на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Этапы развития корабельной гидродинамики
Автор: РОДОССКИЙ В.А., профессор, ВМИИ., БАРБАНЕЛЬ Б.А. Главный конструктор СПМБМ «Малахит», ГУРЬЕВ Ю.В.   
Тридцатого сентября 2005 года исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Николаевича Патрашева. Он был крупным ученым в области теоретической и прикладной гидромеханики, выдающимся педагогом, талантливым организатором крупных научных и педагогических коллективов. Сорок восемь лет он проработал в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф.Э. Дзержинского (ныне Военно-морской инженерныйинститут) - в одном из старейших военных учебных заведений России, основанном по указу императора Павла I 20 августа 1798 года. А.Н. Патрашев сыграл огромную роль в подготовке инженерных, научных и педагогических кадров для Военно-Морского Флота. Вся его многогранная деятельность была направлена на решение актуальных проблем кораблестроения и совершенствования военной техники.

Image

Анатолий Николаевич в 1932 году окончил Ленинградский Политехнический институт по специальности гидротехнические сооружения и был оставлен в институте для научно-педагогической работы. По окончании аспирантуры при кафедре гидравлики, которой в то время руководил академик Н.Н. Павловский, он в 1935 году блестяще защищает кандидатскую диссертацию и через некоторое время поступает в докторантуру Академии наук СССР, которую проходит при Энергетическом институте им. Г.М. Кржижановского.
В 1939 году А.Н. Патрашев защищает докторскую диссертацию, посвященную проблеме фильтрации воды в деформируемых грунтах.
В 1939-1940 годах был заместителем директора ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева.
С 1940 года и до конца своих дней профессор А.Н. Патрашев связал свою жизнь с Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф.Э. Дзержинского, возглавляя созданную по его инициативе кафедру гидромеханики.
Здесь в полной мере раскрылся его талант ученого и педагога.
В первые трудные послевоенные годы им была разработана и успешно реализована концепция современной лабораторной базы для полноценного обучения курсантов и выполнения научно-исследовательских работ для нужд промышленности.
В 1953 году вышла его фундаментальная монография «Гидромеханика» (объем 45 печатных листов), по которой учились тысячи будущих морских офицеров.
После окончания Великой Отечественной войны в стране началась интенсивная работа по совершенствованию корабельного состава флота, в особенности подводного, и оснащению его новейшими видами оружия - баллистическими и крылатыми ракетами. В этой связи нельзя не отметить непродолжительный, но очень значительАнатолий Николаевич в 1932 году окончил Ленинградский Политехнический институт по специальности гидротехнические сооружения и был оставлен в институте для научно-педагогической работы. По окончании аспирантуры при кафедре гидравлики, которой в то время руководил академик Н.Н. Павловский, он в 1935 году блестяще защищает кандидатскую диссертацию и через некоторое время поступает в докторантуру Академии наук СССР, которую проходит при Энергетическом институте им. Г.М. Кржижановского.
В 1939 году А.Н. Патрашев защищает докторскую диссертацию, посвященную проблеме фильтрации воды в деформируемых грунтах.
В 1939-1940 годах был заместителем директора ВНИИ гидротехники им. Б.Е.Веденеева.
С 1940 года и до конца своих дней профессор А.Н. Патрашев связал свою жизнь с Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф.Э. Дзержинского, возглавляя созданную по его инициативе кафедру гидромеханики.
Здесь в полной мере раскрылся его талант ученого и педагога.
В первые трудные послевоенные годы им была разработана и успешно реализована концепция современной лабораторной базы для полноценного обучения курсантов и выполнения научно-исследовательских работ для нужд промышленности.
В 1953 году вышла его фундаментальная монография «Гидромеханика» (объем 45 печатных листов), по которой учились тысячи будущих морских офицеров.
После окончания Великой Отечественной войны в стране началась интенсивная работа по совершенствованию корабельного состава флота, в особенности подводного, и оснащению его новейшими видами оружия - баллистическими и крылатыми ракетами. В этой связи нельзя не отметить непродолжительный, но очень значительрительной техникой, имела в своем составе бассейн для взрывных испытаний, установку для генерации воздушных ударных волн, а также источник радиационного излучения (бетатрон).
