на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Английские медали советским морякам
Автор: М. ФЕДОРОВ.   
Советские моряки, награжденные английскими орденами и медалями «За боевые заслуги»
Во время Великой Отечественной войны Советский Союз вместе с Великобританией и другими союзниками боролся против общего врага - фашистской Германии. Король Великобритании Георг VI наградил в конце 1942 года английскими орденами и медалями «За боевые заслуги» группу бойцов и офицеров Красной Армии и Военно-Морского Флота.
В числе награжденных медалью был и старшина 2 статьи Александр Петрович Фролов, который был отличным комендором-артиллеристом. С первых дней Великой Отечественной войны он участвовал в боях в отряде пограничных катеров, базировавшихся на военно-морской базе Ханко в Финском заливе. В одной из боевых операций он, поддерживая десантный отряд моряков, уничтожил из своего корабельного орудия четыре пулеметные точки противника и гнездо вражеского снайпера вместе с ним. Однако большую известность он приобрел в бытность его командиром орудия на малом (морском) охотнике МО № 302 (командир старший лейтенант И.П. Чернышев). 29-30 июня 1942 г. катер МО № 302 в паре с катером МО № 308 (командир старший лейтенант М.Д. Амусин) находились в дозоре в Финском заливе на Сескарском плесе, где над ними неоднократно появлялись бомбардировщики противника. Два «юнкерса» появились ближе к ночи. Фролов из своей носовой сорокапятки открыл по противнику огонь. Третий выстрел, произведенный им, поразил бомбу, только что отделившуюся от бомбардировщика. Моментально на месте вражеского самолета образовался огромный черно-багровый шар, ибо бомба, предназначенная для корабля, сдетонировала, уничтожив сам самолет. Вскоре второй «юнкерс» сбили с другого катера. Не менее отваги, мужества и боевого мастерства проявил главный старшина Фролов и в последующих морских боях на Балтике. После войны он стал директором завода силикатного кирпича в городе Саратове, состоял депутатом горсовета и членом горкома партии. За трудовые подвиги в 1966 году удостоен ордена «Знак Почета». Медали Великобритании «3а боевые заслуги» удостоились и другие моряки, в том числе старшины 1 статьи A.M. Лебедев и З.И. Щукин, старший краснофлотец П.В. Лапшинов.
Отвагу и дерзость в воздушных боях с противником проявили молодые летчики-истребители младшие лейтенанты Николай Андреевич Бокий и Павел Дмитриевич Климов. Оба в 1941 году окончили Ейское военно-морское авиационное училище, оба начинали участвовать в боевых действиях с 1942 года во 2-м истребительном полку военно-воздушных сил Северного флота. Уже будучи командиром звена, Бокий 12 апреля 1942 года в составе восьмерки советских самолетов вступил в бой с группой самолетов противника из 8 пикирующих бомбардировщиков и прикрывающих их 32 истребителей. В результате было сбито 3 вражеских самолета и повреждено 4. Самолет командира тоже получил серьезные повреждения, а сам он был ранен. Бокий сумел довести машину до аэродрома и посадить ее. В качестве командира звена самолетов в 1942 году неоднократно отличался и Климов. Так, в паре с ведомым в октябре 1942 года он смело вступил в бой с 20 самолетами противника, пытавшимися бомбить город Мурманск. Летчики не только расстроили планы врага, но и нанесли ему ощутимый урон. Климов первым в условиях севера сбил вражеский бомбардировщик ночью, положив начало эффективной борьбе с самолетами противника в ночное время.
Весной 1943 года командование поручило ему сбить вражеский самолет-разведчик, регулярно появлявшийся над расположением наших войск. Оба летчика - Бокий и Климов - были награждены английской медалью «За летные боевые заслуги». Оба в 1943 году удостоились высшей боевой награды - звания Героя Советского Союза. За время войны в воздушных боях они были неоднократно ранены, совершили сотни боевых вылетов, вместе сбили 23 самолета противника. Каждый из них награжден орденом Ленина и неоднократно орденом Красного Знамени и другими орденами и медалями.
Они успешно продолжали службу и после войны. Бокий окончил Высшие офицерские курсы Военно-Воздушных Сил (ВВС) Военно-Морского Флота (ВМФ) и Военно-воздушную академию. В 1965 году он в чине полковника вышел в запас и поселился в городе Ростове-на-Дону, где трудился в Северо-Кавказском управлении гражданской авиации. Климов тоже окончил Военно-воздушную академию и Военную академию Генштаба. Служил в армейской авиации и удостоился звания заслуженного летчика СССР. В 1970 году в чине полковника вышел в запас и жил в Москве, где работал старшим инженером Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и охране окружающей среды. Обоим летчикам-героям на территории музея авиации Северного флота установлены бюсты.
