на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




О «чувстве экипажа»
Автор: Виктор Кречетов   
Читаю сборник стихов Бориса Орлова «Новые стихи» (М. «Вече», 2007) и невольно вспоминаю Сент-Экзюпери, одним из первых сделавшего профессию орудием познания окружающего мира. Более того, профессия у Экзюпери не только средство познания мира, но и идееобразующее начало, позволившее писателю создать целую философию жизневосприятия и миропонимания. Ответственность каждого за всех и осмысленность человеческого труда поднимают человека на небывалую высоту.

«Самолет научил меня видеть мир таким, какой он есть» - признался как-то поэт Григорий Калюжный, тоже летчик. Есть у него такие строки:
Земля-корабль,
что бури ждет,
И только чувство экипажа
Ее от гибели спасет…
Может быть, в еще большей степени это «чувство экипажа» испытывает офицер-подводник, каким долгие годы был Борис Орлов и каким остался в душе, давно уйдя в литературу. «Земля-корабль» у Калюжного. А у Бориса Орлова «земля-суша», а корабль - Россия. В стихотворении, посвященном экипажу атомной подводной лодки «Волгоград», поэт говорит:
Мы - часть России,
мы несем границу
Страны по океанам и морям.
И другой не менее важный тезис:
Для государства субмарина - суша,
Россия там,
где наш подводный флот.
Это гордое понимание значения своей профессии не исчерпывает всей глубины «подводного» мышления.
Болевое видение поэта рождает удивительно емкую развернутую метафору в стихотворении «Наш корабль», в котором Борису Орлову видится сегодняшняя Россия в образе подводной лодки, да еще с болевыми ассоциациями, связанными с гибелью подводной лодки «Курск». Я хотел бы пересказать это стихотворение, но, думаю, целесообразнее процитировать его целиком, чтобы зримо увидеть образ.
Россия, не зная курса,
Плывет себе наугад.
Как первый отсек
от «Курска»,
Оторван Калининград.
Не просвещен, не обучен
Вовремя наш экипаж.
И по борьбе за живучесть
Не проведен инструктаж.
Гибнем в подъездах
и в штреках -
Страшен кровавый след.
Но «Осмотреться
в отсеках!»
Сверху команды нет.
Взрывчатка, ножи и пули -
Топит Россию братва.
Словно винты, погнулись
Курильские острова.
Судьба флота - это судьба России. Борис Орлов, сойдя на сушу, продолжает оставаться подводником, и эта его боль за Отечество - самое ценное в его стихах. Ценное прежде всего потому, что оно искренне и высказано с такой силой, что нельзя ее не почувствовать, нельзя после его стихов оставаться в стороне от общего дела.
Иногда говорят, что поэзия - в метафорах. Это, разумеется, однобокий взгляд на поэзию. Нередко поэты делают метафоры самоцелью. Стихотворение «Наш корабль» - пример того, что метафора является сильнейшим выразительным средством, и здесь Борис Орлов не только поэт-подводник, но и Поэт с большой буквы и, конечно, высокий профессионал, владеющий всем поэтическим инструментарием. Впрочем, это давно уже и неоднократно отмечалось в критике, и нет нужды говорить об этом.
Однако с эсхатологическими настроениями поэта можно и не соглашаться. И несмотря на бедственное положение народа России, все же, кажется, команда «Осмотреться в отсеках!» сверху дана. Нельзя не замечать некоторых сдвигов в сторону «живучести» корабля по имени Россия. Но продолжать болеть за нее и болеть деятельно, созидая ее будущее, - это долг каждого русского патриота. Борис Орлов - один из них.
Я не ставлю своей задачей написать рецензию на новую книгу стихов поэта. Поэтому не цитирую ее находок или новых открытий. Борис Орлов - поэт, сформировавшийся со своим голосом, со своим поэтическим лицом. Новый сборник подтверждает это и свидетельствует о том, что поэт пребывает в творческой и гражданской активности. У него много стихов лирических, но наиболее сильная его сторона - это его гражданственность и ее «подводная», если так можно сказать, специфика.
Для писателя биография - существенное условие его значимости для людей. Видение писателя-врача имеет свои особенности, писателя - летчика - свои, писателя-моряка - свои. Что был бы Конецкий без моря и что был бы Чехов - не будь он врачом?! Примеров единства профессии и творчества множество, но, разумеется, никакая профессия не делает человека писателем, если у него черствое сердце и нет таланта. Талант - условие всего.
Но я хотел бы обратить внимание читателей именно на ту сторону своеобразия поэтики Бориса Орлова, которая проистекает из его прошлого офицера-подводника. Именно это своеобразие заставляет нас сегодня со всей остротой испытывать «чувство экипажа», экипажа по имени Россия.

Виктор Кречетов.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.