на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Командир, атаковавший «Тирпиц»
Автор: Капитан 1 ранга в отставке К. СЕРГЕЕВ   
Приказом командующего Северным флотом № 038 от 24 февраля 1942 года командиром ПЛ «К-21» был назначен капитан 3 ранга Николай Александрович Лунин, до этого командовавший ПЛ «Щ-421».

Тогда слава этого командира только начинала подниматься к зениту. А 3 апреля 1942 года командиры Николай Лунин, Валентин Стариков («М-171») и Израиль Фисанович («М-172») стали Героями Советского Союза, до этого, в январе 1942 г., такое высокое звание получил командир дивизиона «щук» Иван Александрович Колышкин.
Вручение командирам субмарин геройских звезд и орденов состоялось 12 апреля 1942 года на причале бригады. Вручал награды командующий Северным флотом Арсений Григорьевич Головко. Герои представляли собой три поколения подводников: старший среди них - самый опытный и мудрый - Иван Александрович Колышкин, среднее поколение - Николай Лунин и совсем молодые командиры - Стариков и Фисанович. Вся бригада гордилась ими и радовалась за них.
Колышкин и Стариков написали свои воспоминания. Фисанович погиб 27 июля 1944 года молодым 30-летним человеком, когда вел из Англии трофейную подводную лодку «В-1», и никаких воспоминаний, конечно, написать не успел, хотя и обладал недюженным литературным даром. Николай Александрович Лунин тоже ничего о себе не написал, хотя его яркая, как вспышка молнии, морская биография стоит того, чтобы о Герое знали, им гордились, с него делали свою жизнь нынешние военные моряки. Именно это и побудило меня, автора этих строк, в канун 100-летия Героя Советского Союза контр-адмирала Николая Александровича Лунина, взяться за перо. Ведь военная биография подводника - североморца мне хорошо известна. Под командованием капитана 2 ранга Лунина я в годы войны служил на подводной лодке «К-21», когда жизнь подводников измерялась не столько прожитыми годами, сколько походами.
Родился Николай Александрович Лунин 21 августа 1907 года в знаменитой Одессе в семье матроса, откуда вскоре родители переехали в Мариуполь. Уже 10-летним пареньком он зарабатывал себе на хлеб и помогал семье - работал котлочистом на зимующих паровых судах в Мариуполе. Это был очень опасный и тяжелый труд. Замечательный писатель Борис Лавренев в 1925 году коротко сильно и страшно написал потрясающий основы человеческой нравственности рассказ «Срочный фрахт», где поведал о гибели одного одесского мальчишки - котлочиста, застрявшего в котле, который так с ним и разожгли - судну нужно было срочно выходить в море, чтобы хозяева не потеряли очень выгодный фрахт, да и сам капитан не хотел лишаться премии.
Николай быстро рос, вытянулся, раздался в плечах, и карьера котлочиста для него закончилась. Зато он стал юнгой, а с 1922 года - матросом - учеником, затем матросом 2 класса, 1 класса. Затем была учеба в рыбомортехникуме в Ростове-на-Дону, по окончании которого в 1930 г. становится вторым помощником на паруснике «Вега». Морскую службу прервала служба военная: с 1930 по 1931 годы - он шифровальщик в штабе Северокавказского военного округа. После чего - снова работа вторым помощником и старпомом на теплоходах «Грозный», «Советская нефть» и «Азнефть» в Туапсе. За это время он успел походить по морям и океанам, побывать в Турции, Германии, Англии, Франции, Дании. А в 1935 году его вызвали в партком Черноморского пароходства и направили учиться в Учебный отряд подводного плавания имени С.М. Кирова на помощника командира подводной лодки.
По окончании Учебного отряда подводного плавания в 1937 году Николай Лунин был назначен помощником командира подводной лодки «Щ-314» Балтийского флота, а в марте 1938 года был переведен помощником командира ПЛ «Щ-404» на Северный флот. Но в октябре 1938 года по клеветническому доносу был арестован и до ноября 1939 года находился в тюрьме под следствием. После тщательной проверки был оправдан и назначен командиром подводной лодки «Щ-421» бригады подводных лодок Северного флота. Обладая незаурядными природными способностями, пытливым умом и отличной памятью, Николай Александрович Лунин постигал и накрепко усваивал законы и тонкости военно-морской службы, особенности плавания и специфическую технику подводных лодок, их оружия и вооружения, хорошо изучил теорию и практические правила торпедной стрельбы.
