В середине XIX века после освобождения Севастополя и окончания Крымской войны возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. По свидетельству современников, «на флоте тогда работали так называемые вольные водолазы, которые подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого. Эти водолазы организовывались в небольшие бригады. В основном они использовали вентилируемое снаряжение отечественного изобретателя мастера Гаузена, а также иностранный вентилируемый скафандр «Денейруза». Вольный водолаз-учитель, которому платили хорошо, нисколько не был заинтересован дать правительству более дешевого конкурента и не старался надлежаще выучить матроса, показать ему суть дела: напротив, он скорее запугивал ученика, чем обучал его. Редкому ученику удавалось спуститься раза 3-4 за весь учебный сезон и то не свыше четырех сажен (глубина гавани). Изучение же аппарата не шло далее простого детального его осмотра под руководством безграмотного учителя-водолаза... Что же удивительного, если из такой «школы» выходили плохие водолазы, трусливые, не вселявшие к своей работе никакого доверия начальства…». Таким образом, развитие водолазного дела в России в шестидесятых годах XIX столетия было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела.
Уже в 1861 г. в штаты экипажей военных кораблей русского флота были введены водолазы, а водолазное снаряжение стало табельным имуществом, а 5 мая (н.с.) 1882 г. в г. Кронштадте при минной части открылась Школа водолазов. Основателем водолазной школы и ее просвещенным руководителем стал капитан 1 ранга (впоследствии адмирал) Владимир Павлович Верховский. …Открытие водолазной школы покончило с кустарным обучением специалистов. Теперь подготовка водолазов могла быть поставлена на научно-медицинскую основу. Начальником школы водолазов был назначен капитан-лейтенант А.Г. Леонтьев, а врачом - М.Н. Храбростин. В Указе Императора Всея Руси Александра III было сказано, что водолазная школа должна готовить «опытных в водолазном деле офицеров и нижних чинов для судовых надобностей и подводных минных работ». Приказом от 14 августа 1882 года за № 255 были объявлены для руководства «Временные правила и меры для обучения водолазному искусству». В правилах определялись обязанности врача, предписывалось из числа минных офицеров и минных механиков подготовить водолазных офицеров, которые впоследствии были бы двигателями этого искусства. В правилах регламентировалась частота спусков под воду в зависимости от времени пребывания на грунте. В сентябре 1882 года учеными отделения морского Технического комитета было написано «Положение о водолазной Школе и партии». В «Положении» указывалось, что в «водолазную школу принимаются не иначе, как по освидетельствованию врачом их физической способности к этой специальности и по испытании их организма одним или двумя спусками под воду». Здесь же определялись «обязанности судовых водолазов и лиц, причастных к водолазному делу». Указывалось, что «каждого водолаза следует упражнять в спуске в воду не менее 4 раз в месяц и о всяком спуске заносить в вахтенный журнал с подробным обозначением причины, места, глубины и времени, на которое спускали водолаза». Примечательно, что Михаил Николаевич Храбростин, врач школы водолазов, в русско-японскую войну 1904 года возглавлял медицинскую службу на крейсере «Варяг». За свой подвиг, выразившийся в талантливой организации медицинской помощи раненым морякам крейсера «Варяг», М.Н. Храбростин был награжден орденом Святого Георгия IV степени, который лично вручал ему в апреле 1904 года Император Николай II на Дворцовой площади. Перед Школой была поставлена задача организовать систематическую подготовку всех категорий персонала, занятого на подводных работах, а именно: водолазов, умеющих спускаться под воду на возможно большую глубину и обученных выполнять судовые водолазные работы; старшин водолазных станций; офицеров-руководителей водолазных работ. В 1883 году офицерами Данилевским, Беловым и врачом Храбростиным была написана первая учебная программа. Первые годы внутренней деятельности Школы были посвящены собиранию материалов для правильной постановки дела: занимались переводами, составляли учебные пособия. Издавали инструкции, чертежи, сводили в одно целое собственные наблюдения, решались общие вопросы в общих собраниях. Несмотря на трудности в период своего становления, Школа за четыре года своего существования подготовила около 200 водолазов из состава нижних чинов и более 40 офицеров. Создание учебного заведения в Кронштадте ознаменовало новый этап в развитии водолазного дела в России. Школа водолазов стала