В этом же музее имеется бюст и другого знаменитого летчика-североморца капитана П.Г. Сгибнева, награжденного английским орденом «За боевые заслуги». Петр Георгиевич Сгибнев (1920-1943 гг.) пришел в авиацию по путевке комсомола в 1937 году. В 1940 году окончил с отличием Ейское военно-морское авиационное училище и назначен в
12-ю отдельную истребительную эскадрилью Балтийского флота, в составе которой встретил Великую Отечественную войну. С первых дней войны участвовал в воздушных боях. 6 июля 1941 года в Ирбенском проливе участвовал в потоплении эсминца противника и лично потопил торпедный катер. 28 августа 1941 года, находясь в разведке вместе с ведомым в районе острова Рухну, встретили 4 немецких истребителя Me-109. Летчики вступили в бой и сбили 2 самолета врага. Однако и истребитель командира получил большие повреждения, ибо из девяти цилиндров мотора четыре вышли из строя, заклинило и управление элеронами. Летчик проявил исключительное мастерство и мужество, посадив машину на свой аэродром. До октября 1941 года совершил 186 боевых вылетов на истребителе И-153, провел 14 воздушных боев, сбив 4 самолета противника. Дважды был ранен в воздушных боях. После излечения в госпитале в 1942 году назначен на Северный флот в
78-й истребительный полк, где вскоре стал командиром 1-й эскадрильи. Под его командованием эскадрилья сбила 34 самолета противника. Он участвовал в 74 боевых вылетах и в воздушных боях сбил лично 6 самолетов. В его боевой характеристике записано: «В воздушных боях проявляет безмерную храбрость, отвагу и разумную инициативу. Умение вовремя распознать хитрость врага, противопоставить ему свою тактику, стремление первым навязать бой противнику всегда обеспечивали успех в воздушных боях». В октябре 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина и тремя орденами Красного Знамени. Он прослужил на Северном флоте всего 5 месяцев и за этот срок прошел путь до командира 2-го гвардейского Краснознаменного авиационного полка военно-воздушных сил Северного флота имени Б.Ф.Сафонова. Гвардии капитан П.Г. Сгибнев погиб во время аварии самолета 3 мая 1943 года. В память о нем в городе Североморске Мурманской области его именем названа улица и там же установлена мемориальная доска.
Богата боевая летопись Северного флота в период Великой Отечественной войны, где достойное место занимает известный подводник капитан 1 ранга Виктор Николаевич Котельников (1908-1943 гг.). В 1931 году окончил Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. До 1935 года служил в Балтийском флоте, в подплаве, помощником штурмана, а затем на Северной военной флотилии в бригаде подводных лодок, где зарекомендовал себя компетентным специалистом-подводником, окончившим специальные курсы командного состава (СККС) (1932) и учебный отряд подводного плавания (УОПП) (1936). Штурманом служил на подводной лодке «Декабрист» (Д-1), а затем помощником командира на подводной лодке «Красногвардеец» (Д-3), командиром которой назначен в 1937 году. В аттестации на капитан-лейтенанта Котельникова за 1938 год отмечено, что лодка
Д-3 под его командованием кампанию провела хорошо и заняла 1-е место в бригаде подлодок по огневой подготовке (торпедные и артиллерийские стрельбы).