Начало войны показало, что против советских подводников действовали хорошо подготовленные экипажи немецких субмарин, которые не только хотят уничтожить своих противников, но и знают как это сделать. В одной из своих автобиографий Лунин откровенно признавался: «В Великую Отечественную войну ПЛ «Щ-421» под моим командованием, будучи к этому времени кораблем первой линии, вышла в море одной из первых с задачей уничтожать противника - фашистские корабли. Из первого похода возвратился без успеха, обнаруженные корабли конвоя ушли безнаказанно. В числе разных объективных причин неудачи атаки сказалось и неумение воевать по-настоящему как результат формальной подготовки личного состава в мирное время».
Командир ПЛ «Щ-421» и его экипаж быстро сделали надлежащие выводы. Экипаж глубоко осознал: надо только знание и умение владеть корабельной техникой, вести меткий артиллерийский огонь, успешно и скрытно занимать позицию для торпедной стрельбы и производить торпедную атаку. Опытного врага надо еще скрытно и упорно искать, найти, подобраться к нему так, чтобы ударить неожиданно и с наибольшей эффективностью применяемого оружия. А для этого нужно противника изучать, понять его тактику, приемы, боевые качества, характер, психологию. Кто скорее противника изучит, поймет, наилучшим образом противопоставит его тактике свою, проявит смелость, дерзость, хитрость, тот и добьется превосходства, будет иметь боевой успех. Ко всему этому неплохо быть еще и удачливым.
О том, как быстро и успешно делал выводы из первых неудач, постигал уроки войны Николай Лунин, говорят выводы штаба бригады подводных лодок по итогам боевого похода «Щ-921» с 26 октября по 17 ноября 1941 года. В этом походе Николай Лунин тремя атаками утопил три транспорта противника, уклонился от таранного удара СКР, подвергся бомбежке. Всего за 1 час 30 минут на лодку было сброшено 20 глубинных бомб, но повреждений не получила. Возвращение с победой к родным берегам проходило в 10-балльный шторм, из-за сильного обледенения «щука» вынуждена была часто погружаться для освобождения ото льда. Уже к марту 1942 года ПЛ «Щ-421» имела на своем боевом счету 7 потопленных кораблей противника. За боевые успехи, мужество и героизм капитан 3 ранга Лунин был представлен к званию Героя Советского Союза. В марте 1942 года приказом командира базы подводных лодок СФ назначен командиром ПЛ «К-21».
Лунин пришел на лодку 4 марта 1942 года, а через два дня уже состоялось партийное собрание о бдительности и состоянии воинской дисциплины. Выслушав откровенные выступления коммунистов, Николай Лунин сказал: «Мы не сможем дальше служить, если у нас так будут работать партийная и комсомольские организации. Собраний мы делаем много, но имеем за последнее время самовольные отлучки, нарушения правил дежурной службы. Боевые листки пишут больше всего об успехах, а о недостатках мало...
Гребенников сказал, что торпеда не была выведена из строя, но ничего не сказал о том, что он предпринял, как коммунист, как специалист и старшина группы торпедистов, чтобы обеспечить качество подготовки, поставить на место людей».
Конструктивная критика прозвучала в адрес и других партийцев, и эти командирские слова вошли глубоко в сознание членов экипажа «К-21». В конце собрания военком Сергей Лысов от имени всех коммунистов заверил командира, что партийная организация встанет в авангарде борьбы за укрепление революционной воинской дисциплины, повышение бдительности, приведет корабль и личный состав в образцовый порядок.
Так состоялось первое настоящее знакомство Николая Александровича Лунина с экипажем ПЛ «К-21». А затем начались подводные будни, во время которых оттачивалось боевое мастерство североморцев. Своеобразным звездным часом для подводников стало 5 июля 1942 года. В тот день, находясь в Норвежском море в районе о. Ингей на подводную лодку «К-21» поступила шифровка командующего флотом, в которой сообщалось о том, что в море находится фашистская эскадра. Командиру ставилась задача - найти эскадру и решительно ее атаковать.
Лодка, закончив зарядку аккумуляторной батареи, погрузилась, удифферентовалась и легла курсом к берегу. Лунин решил пройти пару часов под водой, чтобы снять немного нервное напряжение у команды и спокойно поужинать. Но через полчаса после погружения гидроакустик Сметанин обнаружил справа по носу шумы винтов кораблей. Вахтенный командир, старпом Лукьянов, повернул на курс сближения по шумопеленгу и доложил командиру. Лунин поднялся в боевую рубку и объявил торпедную атаку.
О том, как она проходила, свидетельствует собственноручный отчет Лунина о боевых действиях ПЛ за время с 18 июня по 9 июля 1942 года, подписанный им и комиссаром старшим политруком Лысовым и хранящийся ныне в ЦВММ. Вот выдержки из этого фронтового документа: «В 17.23 опознал корабли противника, идущие в составе двух линкоров - «Тирпиц» и предположительно «Шеер» - в охране 8 миноносцев типа «Карл Галстер», ходящих на сложных загзагах.
