С 19 по 23 марта группой офицеров Управления воспитательной работы ВМФ под руководством заместителя Главнокомандующего Военно-Морским Флотом по воспитательной работе - начальника управления вице-адмирала Ф.С. Смуглина проведена проверка организации и эффективности воспитательной работы в ВМУЗ, учебных подразделениях и отдельных воинских частях Ленинградской военно-морской базы. 23 марта в Военно-морском институте состоялся разбор по итогам проверки организации воспитательной работы, эффективности учебно-воспитательного процесса, состояния правопорядка и воинской дисциплины с офицерами воспитательных структур ЛенВМБ, ВВМУЗов, кафедр общественно-государственных и социальных дисциплин. Вице-адмирал Ф.С. Смуглин выступил с основным докладом, который публикуется сегодня с некоторыми сокращениями.
Основными целями прошедшей проверки являлись: 1. Оказать практическую помощь должностным лицам ВМУЗ в организации воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих, курсантами и постоянным составом ВМУЗ; 2. Определить степень влияния состояния воспитательной работы на морально-психологическое состояние переменного и постоянного состава ВМУЗ ВМФ, воинскую дисциплину и правопорядок. 3. Проверить выполнение требований Приказа МО РФ 2006 г. № 55 «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в ВС РФ», Приказов МО РФ 2005 г. №79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и №170 «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации», а также ряда других руководящих документов и методических рекомендаций. 4. Проверить ход подготовки к первому выпуску курсантов Гуманитарного факультета ВМИРЭ им. А.С. Попова, оказать практическую помощь в его организации, работе по отбору и распределению выпускников на первичные должности. 5. Выработать выводы и предложения по дальнейшему улучшению морально-психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины, службы войск, правовой работы, совершенствованию материально-технической базы воспитания и обучения ВМУЗ. Анализ деятельности органов военного управления, командования, должностных лиц военно-учебных заведений ВМФ по созданию эффективной системы воспитательной работы показывает, что в целом ее организация соответствует требованиям руководящих документов и обеспечивает решение задач по подготовке офицерских кадров. Воспитательные задачи решаются в общей системе образовательного процесса, повседневной военной службы, других видов деятельности личного состава. Организация воспитательной работы включает: - анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы, выработку предложений по ее совершенствованию, систематическое обучение должностных лиц практике воспитательной работы; - согласованную практическую работу всех должностных лиц на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы, исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач по годам обучения. Эффективность воспитательной работы, как показывает практика, достигается поддержанием в военно-морских учебных заведениях высокого уровня воинской дисциплины и внутреннего порядка, образцовой организацией службы войск, созданием необходимых условий для успешной учебы, жизни и быта, всесторонним информационным обеспечением и культурно-досуговым обслуживанием личного состава, а также сочетанием высокой требовательности к военнослужащим с уважением их личного достоинства, прав и убеждений. Ведущей формой воспитания является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа, проводимая в течение всего периода обучения на основе изучения динамики формирования профессионально важных качеств и индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Упрощенно-формальное отношение к воспитательной работе делает ее бессмысленной. Результаты воспитательной работы определяются на основе оценки эффективности её влияния на формирование у курсантов качеств личности, необходимых защитнику Отечества, военному профессионалу, повышение качества образовательного процесса, поддержание правопорядка, воинской дисциплины и здорового морально-психологического состояния личного состава. Что в конечном итоге определяет эффективность функционирования факультетов и ВМУЗа в целом. Важнейшей задачей в подготовке будущих офицеров является формирование у них навыков воспитательной работы. С этой целью в институтах разработаны и реализуются Комплексные планы привития курсантам командно-методических навыков и навыков воспитательной работы. Хочу отметить эффективную, целенаправленную воспитательную работу по подготовке офицерских кадров на психологическом факультете ВМИРЭ имени А.