Автор: Полковник медицинской службы В.Тюрин, кандидат медицинских наук.
В середине XIX века после освобождения Севастополя и окончания Крымской войны возникла острая необходимость в работе водолазов по подъему орудий с затопленных кораблей и расчистке фарватера. По свидетельству современников, «на флоте тогда работали так называемые вольные водолазы, которые подчас были плохо обучены, но ценили свой труд дорого. Эти водолазы организовывались в небольшие бригады. В основном они использовали вентилируемое снаряжение отечественного изобретателя мастера Гаузена, а также иностранный вентилируемый скафандр «Денейруза». Вольный водолаз-учитель, которому платили хорошо, нисколько не был заинтересован дать правительству более дешевого конкурента и не старался надлежаще выучить матроса, показать ему суть дела: напротив, он скорее запугивал ученика, чем обучал его. Редкому ученику удавалось спуститься раза 3-4 за весь учебный сезон и то не свыше четырех сажен (глубина гавани). Изучение же аппарата не шло далее простого детального его осмотра под руководством безграмотного учителя-водолаза... Что же удивительного, если из такой «школы» выходили плохие водолазы, трусливые, не вселявшие к своей работе никакого доверия начальства…». Таким образом, развитие водолазного дела в России в шестидесятых годах XIX столетия было обусловлено развитием военно-морского флота и минного дела.
Служба по охране здоровья, созданная по указу Петра
Автор: Валерия ЛЕБЕДЕВА.
История Кронштадтского военно-морского госпиталя, неразрывно связанная с историей Балтийского флота, эпохой Петра и в конце концов - с историей России и развития ее медицины - настоящая многотомная летопись. В этой летописи есть место и подвигам военных врачей, и их научным открытиям. Кронштадтский военно-морской госпиталь им. Семашко, который очень скоро отметит свое 290-летие - гордость не только города морской славы, но и флота, и медицины, и России. И то, что нынешний начальник прославленного медицинского учреждения подполковник медслужбы Игорь Витальевич Подберезкин после долгих лет службы на Северном флоте, в Ломоносовском госпитале оказался именно здесь, в Кронштадте, - отчасти является осуществлением его мечты. Потому что Кронштадтский госпиталь, в котором в свое время работали светила медицины и врачи-герои, принимавшие не косвенное, а прямое участие и в русско-японской войне, и в первой мировой, и во второй, и во время Кронштадтского мятежа тоже не сидели сложа руки, всегда привлекал внимание Игоря Витальевича. Выпускник военно-медицинского факультета Горьковского университета, а также факультета руководителей медицинского состава Военно-медицинской академии, он до 2005 года работал заместителем начальника 452-го военного госпиталя в г. Ломоносове. И вот теперь возглавляет коллектив военных медиков в Кронштадте. Мы беседуем с Игорем Витальевичем в его кабинете - бывших царских покоях, где в свое время лечился Николай II. За окном, в сквере - памятник Василию Исаевичу Исаеву - выдающемуся медику и начальнику госпиталя XIX века. Как верноподданный своей профессии и науке, Исаев, так много сделавший для развития госпиталя, по-прежнему здесь, дома. И это глубоко символично. Это - дыхание истории, которое помогает госпиталю жить сегодня и не ронять своего достоинства в непростые дни общественного переустройства.
На телеэкраны вышел три года ожидавшийся фильм «Ленинград». Он разочаровал многих, в том числе и меня. Было обещано нечто такое, чего до сих пор еще не сказано о ленинградской блокаде и Дороге Жизни, о людях, создававших ее, обещаны лучшие артисты. Действительно, «мелькали» В. Гафт, А. Абдулов, коротко, но, как всегда, талантливо сыграл К. Лавров. И тем не менее…
ВЫДАЮЩИЙСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ
Автор: В.Н. ПОЛОВИНКИН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.
В истории отечественного судостроения и военного кораблестроения особое место по праву принадлежит выдающейся личности, руководившей данной важнейшей отраслью нашего государства в течение 20 лет, - министру судостроительной промышленности СССР Борису Евстафьевичу Бутоме. Он остался в нашей памяти как исключительно высокообразованная, колоритная, творческая фигура, выдающийся государственный и политический деятель. В нем удивительным образом сочетались требовательность к себе и подчиненным с развитым чувством такта. В значительной степени с именем Б.Е Бутомы мы связываем золотой период в отечественном военном кораблестроении. Сегодня мы готовимся отметить столетний юбилей со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля нашей страны.
