина и продолжал служить на Л-3…». Написав эти искренние строчки, бывший старшина 1 статьи Аркадий Елюшкин совершил подвиг. Подвиг не литературный, а нравственный: защитил для потомков честные имена всех членов экипажа подводной лодки Л-3, которые в августовско-сентябрьском походе 1942 года сумели сквозь душераздирающий скрежет минрепов прорваться на просторы Балтики, выполнить боевое задание, а затем, преодолев в Финском заливе минные заграждения, возвратиться живыми в Кронштадт. Низкий поклон Вам за это, дорогой Аркадий Михайлович! Радости победы и скорби утрат, морские военные будни и праздники - эта память действительно живая, источник, способный даровать нынешнему российскому моряку силы для повседневного выполнения служебного долга, нравственного очищения и душевного оздоровления. В книге помещен и фотоальбом, посвященный гвардейской подводной лодке Л-3. А это значит, что память о героях-гвардейцах сохранится в памяти военных моряков на века.
|