Сходив в театр Ленсовета один раз, люди стремятся попасть туда снова. Что их привлекает? Может быть, талантливая игра актеров? Или добрая, теплая атмосфера? Владислав Пази сказал: «Театр, в отличие от человека, проживает не одну, а несколько жизней. Он живет вместе с теми, кто заполняет его по ту сторону рампы. Театр жив, пока у него есть «лица необщее выраженье», - то, что называется творческой индивидуальностью. Наш театр жив. Нам по-прежнему интересен театр, который не скрывает, что он - Театр. Мы вместе со всеми живем жизнью нелегкой, но, как нам кажется, достаточно яркой и нескучной. Судить о ней вам». В мае этого года скоропостижно скончался на гастролях в Болгарии художественный руководитель - директор театра Ленсовета, заслуженный деятель искусств России и Киргизии Владислав Борисович Пази. Кто возглавит театр, так любимый зрителями? Как он живет сейчас и как он планирует будущее? На все эти вопросы отвечает помощник художественного руководителя по труппе Евгения Павловна Попондопуло.
Долгая дорога в театр… Я окончила юридический факультет и довольно долго работала юристом, но моей настоящей и неподдельной страстью с детства был театр. Родители мои не имели никакого отношения к театральному миру. Всегда старалась попасть на ведущие спектакли, премьеры... В один прекрасный день моя любовь к театру меня привела в БДТ. Там я работала в отделе кадров, а в свободное время от работы мы с мужем и дочкой всегда ходили в театр Ленсовета. В те времена легендой Ленсовета был его художественный руководитель Игорь Петрович Владимиров. Он руководил театром на протяжении почти четырех десятилетий - с 1960 по 1996 год. Публика не только заново открывала таланты корифеев - Овсея Кагана, Михаила Девяткина, Георгия Анчица, - но и обнаруживала новые дарования Леонида Дьячкова, Дмитрия Баркова, Алексея Петренко, Алексея Розанова, Ларисы Леоновой, Елены Маркиной, Ирины Балай, Ирины Замотиной, Анатолия Ракиковича, Ефима Каменцкого, Галины Никулиной, Ирины Мазуркевич, Михаила Боярского - в 1970 годы именно они составляли костяк труппы… Его спектакли стали классикой, будь то «Первый встречный», «Пигмалион», «Женский монастырь» или «Трехгрошевая опера». Мне нравились его мюзиклы «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья» и т.д. Во время моей работы у меня появилось много друзей, приятелей и коллег в театре Ленсовета. В один прекрасный день, здесь освободилась должность - помощника режиссера. Меня пригласили сюда работать и, конечно, я согласилась не раздумывая. Сначала работала помощником режиссера, потом мои семейные обстоятельства изменились. Моего супруга пригласили работать на Кубу на два года, и мы уехали. Когда вернулись, то Игорь Петрович Владимиров мне предложил на выбор две должности - либо стать помощником режиссера, либо заведующей труппой. Я выбрала второе. Две личности. Два таланта Невозможно сравнивать Игоря Владимирова и Владислава Пази. Каждый из них внес большой вклад в развитие и формирование театра. Игорь Владимиров очень тяготел к музыкальной направленности. Он ставил много мюзиклов, музыкальных спектаклей. Он подбирал себе и курс, и актеров музыкальных, поющих. Он умел ставить социальные драмы, к примеру, «Интервью в Буэнос-Айресе» превратить в увлекательное, музыкальное действо на сцене. В спектаклях Игоря Владимирова участвовала Алиса Фрейндлих. Вокруг нее он собрал мощный актерский состав, который в те времена успешно соперничал с первенствовавшей в те годы товстоноговской труппой. За годы работы с И. Владимировым - Лариса Луппиан, Анна Алексахина, Елена Комисаренко, Светлана Письмиченко, Ирина Ракшина, Елена Кривец, Сергей Мигицко, Владимир Матвеев, Олег Леваков, Евгений Филатов, Семен Стругачев - из начинающих дебютантов стал известными актерами. Теперь они основной состав труппы. И когда Владимирова на посту художественного руководителя сменил Владислав Пази, именно эти артисты стали его опорой. И если Игорь Петрович собирал великолепный актерский букет вокруг Алисы Фрейндлих, то Владислав Борисович делал ставку сразу на всю «верхушку». Владислав Борисович изменил и репертуар театра. У него спектакли стали более серьезные, глубокие, философские. Когда Пази пришел в театр он не увлекся соревнованием. Он продолжил строить театр, взяв за основу лучшие из старых чертежей. Начал В. Пази свою работу в театре с постановки пьесы по киносценарию режиссера Ингмара Бергмана «Лицо», где блеснули разносторонними дарованиями все лидеры труппы. Во время работы Владислава Пази визитной карточкой театра стал набоковский спектакль «Король. Дама. Валет». Хотя традиции театра Владислав Борисович никогда не забывал, так в год 300-летия Санкт-Петербурга был поставлен русский мюзикл Александра Журбина и Вячеслава Вербина «Владимирская площадь» по роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные». Это был очень интересный эксперимент для нас. На мой взгляд, он удался. Актерское братство Быть актером - непросто. Даже достигнув звездного Олимпа, актер не может утверждать, что все познал в своем деле. Один пожилой актер в восемьдесят лет говорил, что понял, что идет не той дорогой. Это удел любого художника. Он должен быть