центром, объединившим научную мысль в области водолазного дела и подводной физиологии. При основании Школы руководством для проведения работ служили краткие иностранные брошюры рекламного характера, книги по физиологии подводных работ. Учебный курс в Водолазной школе длился год и состоял из двух «семестров»: зимний - теоретический, летний - практический. Занятия зимой проводились в учебном здании и включали в себя подготовительно-теоретический курс (общее образование и специальная теория), изучение материальной части с разборкой, изучением и сборкой водолазных аппаратов; почти ежедневно производились спуски в воду, в гидротанк (водолазную башню) глубиной около 3,5 м. В 1896 г. в Школе ввели в строй 7-метровый бассейн с электрическим освещением, в котором производились зимние спуски курсантов. Летние спуски проводились в течение 3-4 месяцев на учебном полигоне в Бьоркезунде (Финляндия). Погружения осуществлялись с борта блокшива ежедневно, причем во время обучения глубина постепенно увеличивалась, достигая к концу обучения 40 м. Занятия в Школе проводились в соответствии с Положением о водолазной Школе, которое регулярно, через каждые 3 года, корректировалось с учетом изменений на флотах и совершенствования водолазной техники. Штатное расписание и смета расходов утверждались Адмиралтейств-советом. Например, утвержденное в марте 1888 г. Адмиралтейств-советом «Положение о водолазной школе и партии водолазов» определяло штат водолазной школы следующим образом: 1) начальник водолазной школы; 2) заведующий аппаратами (он же преподаватель в офицерском классе); 3) 2 преподавателя для обучения матросов; 4) врач (он же преподаватель физиологии и гигиены); 5) чиновник, заведующий имуществом и письмоводитель; 6) фельдшер, минный унтер-офицер, машинист и 10 указателей водолазов. Первым «пробным камнем» для курсантов Школы был осмотр дна кронштадтских гаваней и расчистка их от свай и камней. При этом выяснилось, что курсанты работают гораздо лучше и успешнее, чем «вольные водолазы», и это сразу породило доверие к Школе. Впоследствии преподаватели, инструкторы и курсанты школы, будучи лучше обучены и оснащены, чем обычные портовые водолазы, неоднократно привлекались командованием для выполнения самых сложных, в том числе аварийно-спасательных, подводных работ.
Первым руководителям Водолазной школы пришлось создавать научно-технические основы водолазного дела с азов. Имевшиеся к тому времени сведения практически не касались вопросов водолазного снаряжения и оборудования, которые, по убеждениям того времени, «так примитивны, так просты и грубы, что не было никакой цели и смысла подвергать их тщательному научному анализу». Преподаватели и офицеры-курсанты Школы из собственного опыта фиксировали каждый факт и каждое явление, собирали экспериментальные данные и изучали их с тем, чтобы выявить закономерности и создать методики инженерных расчетов. Анализируя последовательно каждый элемент, каждый узел водолазного снаряжения и оборудования, офицеры Школы определили производительность существовавших в то время водолазных шлангов и влияние их свободного сечения на количество подаваемого водолазу воздуха. Проанализировали достоинства и недостатки существовавших шлемов, рубах, грузов и пр. Создание новых образцов водолазной техники и снаряжения позволило значительно увеличить глубину погружения водолазов, расширить выполнение водолазных работ. Уже в 1894 году, отрабатывая практические задачи, курсанты школы водолазов погружались на глубину до 30 саженей (63 м 90 см). Особо необходимо отметить, что практические навыки курсанты приобретали, работая на аварийных или затонувших кораблях. Это значительно способствовало профессиональной подготовке будущих специалистов водолазного дела. Выполняя подводные работы помимо учебных спусков, инструкторы и ученики школы спасли немало аварийных кораблей и судов уже в первом десятилетии активного существования Водолазной школы. Достойно справились с рядом сложных работ на затонувших судах. Учебное заведение активизировало флотскую научную мысль. Так, мичманом Сергиевским, который в 1883 году окончил Школу водолазов, в 1884 году было написано учебное пособие «Книга названий частей водолазных аппаратов и их принадлежностей», а в «Медицинских прибавлениях» к журналу «Морской сборник», начиная с основания Кронштадтской школы водолазов, стали регулярно печататься статьи первых русских водолазных врачей П.С. Качановского, М.Н. Храбростина, Н.А. Есипова, Ф.И. Шидловского, В.П. Аннина и других. Кстати П.С. Качановский в 1879 году стал первым читать лекции по подводной физиологии и гигиене в Морском собрании.