Над эскадрой баражировал самолет типа «Арадо». Начал маневрирование носовыми (торпедными аппаратами. - К.С.) линкора «Тирпиц».
В 17.36 эскадра повернула «все вдруг» влево на 90-100о, выстроившись в кильватер с дистанции между линкорами 20-30 каб. ПЛ оказалась на расходящихся контркурсах; развернулся вправо на носовые.
В 17.50 вся эскадра опять повернула «все вдруг», и линкор «Тирпиц» оказался идущим на лодку с его курсовым левого борта 5-7о. Опасаясь срыва атаки, развернулся на кормовые торпедные аппараты и в 18.01 произвел четырехторпедный залп с интервалом выпуска торпед 4 с...
В момент залпа находился примерно в середине эскадры, линкор «Шеер» прошел уже угол упреждения и был с моего правого борта, внутри зигзагзировали 4 миноносца, головной миноносец охраны линкора «Тирпиц» резко ворочал влево на обратный курс, и я опасался, что он идет на ПЛ. С выпуском первой торпеды опустил перископ и с выходом последней загнал лодку на глубину с приемом воды в уравнительную, кормовую дифферентную и увеличил ход до полного.
Через 2 минуты 15 секунд по секундомеру из отсеков, а также акустиком доложено было о взрыве двух торпед. Шумы миноносцев то приближались, то удалялись. Ожидаемых взрывов глубинных бомб не последовало...
В 19.09 осмотрел горизонт и, всплыв под среднюю, передал радио об атаке и курсе отхода эскадры».
Знаменитый подводник-североморец Герой Советского Союза Иван Александрович Колышкин в своей книге «В глубинах полярных морей» писал: «После войны некоторые западногерманские историки пытались утверждать, будто бы «Тирпиц» в том походе не подвергался торпедному удару. Нацистские моряки и их наследники, как известно, не любят признаваться в просчетах и ошибках гитлеровских адмиралов...
Что же касается Лунина, то его воинский подвиг неоспорим. Мастерски прорывал он охранение, мастерски маневрировал, идя с расчетливым риском навстречу смертельной опасности. «К-21» сделала то, что не решились или не захотели сделать англичане: она стала на пути главных сил противника, чтобы заставить их повернуть назад и тем самым спасти от окончательного разгрома РQ-17. Наш союзник, обычно столь щепетильный в вопросах морской чести, оказался явно не на высоте. Ведь защита всеми силами и мерами охраняемых транспортов составляет суть любой конвойной операции. И решение (первого морского лорда британского адмирала Паунда. - К.С.)- бросить без боя транспорты на произвол судьбы трудно назвать мягче, чем недобросовестным, независимо от мотивов, которыми оно было продиктовано.
Атаку Лунина тщательно разобрало командование. Действия его были признаны вполне правильными, отвечающими обстановке. Все мы отдали должную дань его беззаветной боевой дерзости и изумительной выдержке - качествам, которые он проявил в этом трудном бою. А «К-21» вскоре после этого стала Краснознаменной».
Таких прекрасных командиров подводных лодок на флоте было большинство. Потому мы и одержали победу на подводном фронте. Вступив в декабре 1943 года в командование первым дивизионом подводных лодок, Николай Александрович со свойственной ему настойчивостью и энергией совершенствовал специальные знания, приемы и тактику подводной войны. В начале 1944 года Николай Александрович был откомандирован на учебу в ВМА им. К.Е. Ворошилова.
По окончании учебы командовал соединениями подводных лодок, обучая молодых моряков, передавая им свой бесценный боевой опыт подводника. После перехода на службу в ЦНИИ военного кораблестроения возглавил одно из управлений, активно участвовал в развитии флотской науки.
Уйдя в запас в звании контр-адмирала, долго плавал капитаном-наставником на кораблях, ходивших в Антарктиду. Его государственные награды: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Ушакова II степени, орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, английский Крест Виктории IV степени и множество медалей. Николай Александрович Лунин умер в 1970 году после тяжелой болезни и похоронен на Богословском кладбище. Его могила охраняется государством. Именем Лунина названы улицы в Полярном, Мурманске, Одессе, Мариуполе и теплоход Азовского пароходства.

Капитан 1 ранга в отставке
К. СЕРГЕЕВ,
член экипажа ПЛ «К-21», член Ассоциации
морской прессы при Союзе
журналистов Санкт-Петербурга.


 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






пробковые доски в текстиле


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.