С. Попова (начальник факультета капитан 1 ранга Лимбаков Александр Васильевич, заместитель по воспитательной работе капитан 3 ранга Костенко Вячеслав Сергеевич.), штурманском и гидрографическом факультетах Санкт-Петербургского ВМИ – Морского корпуса Петра Великого (заместитель начальника института по ВР капитан 1 ранга Рыжих Николай Александрович, заместитель начальника штурманского факультета по ВР капитан 1 ранга Никитюк Игорь Николаевич, гидрографического факультета - капитан 2 ранга Иванов Герман Викторович), в Кронштадтском морском кадетском корпусе (заместитель начальника корпуса по ВР капитан 2 ранга Петров Владислав Александрович). Вместе с тем в деятельности должностных лиц имеется ряд недостатков и упущений, существенно снижающих результативность и качество воспитательной работы. Многие недостатки являются результатом незнания требований ныне действующих руководящих документов. Методические рекомендации ГК ВМФ 2005 года по организации и проведению воспитательной работы в вузах не стали основой учебно-воспитательного процесса. А ведь данный документ регламентирует все направления воспитательной работы, формы и методы ее проведения. Он должен быть повторно изучен всеми офицерами-воспитателями вузов и практически стать настольной книгой. Напоминаю важность своевременного планирования воспитательной работы. Содержание планов должно отвечать основной задаче военно-учебного заведения - обеспечению качественной подготовки офицерских кадров, вооружению их знаниями, умениями и навыками, передовыми технологиями проведения воспитательной работы. План воспитательной работы факультета должен согласовываться с заместителем начальника вуза по воспитательной работе и утверждаться начальником факультета. Проверяющие не увидели этого на двух факультетах ВМИИ, на трех факультетах ВМИРЭ им. Попова, на одном факультете ВМИ. Вообще отсутствует месячное планирование в подразделении тральщиков части охраны водного района. Здесь вообще отсутствуют какие либо отчетные документы по организации и проведению воспитательной работы. Серьезные проблемы с отчетностью есть и в ряде подразделений вмуз. Понятно, что многие проблемы с проведением воспитательных мероприятий связаны с низкой укомплектованностью штатов офицеров-воспитателей и офицеров курсового (ротного) звена, что накладывает особую ответственность на офицеров отделений воспитательной работы по методической подготовке имеющихся в наличии должностных лиц. Занятия по методике и организации воспитательной работы должны проводиться: - с командирами отделений, командирами учебных групп, курсовыми офицерами – ежемесячно; - с начальниками курсов, командирами рот и им равными, преподавателями, закрепленными в качестве наставников (кураторов) учебных групп и курсов, - 2-4 раза за период (семестр) обучения; - с начальниками факультетов и их заместителями, начальниками кафедр и их заместителями - не реже 2-3 раз за период (семестр) обучения (как правило, в начале учебного года и семестра). С вышеперечисленными категориями должностных лиц в полном объеме проводятся инструктивно-методические занятия только на психологическом факультете ВМИРЭ им. Попова. В интересах совершенствования системы воспитания, поддержания высокого морально-психологического состояния военнослужащих используется общественно-государственная подготовка и информирование личного состава. Порядок организации и проведения занятий по ОГП и информированию должен устанавливаться приказом начальника ВМУЗа на учебный год. Мы увидели, что на кафедрах гуманитарных и социально-экономических дисциплин при проведении занятий с курсантами и слушателями, наряду с традиционными лекциями и семинарами используются новые наиболее эффективные формы и методы организации проведения занятий. Это в первую очередь подготовка и защита в учебных группах рефератов по тематике общественно-государственной подготовки. Хорошей традицией стало информирование о памятных датах истории, встречи курсантов с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы, представителями государственной власти и местного самоуправления, совместные мероприятия с администрациями районов, активное участие в проведении городских мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня прорыва блокады Ленинграда и многих других знаменательных дат. По наиболее важным и актуальным темам информирование курсантов должны проводить начальники ВМУЗ, факультетов, кафедр и их заместители, начальники отделов, отделений и служб, профессорско-преподавательский состав, а не начальники курсов