В 1884-85 годах в штат водолазной школы вводятся 10 указателей (инструкторов) из нижних чинов, ранее успешно окончивших курс водолазной школы. В этом же году впервые обращается внимание на физическую подготовку и закаливание учеников к холоду - дважды в день от 8 до 9 часов утра и от 5 до 6 часов вечера проводятся занятия по плаванию на большое расстояние под руководством указателей. В 1884 г. отпечатано руководство: «Обучение водолазному делу в водолазной Школе и распределение времени занятий 1884/85 год с программой и расписанием». В этом документе четко определяются функциональные обязанности указателей, помощника начальника водолазной партии, механика, водолазного врача и преподавателей. В том же учебном году введены «Правила ухода за заболевающим при водолазных работах». В общих замечаниях имелось указание о том, что «при водолазной работе только тогда можно быть спокойным за безопасность для здоровья водолаза, когда все предосторожности, указываемые правилами о спуске людей в воду, соблюдены со строжайшей точностью». В 1885 г. начальник Школы водолазов капитан 2 ранга П.С. Бурачек разработал «Правила предостережения при спусках водолазов под воду». Это был прототип правил водолазной службы. Под руководством лейтенанта А.П. Еноховича были разработаны первые телефонные приспособления для водолазов (в дальнейшем, после смерти А.П. Еноховича, эту работу успешно продолжил лейтенант Е.В. Колбасьев). В 1885 году лейтенант Е.П. Тверитинов разработал принципиальную схему автономного подводного электрического освещения, а поручик Золотухин, работавший при минном офицерском классе, изобрел вторичные элементы, которыми заменили свинцовые грузы на груди и спине водолаза. Принятая на снаряжение водолазная помпа Е.В. Колбасьева, окончившего Школу водолазов в 1884 г., оказалась надежнее заграничных образцов. В конце 80-х годов была разработана и создана более прочная водолазная рубаха, чем применяемые раньше заграничные образцы. Был разработан и новый водолазный шланг, который выдерживал перепады температуры и не деформировался при сжатии и растяжении.
В 1893 году врач Ф.И. Шидловский изобрел автоматический травящий клапан, который обеспечивал повышенную вентиляцию подкостюмного пространства без опасности выбрасывания водолаза на поверхность при избыточной подаче воздуха и скафандр. Автоматический клапан Ф.И. Шидловского используется по настоящее время как у нас, так и за рубежом. А.А. Кононов разработал проект насоса (компрессора). Он же работал над созданием водолазного шлема для глубоководного снаряжения. Врач Н.А. Есипов и мл. инженер-механик Л.А. Родионов в 1898 г. создали фотоаппарат для подводных съемок. Сделанные с помощью этого аппарата подводные снимки демонстрировались как у нас в стране, так и за рубежом. Врач В.П. Аннин и инженер-механик Г.А. Пио-Ульский создали кардиофон - прибор для выслушивания работы сердца водолазов под водой, а мичман В.К. Богданович, окончивший школу водолазов в 1894 г., изобрел 4-цилиндровую водолазную помпу. Телефон Е.Б. Колбасьева был усовершенствован лейтенантом М.К. Шульцем в содружестве с изобретателем радио А.С. Поповым. В 1889 г. испытывался железоискатель, изобретенный лейтенантом М.К. Шульцем. Словом, Школа водолазов стала научно-техническим центром развития водолазного дела в стране. Начиная с 1887 г. русский флот полностью перешел на снабжение отечественными образцами водолазного снаряжения.
