Прошло 60 лет с того времени, когда отгремели последние залпы самой большой и страшной войны, второй мировой, но напоминания о тех огненных днях нам встречаются не только на суше, но и в глубинах морей. Недавно в СМИ появились сообщения, что в Баренцевом море обнаружены останки немецкой субмарины (U-286), потопленной 22 апреля 1945 года. Не буду останавливаться на ошибках в сообщениях, где неточно указывается дата потопления и герои этой победы. Авторы называют U-286 последней подлодкой Гитлера, погибшей во второй мировой войне, что тоже неверно. Я просто хочу напомнить читателям обстановку тех дней на Северном морском театре, который и сегодня является наиважнейшим в вопросе обороноспособности России. К началу 1945 года в состав военно-морских сил противника в Северной Норвегии входило до 45-50 подводных лодок, до 10 эсминцев и сторожевых кораблей, которые составляли костяк действующей группировки ВМС Германии на Севере «Норд». Надводные корабли в 1945 году обеспечивали в основном эвакуацию фашистских войск и несли дозорную службу южнее Тромсё. Но гитлеровское командование не отказалось от срыва советского судоходства в Арктике, для чего использовались подводные лодки. В 1945 году возросла активность немецких субмарин у побережья Кольского полуострова. Подлодки были преимущественно новых модификаций с устройством шнорхель, совершенными по тем годам радиолокационными и гидроакустическими приборами, вооружённые самонаводящимися торпедами. Серьёзная опасность, созданная подводными лодками противника у побережья Кольского полуострова, заметно отразилась на боевой деятельности североморцев на завершающем этапе войны. На основе накопленного боевого опыта была изменена тактика противолодочной обороны конвоев. Раньше они слабо защищались с кормовых курсовых углов, чем и пользовались немецкие подводники. Теперь же конвои шли при круговом охранении, имевшем одинаковую плотность на всех курсовых углах. Кроме того, дистанции между судами и кораблями охранения были увеличены до 15 кабельтовых (2,778 км). Нередко в состав конвоя включались специальные ударные группы преимущественно из торпедных катеров, следовавшие впереди конвоя в 4-6 милях (7-9 км). Такая система охранения повышала безопасность плавания транспортов, но борьба на коммуникациях оставалась напряжённой. Для примера привожу проводку конвоя ПК-9, которую возглавлял начальник штаба эскадры надводных кораблей СФ капитан 1 ранга A.M. Румянцев, когда и была уничтожена субмарина U-286. Об этом эпизоде упоминает и адмирал А.Г. Головко в своей книге «Вместе с флотом», относя его к 21 апреля, что тоже неверно. Но ему простительно, запись в дневнике делалась задним числом, так как он в это время был в Москве по вызову. Архивные документы относят этот факт к 22 апреля 1945 года. Из Лиинахамари в Кольский залив (в порт Мурманск) направлялись транспорты в сопровождении 4 эсминцев, 5 тральщиков, 6 больших охотников, 4 торпедных катеров, корвета, 2 летающих лодок типа «Каталина» и пары сменяющихся истребителей. Уже через полчаса после выхода конвоя самолёт «Каталина» обнаружил подводную лодку в надводном положении, следующую в западном направлении в 12 милях севернее мыса Цып - Наволок. С высоты 300 метров были сброшены 4 бомбы, одна из которых близко взорвалась у лодки. Лодка, потеряв ход, с дифферентом на корму быстро погрузилась. В 6 часов 18 минут 22 апреля акустики эсминца «Карл Либкнехт» (командир капитан-лейтенант К.Д. Старицын) обнаружили подводную лодку, проникшую внутрь конвоя. Эсминец атаковал её пятью сериями глубинных бомб. Передал контакт с нею эсминцу «Дерзкий» и БО-131, которые и занялись её преследованием. Через два часа «Карл Либкнехт» вновь внутри строя конвоя обнаружил вражескую субмарину и сбросил на неё 4 серии глубинных бомб. Дальнейшее преследование лодки осуществлял БО-225. Но, несмотря на активные действия охранения, через 18 минут вражеская подлодка атаковала один из транспортов. Торпеда угодила в него, но он остался на плаву. Через несколько минут последовал ещё один взрыв торпеды, и повреждения получил другой транспорт (это были транспорты: норвежский «Идее-фиорд» и советский «Онега». - В.К.). Буксировка повреждённых судов задержала конвой. Корабли охранения ещё трижды обнаруживали подводные лодки и отгоняли их от конвоя. В 9 часов 06 минут «Карл Либкнехт», установив с одной из лодок акустический контакт, сбросил на неё весь запас глубинных бомб. Вскоре сильно повреждённая лодка появилась на поверхности в 50 метрах от эсминца. Это была U-286. Комендоры не ждали сюрпризов и успели выпустить по ней 16 снарядов, пять из которых попали в цель, и субмарина погрузилась на дно. В 13 часов 03 минуты эсминец «Достойный» атаковал другую подводную лодку врага. На поверхности моря появились отдельные предметы, и образовалось соляровое пятно. Но это не всегда подтверждало гибель подлодки. Так кораблями охранения было отбито нападение группы фашистских подводных лодок (волчья стая Денница. - В.К.) на конвой, который вскоре прибыл в Кольский залив. Это был рядовой случай в боевой жизни Северного флота (СФ). Усиление боевой активности подводных лодок противника на внешних коммуникациях (фашисты сражались до последнего) вынуждало командование Северного флота выделять дополнительные силы противолодочной обороны по маршруту движения конвоев, особенно беломорской группы. Так что никакого секретного задания U-286 не выполняла, а была на обычной охоте за нашими судами. Случилось обычное боевое столкновение, где ты врага или он тебя! «На войне, как на войне!». |