или нештатные заместители по воспитательной работе. Требования о ежемесячном проведении Единых дней информирования с участием руководящего состава выполняются не во всех учебных заведениях. Это характерно для ВМИИ, военного городка № 64 ВМИ, школы техников при ВМИРЭ им. Попова, факультета БИУС ВМИРЭ им. Попова, части охраны водного района. Не выполняется пункт 9 приказа МО РФ 2005 года №170 «Об организации ОГП в ВС РФ» об участии руководящего состава ВМУЗ, факультетов, учебных подразделений и воинских частей в проведении занятий по ОГП и информированию. Разработанные календарные учебные планы занятий по ОГП для каждой категории военнослужащих и гражданского персонала на очередной учебный год не соответствуют установленным нормам времени. Недельные распорядки дня требуют корректив. 19 марта с.г. министр обороны РФ Эдуард Анатольевич Сердюков, посещая Московское суворовское училище, еще раз обратил внимание на то, что военные учебные заведения должны быть превращены в образец уставного порядка повседневной организации службы, учебно-воспитательного процесса и состояния воинской дисциплины. Формирование у курсантов и слушателей правовой культуры и правового сознания, навыков и умения поддержания дисциплины и правопорядка, беспрекословного выполнения приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности следует считать приоритетным в деятельности командования ВМУЗ, факультетов, преподавателей, офицеров курсового звена. В соответствии с методическими рекомендациями ГК ВМФ Комплексные планы по поддержанию правопорядка, воинской дисциплины, обеспечению безопасности военной службы и совершенствованию организации военной службы необходимо составлять в частях на учебный год, на факультетах – на семестр. Текущее планирование осуществлять на месяц отдельными разделами в плане морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса и календарном плане мероприятий ВМУЗ, факультета. Анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины, оценку эффективности работы должностных лиц по их укреплению проводить во ВМУЗ, на факультетах, кафедрах, в частях обеспечения учебного процесса – ежемесячно, за семестр (период обучения, за год). На курсах (в курсантских подразделениях) и подразделениях обеспечения учебного процесса - еженедельно. В отделениях - ежедневно. Заместители начальников ВМУЗ по воспитательной работе анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины обязаны представлять в УВР ВМФ ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Регулярно представляют донесения только ВМИРЭ им. Попова. В интересах совершенствования системы воспитательной работы, работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в органах военного управления не организовано эффективное взаимодействие органов воспитательной работы и военного образования, а также кадровых органов. Работа по оказанию помощи командованию, должностным лицам факультетов по организации воспитательной работы носит эпизодический характер. Контроль устранения выявленных недостатков организован с низкой результативностью. С низкой результативностью организовано взаимодействие с представителями военного суда и прокуратуры по проведению комплекса совместных правовоспитательных и правопрофилактических мероприятий непосредственно с личным составом ВМУЗ. Во многом совершению преступлений и происшествий способствует неумение должностных лиц проводить индивидуально-воспитательную работу, вникать в нужды и проблемы подчиненных, не используются возможности дисциплинарной практики. Общественное воздействие на нарушителей воинской дисциплины не используется, протоколы общих собраний военнослужащих практически везде отсутствуют. Учет грубых дисциплинарных проступков проводится с нарушением требований приказа МО РФ. Состояние воинской дисциплины и правопорядка на советах факультетов в прямой постановке не обсуждается, протоколы советов факультетов не представлены. На основании приказа МО РФ 2005 года №79 во ВМУЗ созданы социальные комиссии, на факультетах социальные группы, работа которых должна быть направлена на решение социальных проблем переменного и постоянного состава, оздоровление морально-психологической обстановки в воинских и трудовых коллективах. Однако деятельность вновь созданных структур, где председателями комиссий являются заместители начальников институтов по воспитательной работе, малоэффективна. Командованию ВМУЗ ежемесячно необходимо проводить вечера вопросов и ответов, принимать оперативные меры по разрешению конфликтных ситуаций, своевременному удовлетворению нужд и