Великую Отечественную войну он встретил командиром крейсерской подводной лодки К-22. Лодка под его командованием совершила 8 боевых походов, в основном, к берегам противника для постановки минных заграждений. Одновременно лодка неоднократно выслеживала транспорты противника и наряду с торпедным оружием применяла и артиллерийское оружие. Отличилась она в боевом походе 6-25 декабря 1941 года в проливе Рольвсёсунд, где в надводном положении выставила 20 мин. Не погружаясь, лодка обнаружила транспорт противника «Вейдинген», который уничтожила артиллерийским огнем. В ту же ночь на выставленных подлодкой минах подорвался и затонул транспорт «Штайнбек» (2185 брт). Затем К-22 обнаружила каботажное судно, буксировавшее баржу с грузом, которые также потопила артогнем. Показавшийся сторожевик противника тщетно пытался обнаружить подлодку, которая ушла на глубину и легко оторвалась от преследующего ее корабля, о чем напоминали глухие разрывы глубинных бомб. Не менее результативным был поход К-22 19 января 1942 года, когда в бухте Стурстенбукт торпедировала транспорт противника. При отходе лодка всплыла и, встретив вооруженный траулер противника «Вааланд», уничтожила его артиллерией, а затем добила артогнем ранее торпедированный транспорт. Рядом с первым стоял другой транспорт, слившийся с берегом и ранее не замеченный. Лодка утопила артогнем и его. Для потопления 3 целей она израсходовала 50 100-мм снарядов. Благодаря искусству командира она успешно уклонилась от преследования надводных кораблей противника. На потопленных судах находились цемент, динамит и 30 000 полушубков, предназначенных для немецких солдат. Отличилась подлодка К-22 и в боевом походе 26 марта - 10 апреля. В районе мыса Слетнес были обнаружены транспорт и 3 сторожевых корабля. Лодка атаковала противника 3 торпедами, утопив транспорт и сторожевик противника. Однако и лодка при преследовании получила некоторые повреждения, но все-таки успела оторваться от кораблей противника. При всплытии лодка получила указания из штаба флота следовать незамедлительно в район Лаксе-Фьорд, где в надводном положении без движения, в аварийном состоянии находилась подводная лодка Щ-421, подорвавшаяся на мине. Котельников с честью справился с поставленной задачей, ибо, обнаружив Щ-421, принял решение снять экипаж с подорванной лодки и перевести его на свою лодку, а Щ-421 торпедировать, чтобы она не досталась противнику, самолеты и боевые корабли которого могли появиться в любой момент - все это происходило недалеко от берега противника. За мужество и отвагу, проявленные в этом походе, и за спасение экипажа подводной лодки Щ-421 Котельников был представлен к ордену Красного Знамени, а подводная лодка К-22 удостоилась гвардейского звания. Наряду с командованием подводной лодки К-22 он вскоре был произведен в капитаны 1 ранга и назначен командиром дивизиона подводных лодок. Он был достоин этого назначения и передавал свой богатый боевой опыт молодым командирам подводных лодок. Дивизион под его командованием успешно атаковал торпедами и артиллерией около 30 транспортов и боевых кораблей противника и провел 18 операций по постановке активных минных заграждений. Его высшей воинской наградой стал орден Ленина. К этим наградам он добавил и заслуженный английский орден «За боевые заслуги».
В начале 1943 года подлодка К-22 под его командованием вышла в очередной боевой поход. 7 февраля 1943 года она считается погибшей вследствие окончания ее автономности.
Английским орденом «За боевые заслуги» награжден и балтийский подводник капитан 3 ранга Яков Павлович Афанасьев (1905-1943 гг.).
Необычна его флотская биография. Военную службу он начал по призыву в 1927 году. Служил красноармейцем, окончил Ульяновскую пехотную школу (1930), был командиром пехотного взвода, роты. В 1933 году ему предложили перейти на службу в Военно-Морской Флот, причем в подплав. Окончил специальные классы командного состава (СККС) с назначением командиром торпедной боевой части на подводную лодку П-3 на Балтийском флоте. Затем был откомандирован в Учебный отряд подводного плавания в командный класс, по окончании которого снова направлен на подлодку П-3, но уже помощником командира. В 1940 году назначен командиром подводной лодки Щ-304, на которой встретил Великую Отечественную войну и на которой в июле 1942 года совершил легендарный боевой поход. Подводные лодки Щ-304 и Щ-317 - первые подлодки в том году, вышедшие на боевую вахту в море, что было связано с большими трудностями. Так, переход из Ленинграда в Кронштадт проходил под обстрелом немецких береговых орудий, расположенных между Стрельной и Петергофом. Подлодка вынуждена была идти в надводном положении т.к. мелководье Финского залива в этом районе не позволяло ей погрузиться. Из Кронштадта к острову Лавенсаари и далее подлодка уже следовала, в основном, в подводном положении. Почти у самого дна она форсировала одну за другой четыре линии минных заграждений между отмелью Большого Тютерса и банкой Неугрунд. Всплывала лодка только для подзарядки аккумуляторных батарей и для связи, и то с большой осторожностью - июнь на Балтике - время белых ночей. В связи с этим обстоятельством экипаж полностью отказался от горячей пищи, экономя электроэнергию для боевых нужд. В задачу подлодки входило разведать границы вражеских противолодочных рубежей и основные пути следования вражеских конвоев с транспортами, затем занять боевую позицию в западной части Финского залива между меридианами Таллина и острова Осмуссаар. Крейсируя в западном районе, подлодка удачно атаковала конвой противника, потопив двухторпедным залпом транспорт врага. При этом сторожевые корабли противника подбирали тонущих, думая, что транспорт подорвался на мине. Эта атака Афанасьевым была проведена искусно, и он искал новых встреч с противником. Однако очередная атака подлодки другого вражеского конвоя оказалась неудачной, ибо подлодку засекли, и началось ее преследование, сопровождаемое взрывами глубинных бомб. Командиру удалось увести лодку на большую глубину и оторваться от неприятеля. При очередном всплытии лодка вышла на связь со штабом флота и получила приказ - возвращаться в базу. Большую часть похода при возвращении лодка также вынуждена была идти под водой, при этом путь ее лежал через вражеские минные заграждения, подчас она буквально ползла по мелководью.
