В конце июня пришло указание об освобождении некоторых объектов недвижимого военного имущества Санкт-Петербурга
в целях эффективного его использования. В список этих объектов попал флотский яхт-клуб, расположенный
на Васильевском острове. На прошлой неделе члены яхт-клуба получили официальное уведомление в том, что в августе они обязаны покинуть территорию клуба. Коллектив яхтсменов,
в котором немало ветеранов Вооруженных Сил, действующих офицеров и офицеров запаса, негативно восприняли эту новость. Организовав собрание, они решили всеми силами пытаться оставить за своим клубом право занимать территорию, на которой исторически находился он. Для этого были направлены письма в адрес губернатора и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с требованиями о принятии незамедлительных мер.
Великое прошлое
В 1847 году на Васильевском острове в Санкт-Петербурге в круглом ковше Галерного Фарватера впервые появились российские военно-морские яхты - по решению Российского императора был создан «Невский яхт-клуб», ставший основой развития парусного спорта в Военно-Морском Флоте России. За 160 лет его существования яхтсмены ВМФ России и Советского Союза принимали активное участие в спортивной жизни страны, в морской подготовке допризывной, студенческой и курсантской молодежи Ленинграда и Санкт-Петербурга. Сейчас он является единственным военно-морским яхт-клубом в России, сохранившимся в своей акватории с момента создания, пережив события 1917 года, весь советский период и перестройку 90-х годов прошлого века.
Славные страницы в летопись Великой Отечественной войны вписали члены яхт-клуба, которые принимали активное участие в разведке на буерах Дороги жизни, высаживали разведывательные группы в труднодоступных бухтах, перевозили военные грузы.
Достойное вчера
Яхтсмены продолжают и развивают лучшие яхтенные традиции. Ежегодно на крейсерских и крейсерско-гоночных яхтах с молодежными экипажами совершаются походы по местам морской славы на Балтике, организуются практические учебные походы со студентами и курсантами.
Яхты СКФ участвуют во всех проводимых в городе парусных регатах и гонках. Яхтсмены клуба являются многократными победителями и призерами международных соревнований по водным видам спорта. Экипажи яхт «Былина» и «Океан» неоднократно успешно участвовали в престижных международных регатах учебных парусных судов и яхт «The tall ships’ races».
В гавани СКФ базируется знаменитая океанская яхта «Adventure» - подарок Российскому флоту от королевской семьи Великобритании в честь 300-летия Санкт-Петербурга. На ней ежегодно проходят стажировку курсанты военно-морских училищ.
В клубе работает парусная секция, в которой занимаются дети школьного возраста. Результатом хорошо организованной работы этой секции являются стабильные призовые места в соревнованиях городского, общероссийского и международного уровней.
За многолетнюю деятельность яхт-клуба сформирована устоявшаяся инфраструктура: организованы службы охраны, гидрометеорологического и боцманского обеспечения, территория оборудована строениями для хранения яхт и судов, стационарными техническими средствами спуска, подъема, ремонта и обслуживания судов.
Непроглядное завтра
В настоящее время члены яхт-клуба заняли выжидающую позицию, потому как ответов на письма еще не последовало. По закону чиновники обязаны ответить не позднее тридцатидневного срока, но это будет уже вторая половина августа. К тому времени капитанам яхт уже надлежит поднять паруса и уйти из гавани. Но куда? Яхтсмены говорят, что их отправят либо в Керосиновую гавань, которая расположена на Петровской косе, либо в Кронштадт. Керосинка (как величают ее в народе) намного хуже нынешнего места якорной стоянки. Она проигрывает во многих отношениях: в гидрологическом, географическом и с точки зрения безопасности стоянки. Ну а если придется передислоцироваться в Кронштадт, то из-за удаленности от Санкт-Петербурга потеряется часть членов клуба, в большей степени это будут дети, которые не смогут добираться в такую даль.
Председатель собрания капитанов СКФ, яхтенный капитан, полковник медицинской службы Сергей Ивануса болезненно переживает сложившуюся ситуацию, но подходит к этому вопросу объективно:
- Несмотря на активную спортивную, воспитательную и образовательную деятельность, перспективы развития клуба на историческом месте базирования не определены и не закреплены никаким законодательным актом и градостроительным документом. Поэтому и появилась информация о планируемой передачи территории под элитную жилищную застройку. Выполнение этого требования станет серьезным ударом по парусному спорту России.
Кстати, это требование пришло в пик лета - самый разгар спортивного яхтенного сезона. В это время люди специально для участия в соревнованиях взяли на работе отпуска, а некоторые уже находятся в море, не догадываясь, что яхт-клуб фактически уже перестал существовать, и вернуться из плавания им будет некуда.
Время, которое предоставлено членам яхт-клуба для оборудования якорной стоянки на новом месте, даже для одной яхты недостаточно (а их в клубе порядка двух десятков). Необходимо провести целый ряд важных мероприятий: обмер глубины, углубление акватории, учет течений и ветра, налаживание элементов инфраструктуры, подводка воды и электричества, организация служб гидрометеообеспечения и боцманской охраны, управления связи - это неполный перечень работ, без которых невозможно оборудовать новый яхт-клуб. На это уйдут целые годы!
Свое мнение высказал и ветеран клуба капитан 1 ранга в отставке, старший преподаватель высших офицерских классов ВМФ, яхтенный капитан международного класса, командир крейсерской яхты «Океан» Виктор Николаевич Гриб:
- Я и моя команда, которая состоит из действующих офицеров и офицеров запаса, очень сожалеем по поводу случившегося. Моя яхта закреплена за офицерскими классами ВМФ в качестве учебного судна. Ежегодно три-четыре недели группа командиров малых ракетных кораблей и катеров проходят на ней учебную корабельную практику.
Яхтсмены, постоянно занимающиеся здесь парусным спортом, отрывают время от своих семей ради любимого увлечения, вкладывают силы и финансовые средства в содержание и ремонт яхт. Они не хотят верить, что сейчас могут остаться без своего яхт-клуба.
Мой экипаж бывал во многих морях и океанах, посещал российские и зарубежные порты, - говорит В.Гриб. - Я хочу, чтобы это продолжалось и впредь. Чтобы Андреевский стяг, который находится на моей яхте, продолжал гордо развеваться на ветру, чтобы его видели люди в портах разных странах. А для этого должен существовать наш яхт-клуб!
Майор С. ВОЛЬЧЕНКО.