В первых «Правилах водолазной службы», изданных в Кронштадтской школе водолазов в 1896 году, указывалось в § 12: «Водолаз, желающий безвредно и успешно заниматься своим ремеслом, должен вести правильный образ жизни: почему привычного пьяницу необходимо исключить из списков водолазов». § 25: «Водолаза нельзя спускать: а) при жалобе на болезнь или недомогание; б) нетрезвого, или на другой день после сильного опьянения; в) если от обеда до спуска прошло менее 2 часов (хлеб, картофель, капуста, говядина перевариваются в продолжение более 3 часов)». Капитаном 2 ранга А.А. Кононовым был разработан проект водолазного бота. По этому проекту в мастерских Школы было построено пять ботов. А.А. Кононов не раз обращался в Морское министерство с ходатайствами о постройке водолазно-спасательного судна «Водолаз», но министерство так и не дало на это согласия. В 1903 г. он вновь возбудил вопрос о водолазно-спасательном пароходе и починочной мастерской (первый рапорт по этому вопросу им был подан в 1897 г.). В обоснование необходимости постройки водолазно-спасательного парохода А.А. Кононов пишет: «Необходим в партии не блокшив, а специальный водолазно-спасательный пароход-килектор, с походной мастерской, способной держаться в море и скрыться при надобности в ближайшее безопасное место. В военное время такой специальный пароход, конечно, оставит свою учебную роль и, находясь по близости флота, не останется без самой интенсивной и полезной работы по починке аварий, осмотра подводной части, винтов, очистке фарватера, закладке мин и других надобностей». Он также ходатайствовал о постройке специального учебного судна с отсеком живучести, в котором можно было бы учить водолазов заделке пробоин и другим работам, выполняемым при оказании помощи аварийному судну. Окончившие Школу водолазы оставались под ее наблюдением. В октябре 1892 г. по Школе был издан приказ о создании базы данных по водолазам-выпускникам: «…Для пополнения сведений о водолазах предлагаю помощнику начальника мичману Резничу опросить всех водолазов по мере их явки в школу для повторения: о плаваниях, сделанных ими по окончании школы; о числе спусков; наибольшей их глубине; о работах, какие кто производил; сделать пометки (в специально для всего этого заведенной книге) о знании каждым водолазного дела, грамотности, оставив графу для несчастных случаев (порча аппарата, обморок, выбрасывание). В эту же книгу внести: объем груди при вдохе и выдохе, вес, жизненную емкость легких, становую силу, измерение чего должно производиться врачом школы.
…Прошу также следить, чтобы в этой же книге отмечались переводы водолазов в другие экипажи и назначение их на суда, чтобы можно было, по первому требованию, отыскать все необходимые сведения о каждом водолазе…». Кроме начальной подготовки, в Водолазной школе проводилась ежегодная двухмесячная переподготовка водолазов, окончивших ранее Водолазную школу. С октября 1889 г. согласно Приказу по Морскому ведомству офицеры, окончившие курс водолазной школы, стали назначаться на суда 1 ранга для плавания за границу. Кроме того, они получали право на ношение особо установленного нагрудного знака и на повышенное денежное содержание. Нижние чины (матросы) водолазы, кроме усиленного содержания, получали еще по 1 рублю за каждый час пребывания под водой. Начиная с 1893 г. Школа водолазов принимает участие в промышленных выставках. На Всемирной выставке в Чикаго (1893) Школе присудили бронзовую медаль и почетный диплом за изобретения и усовершенствования в водолазной технике (телефон Е.В. Колбасьева, клапан Ф.И. Шидловского). В июле 1897 г. Школа водолазов участвует во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где за свои экспонаты, среди которых была новая 4-цилиндровая помпа мичмана В.К. Богдановича, получила диплом и золотую медаль. На выставке в 1897 г. в Петербурге Школа была награждена серебряной медалью. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Школа награждена серебряной медалью и удостоена диплома выставки. Врачу Н.