на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Судомоделизм - увлечение фамильное
Автор: Николай АСТАФЬЕВ.   
Александр Алексеевич Добренко родился в 1953 году на юге России. Детство и юность прошли в Махачкале. Увлечение судомоделизмом передалось ему от отца, который возвратясь из очередного рыболовецкого рейса по Каспию, увлечённо строил модели кораблей. Александр и сейчас с удовольствием вспоминает незабываемый аромат тонких липовых дощечек в руках отца…
Image 
Город на Неве, где юноша побывал по туристической путёвке, становится главным в его судьбе. В 1971 году Александр Добренко поступает в Ленинградское военно-морское училище имени Дзержинского, а через полтора года из-за царящей «дедовщины» подает заявление об уходе и попадает служить на сторожевой корабль Северного флота. Однако и тут бывший курсант выкраивает время для постройки моделей кораблей, которые восторгают матросов и офицеров.
Мечта - жить и работать в Ленинграде - не оставляет его. Чувствуя, что этот город создан для него, он стремится вернуться сюда навсегда. Уволившись в запас в 1974 году, Александр Добренко становится студентом Ленинградского института точной механики и оптики, по окончанию которого приходит на Балтийский завод и работает наладчиком систем автоматического регулирования судовых энергетических установок на атомном ледоколе «Россия» и атомных крейсерах. В «период полураспада» страны, Александр вынужден оставить профессию наладчика и устраивается на четырёхгодичные курсы по строительству жилья хозяйственным способом. Участвуя в стройках Балтийского завода, он надеется приобрести квартиру, но не тут-то было: завод то и дело переходит из рук в руки, банкротится, соответственно меняются и хозяева возводимых домов…
Долгожданную квартиру Александр тогда так и не получил, но, уверовав в своё призвание, с 1993 года стал мастером судомодельного кружка при Балтийском заводе, которым руководит и ныне. Среди его учеников преобладают юные жители Васильевского острова. Некоторые из них уже выросли и отслужили в армии, обрели профессию, но постоянно заглядывают «на огонёк» к своему учителю.
Последние тринадцать лет Александр Добренко всецело посвятил любимому делу. Свою первую выставку судомоделист провел в 1996 году, когда страна праздновала 300-летие Российского флота. Именно тогда Александр Добренко с группой энтузиастов арендовал площадку на выставке «ЛенЭкспо» и организовал первый конкурс моделей кораблей.
Это был первый выход в свет питерских судомоделистов и, как оказалось, не последний. В 2002 году Александр Добренко познакомился с деканом филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Сергеем Богдановым, страстным любителем моделей кораблей. По инициативе после днего был учрежден переходящий Кубок Университета, ежегодно вручаемый победителю Всероссийского конкурса.
Image 
С появлением Кубка возникла необходимость дать название ассоциации невских судомоделистов. В Москве к тому времени уже существовала гильдия судомоделистов. Она принадлежала частному лицу, содержащему людей, получающих зарплату и строящих по его заказам модели кораблей, разработанные такими же энтузиастами своего дела. Среди москвичей был судомоделист Дмитрий Марин, придумавший название гильдии. Заручившись его поддержкой, Александр Добренко создал Гильдию Судомоделистов Санкт-Петербурга, юридически вошедшую в Молодёжный морской совет. Позднее гильдия влилась в Морской совет при правительстве Санкт-Петербурга, возглавляемый Татьяной Ивановной Чекаловой. Впрочем, изначально питерскую гильдию сегодня пополнили не только судомоделисты Ленинградской области, но и других уголков России, а также - Украины.
…У человека только одна жизнь, а моделей хочется создать много. Поэтому, как правило, мастерам приходится нанимать специалистов - заключать с ними договора, выплачивать авансы, зарплату. Но модели кораблей обретают зримые черты лишь под чутким руководством мастера. На конкурсах фигурируют имена подлинных создателей, но сами модели по праву принадлежат мастеру, поскольку изготавливаются из его материалови являются выражением его замыслов, воплощенных в чертежах и технологиях.
Александр Алексеевич Добренко не придаёт значения количеству построенных моделей, но и у него есть любимые модели, о которых он не может говорить без трепета. В квартире на улице Кораблестроителей, где он проживает, маленький музей. Помимо моделей старинных кораблей, тут можно увидеть симпатичный буксир и модель сторожевого катера с бортовым № 765, на котором когда-то служил старшина Гильдии Судомоделистов Санкт-Петербурга. Именно этот титул (в отличие от ставшего привычным «президент») ему явно по душе:
- Несколько лет сотрудничал с Северо-Западным пароходством, - признаётся Добренко. - Мне заказывали постройку новых моделей по чертежам и покупку готовых моделей на юбилеи и праздники руководителей смежных организаций. Было изготовлено столько «Русичей», что сбился со счета. Модели строились в соотношении 1:150. При таком масштабе их удобно держать и рассматривать. На мой взгляд, модель должна радовать глаз и размерами, и деталировкой.