запросов курсантов, слушателей, постоянного состава. Во ВМУЗ должны быть созданы: - на курсах - совет курса, совет старшин, совет родителей (1-2 курсы институтов); - на факультетах – совет факультета, совет старшин факультета. Работой совета руководят: - на курсе - начальник курса; - на факультете - начальник факультета. Как показала проверка, эти структуры на бумагах созданы, а реально не функционируют. Важным условием эффективности воспитания курсантов является психологическая работа, направленная на обеспечение учебного процесса, успешное выполнение задач внутренней, гарнизонной и караульной служб, изучение психологического климата в воинских коллективах, профилактику нарушений воинской дисциплины и правопорядка, предупреждение суицидальных явлений. Кроме офицеров воспитательных структур, к этой работе привлекаются преподаватели кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, медицинские работники. В институтах работают внештатные пункты психологической помощи и реабилитации, задачей которых является оказание помощи и поддержки военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу по трём направлениям: психологическому, социальному и медико-психологическому. В их состав входят психологи, инструкторы по работе с семьями военнослужащих. Во всех подразделениях систематически проводится изучение морально-психологического климата, а также мотивации к учёбе и службе. Выдаваемые рекомендации позволяют командованию факультетов и курсов своевременно корректировать воспитательную работу, проводимую с личным составом. В частях целенаправленно проводится работа по изучению индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, которые проходят обязательное психофизиологическое и медицинское обследование на предмет выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Командирам выдаются рекомендации по проведению индивидуально-воспитательной работы с подчинёнными, организуется динамическое наблюдение лиц с нервно-психической неустойчивостью, проводятся психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия. Значительное внимание уделяется психологическому просвещению. С различными категориями должностных лиц регулярно проводятся инструктивно-методические занятия, на которых изучаются вопросы обеспечения сохранности психического здоровья военнослужащих. Важное место в формировании будущего офицера Военно-Морского Флота отводится культурно-досуговой работе. Главной целью культурно-досуговой работы ВМУЗ необходимо считать формирование эстетическими, художественными средствами нравственно-эстетических и культурных качеств офицера Военно-Морского Флота, воспитание курсантов и слушателей в духе патриотизма, верности военной присяге, воинскому долгу, беззаветной преданности своему народу и Отечеству. Выпускник вуза Военно-Морского Флота должен быть офицером высокой культуры, духовности и нравственности. Для достижения этого необходимо обеспечить максимальное участие клуба, музея вуза, библиотеки, комнат досуга в воспитании курсантов, слушателей средствами культуры и искусства, через участие в кружках художественной самодеятельности, народного творчества, музыкальных коллективах. Не реже одного раза в 2-3 месяца организовывать и проводить вечера отдыха постоянного состава, офицерские и курсантские балы, с участием руководящего состава, начальников факультетов и курсов, курсовых офицеров, преподавателей, членов их семей. Добиться полного охвата курсантов и слушателей культурно-досуговыми мероприятиями. Еженедельно следует демонстрировать не менее двух художественных кинофильмов (видеофильмов), обеспечить их репертуарно-тематическую направленность в интересах государственно-патриотического воспитания, формирования гордости за службу в Вооруженных Силах, ВМФ, принадлежности к офицерскому корпусу. В каждом клубе, комнате досуга полезно создать видеотеку лучших художественных фильмов о флоте, полководцах и флотоводцах России. Организовать их просмотр и обсуждение в коллективах курсантов и слушателей. При этом исключить демонстрацию фильмов низкого нравственного содержания. Ежемесячно в клубе проводить концерты художественной самодеятельности подразделений курсантов и слушателей, смотры творческих художественных коллективов. Итоговые смотры художественной самодеятельности проводить в феврале (ко Дню защитника Отечества) или в мае (ко Дню Победы). По итогам смотра издавать приказ начальника вуза. Не реже одного раза в месяц проводить в клубе, комнате досуга вечера музыки, романса, поэзии, тематические вечера, творческие встречи, семейные гостиные. В