А. Есипову присудили персональную серебряную медаль. Осенью и зимой 1896 г. инструкторы и курсанты Школы участвовали в работах по снятию с мели крейсера 1 ранга «Россия» (зимние работы у крейсера «Россия» были в определенной мере шагом вперед для личного состава Водолазной школы, так как работать подо льдом учащимся Школы пришлось впервые); в работах у затонувшего на 30-метровой глубине броненосца «Гангут»; в разрушении камня, врезавшегося в носовую часть броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и заделке пробоин на нем. Работы эти продолжались и зимой. Броненосец «Гангут» затонул 12 июня 1897 г. в Выборгском заливе на глубине 30 м в результате повреждения днища о неотмеченную на карте подводную скалу. В течение июня водолазы обследовали корпус корабля. Броненосец лежал на левом борту, погрузившись почти до диаметральной плоскости в ил. Водолазный офицер с крейсера «Россия» Н.К. Гербих сделал точные замеры и зарисовал пробоины в днище по правому борту и в районе киля. В работах участвовали вольнонаемные водолазы с портового судна «Могучий», офицеры и инструкторы Кронштадтской водолазной школы, шведские специалисты. Следует отметить, что если у водолазов школы, работавших под водой ежедневно по 3-4 часа, не возникало никаких проблем медицинского характера, то водолазы других аварийно-спасательных партий испытывали боль в ушах, головокружение, рвоту. Всего за период с 12 июня по 1 августа водолазы Школы провели 235 спусков на «Гангут» на глубины от 15 до 30 м. За это время произошло всего два случая выброса водолаза на поверхность, причем водолазы отделались декомпрессионным заболеванием в легкой форме (кожная сыпь и зуд). В дальнейшем в течение 1901-1903 гг. на «Гангут» проводились практические спуски курсантов Кронштадтской водолазной школы, в ходе которых они подняли на поверхность несколько 47- и 37-мм орудий, пушку Барановского и ряд мелких предметов, а также подорвали выступавшие части. Водолазы Школы отличились при сооружении в 1895 и 1896 гг. порта в Либаве. Постройка трехкилометрового северного мола велась от берега, где был бетонный завод; по мере удлинения мола к его концу постепенно прокладывались рельсы, по которым двигался передвижной кран. Кран храпцами брал подводимые массивы и спускал их в воду водолазу. Оказалось, что опытные водолазы при хороших водолазных аппаратах и снаряжении удешевляют и ускоряют подводные работы в несколько раз - они устанавливали от 120 до 150 бетонных массивов 3,6 х 2,4 х 1,8 м в один рабочий день. В кампанию 1906 г. водолазная партия Школы была направлена в Гельсингфорс для подъема маячного судна, которое перевернулось и затонуло при спуске со стапеля. Научные труды и изобретения, сделанные преподавателями Школы водолазов, вывели нашу страну в лидеры как по водолазной технике, так и достигнутым глубинам. Именно ученики Школы первыми освоили 60-метровую глубину, а в 1894 г. водолаз Арсений Коротаевский первым в мире спустился на глубину 70 метров. Не редки также стали запросы заграничных консульств по вопросам водолазного снаряжения и оборудования. В статье «Водолазная школа» (БЭ, 5 том, под ред. С.Н. Южакова и проф. П.М. Милюкова СПб, 1901) отмечалось, что «несмотря на недавнее существование Школы, водолазное дело в России сделало большой шаг вперед; все водолазные аппараты и их принадлежности в настоящее время выделываются в России, а благодаря трудам докторов Храбростина и Шидловского, лейтенантов Колбасьева, Кононова, мичмана Серичевского и поручика Бровкинка в водолазное дело введены различные технические усовершенствования и приспособления. Польза, приносимая выпускниками Школы, велика. Например, за 2,5 года плавания фрегата «Дмитрий Донской» судовыми водолазами поднято утопленных вещей на 50000 рублей, не считая работы, выполненной для частных судов». Водолазами школы в 1905 г. снят с камней миноносец № 215. В 1906 г. за трое суток поднята с глубины 7 сажен миноноска № 29. В 1906-1907 гг. водолазы Школы подняли затонувший на глубине 17 сажен плавучий маяк «Сарыч», шхуны «Кадет» и «Воин», а также был спасен крейсер «Казанец».
Преподаватели Школы с полным основанием считали, что водолазные поисковые работы и судоподъем - это лучшая школа для приобретения необходимого опыта работы как для водолазов, так и для водолазных офицеров и водолазных врачей.
В 1895 г. на глубине 50 метров был проведен поиск броненосца «Русалка», затонувшего в Финском заливе. Тренировочные водолазные погружения в натуральных условиях проводились при обследовании броненосца «Гангут». К достижениям водолазной Школы следует также отнести освоение спусков под лед, которые впервые проводились в 1896 г. у борта крейсера «Россия» при температуре воздуха -14о С. В 1897 г. врачами водолазной Школы впервые были описаны особенности травмы водолазов взрывной волной. В 1900 г. в практику обучения водолазов введены курсы переподготовки водолазов.