Несколько дней лодка находилась без всплытия. Внутри тяжело было дышать, не хватало кислорода, чувствовался избыток углекислоты, людей сковывала слабость, головные боли, сонливость и вялость. Наконец, выйдя на среднюю часть Финского залива, подлодка всплыла в надводное положение, открылся рубочный люк, и внутрь лодки пошел свежий воздух, который оживил людей. Одновременно шла подзарядка аккумуляторных батарей. Однако Щ-304 неожиданно атаковала вражеская подлодка. Афанасьев дважды уклонился от выпущенных торпед. От повторных атак Щ-304 избавил внезапно надвинувшийся туман. Под плотной завесой тумана советская подлодка преодолела последние опасные мили и ошвартовалась у пирса острова Лавенсаари, где ее экипаж с благополучным возвращением поздравил командующий Балтийским флотом адмирал В.Ф. Трибуц. Весь экипаж корабля за этот поход удостоился государственных наград. Значение этого похода очень велико, Щ-304 была первой советской подлодкой, прорвавшейся в 1942 году в море и вернувшейся в родную базу. Щ-317, вышедшая вместе с ней в этот поход, не вернулась, она героически погибла. Сведения, доставленные Афанасьевым, составляли большую ценность, потому что позволяли другим подлодкам успешно форсировать противолодочные рубежи противника и вести активные боевые действия на Балтике. Велика роль Афанасьева в этом походе как командира подлодки, который умелыми и искусными действиями неоднократно уводил подлодку из-под ударов противника. Командование флотом по достоинству оценило заслуги командира, выдвинув его кандидатуру на высокую воинскую английскую награду - орден «За боевые заслуги». В начале ноября 1942 года подлодка Щ-304 под командованием Афанасьева вышла в очередной боевой поход, из которого не возвратилась и считается погибшей.
Одним из славной плеяды командиров надводных кораблей является Василий Николаевич Ерошенко (1907-1961 гг.), удостоенный также высокой английской воинской награды - ордена «За боевые заслуги». В 1930 году окончил Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе с назначением на Черноморский флот, где служил на различных кораблях. Окончил Специальные курсы командного состава (СККС), а после командовал различными судами, от тральщика «Груз» до лидера «Москва». В 1940 году назначен командиром новейшего корабля - лидера эскадренных миноносцев «Ташкент». С начала Великой Отечественной войны корабль принимал активное участие в боевых действиях на Черном море. Особенно героический рейс корабль совершил 26-27 августа 1942 года в осажденный Севастополь, куда доставил защитникам города технику, боеприпасы и продовольствие, а обратно взял на борт корабля из Севастополя раненых и эвакуируемых (женщины, дети, старики). Всего около 2 000 человек. В течение почти 4 часов на всем пути следования морем его беспрерывно бомбили десятки самолетов противника. На «Ташкент» было сброшено более 330 бомб. Командир умело маневрировал, а зенитчики корабля противопоставляли самолетам плотную завесу огня, не позволяя бомбардировщикам прорваться к цели. Однако несколько разорвавшихся рядом с кораблем бомб нанесли ему серьезные повреждения: из строя вышло рулевое управление, и управлять лидером стало очень сложно, затопило несколько отсеков, и корабль сильно осел с дифферентом на нос. Одна из таких пробоин оказалась в 1-м котельном отделении, где находились котельные машинисты Федор Крайнюков, Александр Милов, Михаил Ананьев во главе со старшиной 2 статьи Василием Удовенко. У них были секунды на спасение. Но они распорядились иначе: потушили в котлах огонь, стравили пар, перекрыли нужные клапаны. Трое машинистов погибли, чудом в живых остался только Милов. Подвигом своим они спасли от взрыва корабль. Лишь с появлением советских самолетов и кораблей, спешивших на помощь «Ташкенту», противник отстал. За этот рейс весь экипаж корабля был представлен к наградам, а командир произведен в капитаны 2 ранга. Ерошенко имел высокие награды: ордена - Ленина, Ушакова II степени, Красного Знамени; медали «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа».
После войны Ерошенко командовал различными кораблями. С 1954 года, произведенный в контр-адмиралы, занимал высокие посты на флоте. С 1961 года в отставке. Похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.
Воинское мастерство, отвага и мужество советских моряков, награжденных высокими английскими орденами и медалями «За боевые заслуги», свидетельствует о признании их заслуг в совместной борьбе с английским и другими народами против немецкого фашизма.
Image
Image
Image
Image 
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.