выходные и праздничные дни организовать коллективное посещение курсантами и слушателями, членами их семей театров, музеев, выставок, концертных залов, стадионов, спортивных сооружений. Добиться, чтобы все курсанты и слушатели стали активными читателями художественной литературы. Формировать у курсантов и слушателей потребность в прочтении военных мемуаров и трудов флотоводцев и военачальников Великой Отечественной войны. С этой целью проводить читательские конференции и обсуждения военно-мемуарной литературы. Заместителям начальников вузов разработать перечень литературы по военной и военно-морской тематике и обеспечить ее обязательное прочтение слушателями, курсантами за время обучения. Ежемесячно проводить читательские конференции, обсуждения книг, литературные вечера, вечера поэзии, творческие встречи с писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино. Развивать шефские связи с администрациями субъектов Российской Федерации, федеральными и муниципальными организациями и учреждениями культуры по месту дислокации вуза. Учреждения культуры, библиотеки, комнаты досуга в военно-учебных заведениях должны быть образцом организации и проведения культурно-досуговой работы, художественного и эстетического оформления, финансово-хозяйственной деятельности для всех учреждений культуры объединений и соединений ВМФ. Клуб вуза должен быть центром организации досуга, культурного и нравственного воспитания, комната досуга - местом духовного роста, музей вуза - центром патриотического и военно-профессионального воспитания курсантов и слушателей. Планирование культурно-досуговой работы следует осуществлять: в клубе вуза - на год, месяц, предвыходные, выходные и праздничные дни; в библиотеке вуза - на год, месяц; в музее вуза - на год, месяц; в комнате досуга - на месяц. в вузе, на факультете, курсе еженедельно планировать проведение предвыходного и выходного дней. На курсе, факультете назначать нештатных организаторов культурно-досуговой работы на семестр (период) обучения. В вузе сформировать культурно-досуговый совет в количестве 15-20 человек из представителей всех подразделений. На собраниях курсов избирать совет комнат досуга сроком на период обучения (семестр) в количестве 5-7 человек. Важнейшим направлением воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава является наставническая работа, проводимая офицерами-преподавателями. Участие в наставнической работе является служебной обязанностью всего преподавательского состава. В основном, работа наставников ограничивается составлением списков и приказов о закреплении за учебными классами. Преподаватели считают наставничество дополнительной нагрузкой и под любым предлогом уклоняются от подобной обязанности. К сожалению, нет анализа эффективности деятельности наставников не на факультетах, не в институтах, отделения воспитательной работы вузов смирились с наставничеством как с формальной структурой. На советах факультетов никто не заслушивается, на заседаниях ученых советов вузов данный вопрос не рассматривается. В целях совершенствования воспитательной работы в вузах ВМФ прошу: 1. В соответствии с требованиями директивы ГК ВМФ 2006 г. № ДФ-21 «О совершенствовании системы военного образования в ВМФ и повышении качества подготовки кадров в военно-морских учебных заведениях» в апреле 2007 г. проанализировать состояние воспитательной работы в подчиненных вузах, выработать и осуществить конкретные меры по созданию результативной системы воспитания офицерских кадров, оказанию помощи командованию факультетов, должностным лицам подразделений в повышении эффективности воспитательной работы, совершенствовании их методического мастерства и профессионального роста. 2. На заседаниях ученых советов в прямой постановке обсудить проблемы результативности воспитательной работы с курсантами и слушателями, военнослужащими, проходящими службу по призыву в частях и подразделениях обеспечения учебного процесса, определив место и роль каждого должностного лица в психолого-педагогической системе вуза. 3. Организовать изучение, обобщение, обмен и внедрение первого опыта деятельности кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, педагогики и психологии, МПО деятельности войск (сил) по вопросам качества преподавания и привития курсантам и слушателям навыков воспитательной работы. 4. Установить взаимодействие с начальниками управлений и служб ВМФ и флотов (КФл), флагманскими специалистами с целью привлечения их к проведению мероприятий по совершенствованию военно-профессиональной подготовки выпускников вузов.
|