На высоком уровне в школе водолазов была поставлена морально-психологическая подготовка обучающихся. Командир Кронштадтского порта С.О. Макаров (1899-1904) при разработке вопросов морской педагогики и психологии обращался за консультацией к врачам-преподавателям Школы водолазов. В книге «Рассуждения по вопросам морской тактики» С.О. Макаров ссылается на труды Шидловского о воспитании воли, которые в свою очередь базировались на учении И.М. Сеченова.
В конце 90-х годов в учебной программе Школы появляется термин «глубоководные спуски». Устанавливается предельная глубина погружения 30 сажен (60 м). При Школе были созданы курсы переподготовки водолазного состава. С 1897 г. по 1901 г. проводились водолазные работы на затонувшем броненосце «Гангут» на глубине 36 м. Была поднята артиллерия, боезапас. Ценное оборудование. При этом для выравнивания крена броненосца проводились размывочные и взрывные работы, а также применялись понтоны. В 1899 г. были подняты миноноска «Пескарь» и лайба «Мария». В этом же году при аварийно-спасательных работах по снятию с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» в Финском заливе впервые в мире применяется радиосвязь.
Преподаватели, врачи и начальник школы заботились об учениках - водолазах, об их размещении и питании. Так, в ноябре 1900 г. старший врач Н.Е. Есипов подал начальнику школы рапорт о крайнем неудобстве размещения команды водолазов по разным экипажам. «Невозможно производить тщательный осмотр команды, - писал Н.А. Есипов. - Команда приходит грязная, в грязном белье, так как в экипажах ей не дают времени ни на баню, ни на мытье белья, пользуясь каждым часом ее пребывания в экипаже для назначения в различные наряды. Ученики Школы, занимаясь с утра до вечера непривычным умственным трудом, слишком устают и нуждаются в более продолжительном отдыхе, чем экипажная команда.
Водолазы должны быть освобождены от всех посторонних работ и нарядов, иначе нельзя ручаться за безопасность спусков. Крайне необходимо поэтому выделить школьную команду в отдельную роту, чтобы иметь за ней, безусловно, необходимый в опасном водолазном деле, тщательный надзор и быть вполне уверенным, что спускаешь человека здорового, правильно питающегося, выспавшегося и т.д. - И далее: - Необходимо, чтобы ученики-водолазы, ввиду укрепления их здоровья и выносливости к спускам под воду, довольствовались, наравне с другими специальными командами и школами… усиленным приварочным довольствием против теперешнего, очень недостаточного им…». (Из рапорта начальника водолазной школы А.А. Кононова 10 июня 1903 г.). Наконец, в 1909 г. под плавбазу школе был выделен крейсер 2 ранга «Африка», что значительно улучшило условия обучения, так как весь обучаемый состав был объединен в одном месте. Военно-Морской Флот России на Балтике в дореволюционные годы базировался, в основном, или в Кронштадте, или в Лужской губе. «Места не столь отдаленные, сколь дикие». Служба в этих местах была не из легких. В то время среди офицеров Кронштадта бытовал анекдот: якобы командир Кронштадтского порта на банкете по поводу какого-то юбилея перед застольем спросил у офицеров: «Господа, есть ли среди Вас недовольные службой в Кронштадте и имеются ли какие-нибудь предложения по ее улучшению?». Офицеры думали, что сказать: офицерское собрание есть, собор есть, госпиталь есть, бордель, хоть и плохонький, но тоже есть. Жаловаться как будто не на что. Но когда перешли к застолью и выпитое вино придало смелости, один из мичманов отважился высказать наболевшее: «Ваше Высокопревосходительство, чтобы все офицеры Кронштадта были довольны, надо скопать о. Котлин и засыпать им Лужскую губу». Леон Абгарович Орбели в письме к брату Рубену Абгаровичу от 18 июня 1904 г. называет Кронштадт «паршивой дырой».