Модели двух кораблей были подарены мной Центральному военно-морскому музею. В числе их шлюп «Восток», позднее переданный музею Казанского университета, где когда-то работал профессор И.М. Симонов, участвовавший с Ф.Ф. Беллинсгаузеном в открытии Антарктиды. В ЦВММ находится моя модель подводной лодки Александровского, выполненная по просьбе одного из его потомков - Елены Эберт, живущей в США.
Кроме гильдии стендового судомоделизма России, которой руководит Александр Добренко, существуют и другие ассоциации судомоделистов, создающих радиоуправляемые модели кораблей, а также - с моторчиками. Но Александр давно переболел этой, по его выражению, «детской болезнью» и строит лишь копии кораблей, подбирая благородные материалы, придающие моделям облик подлинного произведения искусства. Особенно годны для этой цели груша, клён, яблоня, орех, красное и эбеновое деревья.
Ежегодно Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга проводит чемпионаты России. К судомоделизму пристрастился и девятнадцатилетний сын Добренко-старшего - Дмитрий, студент ИТМО, того самого, где когда-то учился отец и работает ныне жена Александра Алексеевича - Наталья Фёдоровна. Сейчас Дмитрий строит модель французской шебеки «Акула» в адмиралтейском стиле, на что решится не каждый взрослый судомоделист.
Модели в адмиралтейском стиле, с небольшими упрощениями, строили ещё старые английские корабельные мастера для морского департамента в надежде получить заказ на постройку корабля. Адмиралы в седых париках рассматривали работы придирчиво, со всей серьёзностью, после чего мастер, получив деньги и место на верфи, приступал к строительству корабля в натуральную величину.
Французы, в отличие от англичан, создавали модели кораблей без упрощений. Добренко-старший показал свою модель фрегата «Ла Лежер», которая также строится им в адмиралтейском стиле. Её оригинал хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга. Именно с него и снимал размеры Александр Добренко. Как выяснилось, это уже вторая модель. Первую модель фрегата мастер сгоряча продал, но понял, что жить без неё не может, и взялся за вторую.
…Перед строительством модели фрегата, Добренко-старший погрузился в военно-морские архивы и основательно ознакомился с творчеством мастера Блэза Пангало, нанятого во Франции на русскую службу суперагентом Кононом Зотовым.
С этим неаполитанцем связана целая история. Похоже, Александр Добренко не на шутку увлёкся судьбой этого кораблестроителя:
- Блэз Пангало родился на острове Ишия в 20 милях от Неаполя. В молодости строил корабли для пиратов в Тунисе. Корабли его были не только великолепны внешне, но и быстроходны. Прослышав о чудо-мастере, французский маршал де Турвиль в 1680 году нанял его на французскую службу. В 1707 мастер построил свой последний военный корабль и прекратил активное участие в строительстве, но в 1716 году доверенный Петра I Конон Никитович Зотов переманил его на службу русскому императору.
В дни празднования 250-летия Центрального военно-морского музея я выяснил у греческого консула, что Пангало - весьма распространенная фамилия, в переводе на русский язык означающая «добрый человек». Этим, по-видимому, и объясняется мой пристальный интерес к личности Блэза Пангало, - улыбается Добренко…
Кто знает, может и впрямь это дальние родственники, в крови которых столетиями блуждает «ген судостроения»?..
Глядя на многочисленные модели кораблей, осознаешь, что создание их - дело тяжкое и кропотливое. Только на один чертеж модели фрегата у Александра Добренко ушло полтора года, - он развернул свиток, где с точностью до миллиметра выполнены все элементы будущей модели.
С 26 по 30 мая состоялся очередной Всероссийский конкурс по стендовому моделизму на Кубок Университета, где было представлено около ста моделей, построенных любителями и профессионалами 30 городов России и Украины, конкурс посвящался столетию подводных сил России и 200-летию завершения первой российской «кругосветки» на шлюпах «Нева» и «Надежда».
…Российские судомоделисты тесно связаны не только с ближним, но и с дальним зарубежьем. 9 июня группа французов во главе с Пьером Грандвилером, вице-президентом «Общества друзей морских музеев» приедет на неделю в Санкт-Петербург для знакомства с творчеством питерской Гильдии Судомоделистов. Они увидят разнообразные модели французских кораблей, как строящиеся, так и хранящиеся в залах Военно-морского музея.
А впереди Добренко - отца и сына ожидает увлекательное путешествие. В середине июня по приглашению «Общества друзей морских музеев» и французского научно-исследовательского общества в качестве почётных гостей они полетят сначала в Париж, а затем в Сен-Мало, небольшой городок в Бретани, где откроется грандиозная французская выставка моделей кораблей и состоится Регата STI-2006.
Хочется верить, что у этого увлечённого человека всё получится. Своим личным примером он доказал, что судомоделизм из хобби может превратиться в профессию. Пойдёт ли по стопам отца сын, покажет время, но, похоже, эта страсть у них фамильная. Не случайно на одной из полок уже красуется кубок, завоёванный Дмитрием Добренко в 2005 году за модель французской шебеки, выполненной из полисандра.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.