недоволен собой, тогда есть движение вперед. С людьми творческой профессии работать непросто. У них свой внутренний мир, свое мироощущение, к которому они, как правило, никого не допускают. На мой взгляд, в основе любой работы с людьми, прежде всего, должна быть любовь и уважение и тогда все остальное придет. У меня к каждому актеру за эти годы появился свой ключик. Владислава Пази мы еще все в театре вспомним не раз за то, что он был человеком нетерпящим никаких интриг и склок. Владислав Борисович был человеком чистым и светлым, и такое настроение все эти годы царило в театре. Он ни разу не позволил себе ни на кого повысить голос, относясь ко всем с большим уважением и любовью. В. Пази был настоящим «любящим и заботливым отцом» труппы. Нашим актерам есть с кого брать пример. Он был Человеком с большой буквы. Ни для кого не секрет, что в театре зарплаты невысокие, поэтому актеры ищут дополнительные заработки. Многие снимаются в фильмах, телесериалах и т.д. Труппа встречается в буквальном смысле только на репетициях и спектаклях. Это очень хорошо, что энергию тратят в созидательное русо. В советские времена было все гораздо сложнее. Если один актер в труппе снимался, то это обсуждалось всеми с утра до вечера. Сейчас времена изменились и люди тоже. И это отрадно сознавать. Мастера - ленсоветовцы Я застала еще те времена, когда у станции метро «Владимирская» с одной стороны и даже с Невского проспекта люди спрашивали билетик в театр Ленсовета на Фрейндлих и Боярского. В те годы в нашей стране был настоящий театральный бум. Бесспорно, фрейлиной нашего театра являлась Алиса Фрейндлих. Владислав Пази вел долгие переговоры с Алисой Бруновной, чтобы она сыграла на сцене у нас. Итог - спектакль «Оскар и Розовая Дама» по пьесе французского драматурга Эрика Эмманюэля Шмитта. В течение трех часов Алиса Бруновна одна на сцене исполняет две роли. Она играет и Розовую Даму и десятилетнего мальчика, который болен лейкемией. В конце спектакля мальчик умирает. Эта пьеса далеко не самая легкая для зрительского восприятия, и трудно было бы прогнозировать ее успех на нашей сцене, если бы не игра Алисы Фрейндлих. Сильный спектакль! Основу нашей труппы составляют мастера-ленсоветовцы - это народные артисты России Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Дмитрий Барков. А сколько у нас в театре заслуженных артистов России и просто хороших начинающих «звездочек». Вот и московские ряды стали пополнять наши - Константин Хабенский, Михаил Пореченков. Они модные и вцысокооплачиваемые актеры, которые играют во МХТ. Конечно, это потеря для нас, но большое приобретение для Москвы. Мы искренне рады за их успехи. Владислав Пази в течение пяти лет сотрудничал с известным в театральных кругах режиссером Юрием Бутусовым. Владислав Борисович не боялся конкуренции молодых театральных авангардистов. Результат - замечательный спектакль «Старший сын». Зритель У Ленсовета всегда были очень благодарные зрители. Сейчас у многих поклонников появились компьютеры, и теперь они пишут письма не вручную, как раньше, а присылают их к нам на адрес электронной почты театра. А если, упаси Бог, происходит что-то с одним из актеров, то они начинают очень беспокоиться и волноваться за его судьбу, и спрашивают, чем они могут помочь. Трогательно. Конечно, в наши дни такого театрального бума, как в былые времена, нет. Но жаловаться на то, что зал полупустой не приходится. Правда, летом происходит небольшой спад. Мы называем это «открытие дачного сезона» у зрителей. У нас есть поклонники еще с тех старых советских времен. Тогда мы ездили на гастроли регулярно. В те времена они хорошо финансировались Министерством культуры. Раньше выезжали на гастроли на один-два месяца. Довольно длительный срок. Мы объездили всю Прибалтику, Украину, Сибирь, Дальний Восток. Сейчас ситуация радикальным образом изменилась. Гастроли больше никто не финансирует. Если мы найдем спонсоров, то хорошо. Но, тем не менее, мы стараемся каждый год выезжать ненадолго. У нас стало доброй традицией ездить на гастроли в Череповец. В октябре собираемся снова поехать туда. Также в планах поездка во Францию, в Марсель. Когда мы выезжаем на гастроли, то у нас аншлаг на спектаклях, в прямом смысле слова негде яблоку упасть. Ни нынешние дорогие кинотеатры, ни видео, ни компьютеры не смогли заменить людям театр. Когда я смотрю кино - от того, как я его смотрю, ничего не меняется, я повлиять на происходящее никак не могу. Феномен театра, его привлекательность и тайна в том, что это - совместное творчество актера и зрителя. В театре ошибаться невозможно. Некоторые думают, что во время спектакля актер может забыть или перепутать то или иное слово, что-то пропустить, и никто не заметит. Но на самом деле это влечет за собой некоторое замешательство на сцене среди актеров, а значит, со сцены это замешательство передается зрителям. А когда спектакль проходит на одном дыхании, когда актеры играют вдохновенно, то и зрители из театра выходят просветленные и одухотворенные. Ходите в театр. Не забывайте его. Водите своих детей, родственников и друзей. Не лишайте себя этого удовольствия. Ведь театр - это место встречи добра и любви.
|