Несмотря на большие сложности, выбираться из Кронштадта в столицу, значение близости такого культурного центра, как Петербург, недооценивать было нельзя. Не случайно, на неоднократные предложения перевести Школу водолазов из Кронштадта в Севастополь, где климатические условия для обучения курсантов были значительно лучше и водолазные спуски могли бы проводиться в натурных условиях почти круглый год, все преподаватели дружно изыскивали убедительные аргументы для того, чтобы оставить Школу в Кронштадте. Большое практическое и психологическое значение имело обучение водолазов Школы в условиях, максимально приближенных к тем, в которых они будут работать при фактических авариях, т.е. в мутной, холодной воде, при волнении моря или в узкостях, как это имело место при работе на затонувшем броненосце «Гангут». Кстати, это положение было одним из самых веских доводов в пользу отказа от перевода Школы в г. Севастополь в 1895 г. В 1906-1907 гг. водолазная школа вместо подлежащего сдаче «Опричника» получила крейсер 2 ранга «Крейсер». В 1907 г. кадровым составом и учениками Школы снята с камней императорская яхта «Штандарт». 29 мая 1909 г. в 11 ч. 30 мин. подводная лодка «Камбала» попала под таран корабля «Ростислав», переломилась пополам и затонула на 58-метровой глубине. Для обследования и проведения работ по подъему лодки сразу были привлечены штатные водолазы кораблей, не обладавшие, однако, достаточной подготовкой для работ на такой глубине. Обследование показало: две части лодки лежали на расстоянии 32 метров друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место. Водолаз школы унтер-офицер Ефим Бачкаленко несколько раз, нарушая правила, спускался к лодке. К сожалению, он не смог оказать помощь девятнадцати членам экипажа затонувшей лодки. От острого кессонного заболевания герой скончался. Впоследствии носовая часть лодки была поднята и отбуксирована в порт. Работами руководили новый начальник Кронштадтской школы капитан 1 ранга Макс Константинович фон Шульц и Феоктист Андреевич Шпакович. Этот подъем стал рекордным для начала XX века. Медицинское обеспечение проводил молодой врач С.В. Сакович. Преподаватели и инструкторы тяжело переживали гибель в русско-японской войне воспитанников Школы - пяти водолазных офицеров, среди которых был любимец Школы А.Е. Арцыбашев, и 23 рядовых водолазов. Всего перед русско-японской войной Школа водолазов выпустила 110 нижних чинов и несколько офицеров, водолазных специалистов. Окончившие Школу офицеры получали право на ношение особо установленного нагрудного знака и пользовались некоторыми преимуществами в получении содержания. Нижние чины - водолазы, кроме усиленного содержания, получают еще по рублю за каждый час пребывания под водой. Почти все выпускники были направлены на корабли 2-й и 3-й эскадр, идущих к берегам Японии. Во время перехода кораблей из Балтийского моря в Тихий океан воспитанники Школы проводили профилактические осмотры подводной части кораблей, очищали днища от обрастаний, ремонтировали винты и рулевые устройства. Особенно большие подводные работы были выполнены на кораблях при стоянке у острова Мадагаскар. Здесь отремонтировали поврежденные рули на крейсерах «Жемчуг» и «Изумруд». В работе участвовали более 20 водолазов. Не прибегая к докованию и помощи судоремонтного завода, водолазы с привлечением корабельных средств сумели сделать по тому времени невозможное - почти заново изготовить и поставить рули. Крейсера получили возможность следовать в составе эскадры. Этот беспримерный случай в мировой практике был отмечен в приказах по эскадре: «Спасибо молодцам водолазам, не впервые выручающим нас из беды…». Поврежденные рули на броненосце «Громкий» ремонтировали в океане, на переходе к берегам Японии. На стоянках кораблей водолазы поднимали затопленные шлюпки, катера, якоря, якорь-цепи и другие ценные предметы. В 1928 г. Кронштадтская школа водолазов была объединена с Балаклавскими водолазными курсами. На должность начальника был назначен Ф.А. Шпакович. На этом и закончилась история Кронштадтской школы водолазов, которая готовила не только водолазов, но и водолазных специалистов с высшим образованием. В 1931 г. по инициативе Ф.А. Шпаковича Балаклавская школа была преобразована в Военно-морской техникум.
|