4 октября 2006 года в Санкт-Петербургском Военно-морском институте - Морском корпусе Петра Великого прошла Первая научно-практическая конференция «Применение рефлексивного анализа: теория и практика». Её организаторы - ВМА имени Героя Советского Союза Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, Санкт-Петербургский Военно-морской институт - Морской корпус Петра Великого, ЦНИИ МО РФ - ставили перед собой цель рассмотреть вопросы, связанные с формированием единства взглядов на роль и место концепции рефлексивного подхода в применении ВМФ России, а также с выработкой рекомендаций ученым, преподавательскому составу, командирам объединений, соединений, офицерам штабов, кораблей, частей, командованию ВМФ по применению рефлексивного анализа при подготовке к ведению боевых действий, в воспитательной работе, определении облика современного ВМФ, совершенствовании теории и практики тактики и оперативного искусства. В работе научного форума приняли участие представители Российской академии военных наук, Высших военно-морских учебных заведений, НИИ, средств массовой информации. По заданию редакции «Морской газеты» в зале, где проходила научно-практическая конференция, находился и наш специальный корреспондент капитан 2 ранга запаса Валерий Никонов. Сегодня мы предлагаем нашим читателям подготовленный им материал.
Научно-практическая конференция открылась вступительным словом заместителя начальника Санкт-Петербургского Военно-морского училища - Морского корпуса Петра Великого капитана 1 ранга А. Иванова. По словам Анатолия Владимировича, в конце XX века общество перешло на качественно новый уровень развития - оно стало информационным. Однако у него остались старые проблемы: локальные войны, региональные вооруженные конфликты... Теперь в их ходе используется не только обычное, но и новое «не смертельное» оружие. Это оружие - информация, используемая в информационных войнах, которым развитые западные страны уделяют наибольшее внимание. С появлением нового информационного оружия на смену обычным силовым методам ведения войны приходят качественно новые, более гибкие средства ведения войны, позволяющие оказывать различное влияние на руководство государств, их вооруженные силы и население, в том числе и в плане принятия решений. Как подчеркнул капитан 1 ранга А. Иванов, причиной большинства проблем поражений в ходе боевых действий является забвение известных выражений: «Первой в бой идет мысль», «Война - это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает». Вот почему на современном этапе возрастает значение рефлексивного мышления, являющего собой умение нестандартно мыслить, анализировать, правильно формулировать цели и пути их достижения, выстраивать причинно-следственные связи проблем и в конечном итоге корректировать их. И здесь военачальникам, командирам всех степеней надежным подспорьем в их деятельности может послужить такой мощный системообразующий инструмент, как методология рефлексивного подхода. Что же такое рефлексивный подход и рефлексивный анализ? Ответ на этот вопрос был дан в докладе «Методология рефлексивного подхода в управлении: основные понятия, принципы, закономерности и способы реализации», с которым выступил доктор военных наук, профессор капитан 1 ранга в отставке Федор Семенович Чаусов. Он отметил, что рефлексивный подход предполагает своеобразие мышления. Основным его инструментом является рефлексивный анализ, содержанием которого является воспроизведение вероятных целей противника, способов их достижения, логики рассуждений и предполагаемых способов добывания необходимой информации об обстановке. Основными задачами научно-практической конференции являлись такие, как оценка роли и концепции рефлексивного подхода в применении ВМФ России в современных условиях военных угроз с океанских и морских направлений; определение задач флотских ученых по применению рефлексивного подхода с целью наиболее полной реализации боевого потенциала морских сил общего назначения ВМФ при обеспечении обороноспособности страны с морских направлений и защиты национальных интересов России в Мировом океане; определение основных направлений реализации рефлексивного подхода в образовательном процессе военно-морских учебных заведений, как важнейшей составной части подготовки командных и инженерных кадров ВМФ. Пути их решения были намечены в докладах кандидата военных наук, профессора капитана 1 ранга Леонида Сергеевича Шульдешова «Модель противодействия противнику с использованием заграждений на основе рефлексивного управления», кандидата военных наук Игоря Владимировича Шаповалова «Распределение сил при поиске объектов с использованием мероприятий рефлексивного управления», капитана 2 ранга Александра Леонидовича Ганьбы «Способы поиска подводных объектов многоцелевыми надводными кораблями с использованием рефлексивного анализа обстановки» и других участников научного форума. Через все доклады и выступления красной нитью прошла мысль: для выполнения современных задач ВМФ его офицерские кадры должны обладать достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, наращивание которого возможно с использованием современного инструментария - методологии рефлексивного подхода. В конце научно-практической конференции состоялась презентация монографий доктора военных наук, профессора капитана 1 ранга Федора Семеновича Чаусова «Управление сложными конфликтами, новый подход к принятию решений» и «Рефлексивный анализ в сфере управления», в которых в доступной форме изложены методы рефлексивного анализа в различных областях управленческой деятельности и разрешение конфликтных ситуаций. Высокую оценку этим научным трудам дали кандидат военных наук, профессор капитан 1 ранга Леонид Сергеевич Шульдешов, кандидат военных наук, доцент капитан 1 ранга Валерий Орестович Свалов и другие. Участники научно-практической конференции «Применение рефлексивного анализа: теория и практика» единогласно приняли решение, где отмечается: 1. Основным направлением наиболее полной реализации боевого потенциала морских сил общего назначения ВМФ при обеспечении обороноспособности страны с морских направлений и защиты национальных интересов России в Мировом океане является применение рефлексивного подхода в работе командиров разных уровней, офицеров штабов и кораблей (частей). 2. Для решения задач тактического, оперативно-тактического и оперативного уровней разработать методику работы соответствующих командиров и штабов с использованием рефлексивного анализа. 3. В учебных дисциплинах высших военно-морских учебных заведений ввести в разделы по управлению силами ВМФ рефлексивный анализ обстановки. В остальных учебных заведениях ввести курсы «Критическое мышление» для движения в сторону рационализации действий и поведения мичманов, старшин и сержантов ВМФ. 4. Воспитательную работу, историческое сознание, изменение устоявшихся взглядов, новую интерпретацию прошлого с учетом накопления знаний производить на основе повышения уровня рефлексии в обществе. 5. Предложить организовать постоянно действующий семинар «Рефлексивные процессы в управлении в ВМФ» на базе Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова и Санкт-Петербургского Военно-морского института - Морского корпуса Петра Великого, ЦНИИ МО РФ. Состоявшийся научный форум в целом прошел успешно. В дальнейшем предполагается на постоянной основе проводить подобные научно-практические конференции один раз в два года, а семинары - два раза в год с привлечением более широкого круга ученых и практиков в области рефлексивного подхода и рефлексивного анализа.
|