Здесь под руководством Анатолия Николаевича были получены важные для практики результаты, среди которых отметим:
- исследование характера затекания воздушных ударных волн ядерных взрывов в вентиляционные каналы защитных сооружений;
- исследование волн, образующихся на поверхности моря при ядерном взрыве;
- выявление на моделях прочных корпусов подводных лодок значительного влияния изгиба оболочек, а также давление вторичных пульсаций газового пузыря взрыва на напряженное состояние конструкций.
А.Н. Патрашевым была разработана теория вторичных ударных волн давления, возникающих в замкнутых объемах при поражении воздушных целей (искусственных спутников Земли, ракет) при помощи быстро летящих осколков-бойков.
О широте научных интересов и энциклопедичности знаний Анатолия Николаевича свидетельствует выполненный под его руководством цикл работ в области магнито-гидродинамических движителей и электромагнитных насосов. Были созданы специальные лабораторные установки и получены фундаментальные научные результаты.
Исследованы нестационарные течения проводящей жидкости в МГД каналах, предложена теория переходных режимов работы МГД-генераторов, создана теория МГД-регулятора расхода жидкого металла.
Параллельно с указанными направлениями на кафедре гидромеханики и в лабораториях училища проводились исследования по проблеме снижения гидродинамического сопротивления подводных лодок и морского оружияи методам расчетов новых типов движителей, а также по гидродинамике ядерных реакторов.
Работа над проблемой снижения сопротивления воды движению кораблей и торпед привела Анатолия Николаевича к необходимости исследовать гидродинамику движения морских быстроходных животных и рыб. Эти результаты нашли отражение в ряде статей по гидробионике, касающихся теории пограничного слоя на деформируемом профиле, нестационарных скоростей и давлений на поверхности деформируемого тела.
Данные исследования послужили толчком к началу работ по созданию плавниковых движителей. Инициативу А.Н. Патрашева поддержал Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков. В результате был создан первый в стране Океанарий ВМФ в Казачьей бухте Севастополя.
Программы научных исследований координировались Научным советом при Президиуме АН СССР по гидробионике, членом бюро которого долгие годы являлся Анатолий Николаевич.
Основной своей работой в последние 25 лет жизни в области корабельных движителей профессор А.Н. Патрашев считал создание гидрореактивного (водометного) движителя (ГРД) с сосредоточенным забором воды через поперечные щели на наружном корпусе подводной лодки.
Работа проводилась проблемной лабораторией ВВИУ им. Ф.Э. Дзержинского в тесном взаимодействии со специалистами 1ЦНИИ Минобороны, ЦНИИ им. ак. А.Н. Крылова, СПМБМ «Малахит», ЦКБМТ «Рубин» и КБ «Винт».
Первые конструкторские проработки были сделаны СПМБМ «Малахит» в 1967 году применительно к проекту подводной лодки-лаборатории (Главный конструктор лауреат Ленинской премии А.К. Назаров).
Испытания одной из переоборудованных дизель-электрических подводных лодок в 1990 году(уже после кончины Анатолия Николаевича) показали положительные качества водометного движителя, хотя и выявили ряд проблемных вопросов.
Огромное внимание профессор А.Н. Патрашев уделял подготовке научных кадров. Под его научным руководством более 100 специалистов подготовили и успешно защитили докторские и кандидатские диссертации, многие из которых стали видными учеными и руководителями на флоте и в промышленности.
А.Н. Патрашев длительное время был председателем и заместителем председателя Ученого совета училища, членом ряда диссертационных Ученых советов, членом Пленума ВАК СССР, членом бюро Научного Совета по проблемам гидродинамики АН СССР.
А.Н. Патрашевым написано самим и в соавторстве более 200 научных трудов, в том числе семь крупных монографий.
Его заслуги были отмечены орденами и медалями, почетным званием «Заслуженный деятель науки и техники РФ».
Главной наградой для него являлись любовь и уважение учеников, коллег по училищу и специалистов многих организаций.
Дело служения флоту, которому Анатолий Николаевич Патрашев отдал всю свою жизнь, продолжают его многочисленные ученики и последователи.
Идут годы, но очень многие его идеи не теряют своей актуальности и практической ценности для науки и практики.
Скончался профессор А.Н. Патрашев в 1988 году, похоронен в Санкт-Петербурге.
 

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.