Двадцать лет назад довелось познакомиться с дочерью репрессированного в 1938 году флагмана 2 ранга и Командующего Северной флотилией (предшественника советского Краснознаменного Северного флота) - Закупнева Захара Александровича. В те времена было модным писать покаянные статьи и очерки о военачальниках, загубленных в НКВД, по причине «необоснованных репрессий». Уже само словосочетание данного определения наводит на размышления, а что возможны репрессии обоснованные? Но тогда не догадался искать ответ на этот вопрос, да и беседа с дочерью флагмана получилась и статья об ее отце тоже. Правда, сама она отца плохо помнит по малолетству. Но, по ее рассказам, он был замечательный моряк, твердокаменный большевик, верный Родине и добрый отец. И главное. Если бы его не арестовали и не расстреляли в 1938-м, то тогда бы немецкий флот в 1941-м получил бы от него больше, чем получил при Командующем Северным флотом адмирале Арсении Григорьевиче Головко. Вот с последним выводом стоит призадуматься. Сравнить хотя бы биографии. Репрессированный флагман Закупнев начал службу в царском флоте в 1911 году. К 1917 году имел общее образование - низшее, но начиная с осени 1917-го вплоть до 1924 года - он неизменный комиссар гражданской войны. Причем, везде в береговых частях. В 1924 году окончил Военно-морскую академию, учился один учебный год. Не стоит обольщаться насчет его вероятного «высшего военно-морского образования». Многому ли могли научить человека в академии, имевшего за плечами 4 класса церковно-приходской школы? Все военные академии в СССР в период до середины 30-х годов были, по сути, закрытыми школами ликбеза, где партийных выдвиженцев времен гражданской войны с грехом пополам дотягивали, по краткосрочной учебной программе до уровня средней общеобразовательной школы. После академии Закупнев за восемь лет прошел шесть командирских ступеней - от старпома учебного судна до командира бригады эсминцев КБФ. На рубеже 20-30-х гг. корабли КБФ, надо сказать, не часто выходили в море. И вот в 1933-м Закупнев - первый командир эскадренного миноносца «Сталин». Был назначен Командующим Северной флотилией, то есть Северного флота. Нет сомнений, что он не плел интриг против советской власти, которой был обязан всем. Не участвовал в заговорах, не передавал разведданных иностранным разведкам. Но, тем не менее, вот итоги его военно-морского профессионализма. Боевого опыта на командных должностях ВМФ не имел. Теоретическая грамотность, как у очень малообразованного человека, почти нулевая. Служебная практика минимальна. По должности рос так стремительно, что просто не мог успеть набраться опыта, «набить шишек». Боевых наград не имел, книг по военно-морскому делу не писал, не преподавал. По своему уровню Закупнев явно не соответствовал должности Командующего океанским Северным флотом. И вот представим себе, что он досидел бы на своей должности до июня 1941-го… Теперь сравним биографию адмирала Головко, ставшего у штурвала Северного флота, в итоге цикла «необоснованных репрессий». В 1928 году окончил полный курс мирного времени Военно-морского училища им. Фрунзе, а в 1931-м - курсы усовершенствования командного состава. И сразу стал преподавателем Спец. Классов для комсостава флота. Служил на эсминцах, канонерских лодках, тральщиках и торпедных катерах. Освоил условия службы и плавания на Балтике, в Черном и Азовском морях, в Тихом океане и на Каспии. Прошел все командные и штабные должности до комбрига и в 1938-м окончил полный двухгодичный курс Военно-морской академии. Для учебы в ней был подготовлен, как практически, так и теоретически. Стажировку слушатель ВМА Головко проходил не где-нибудь на тыловой базе, а в Испании - на должности советника ВМФ в порту Картахене. То есть прямо соприкасался в боевой обстановке с испанским, германским и итальянским флотом. И был награжден орденом Красного Знамени, не за комиссарскую говорильню. Кстати, в отличие от Закупнева, орденоносец Головко знал минимум один иностранный язык, без этого в Испанию советником не направляли. Так что к должности Командующего океанским Северным ВМФ адмирал Головко был подготовлен и практически, и теоретически. Причем никогда и нигде не комиссарил ни дня, рассудительно полагая, что политика - не военное дело. Есть еще один аспект, который привел флагмана Закупнева в расстрельный список «врагов народа». В 1917-м матрос Императорского флота Закупнев воевал с Германией. И нарушил присягу, данную царю и Отечеству, под влиянием агентов германской разведки и пораженцев обернул оружие против законного правительства своей Родины. И от предательства выиграл! Без него матрос никогда бы не стал занимать адмиральскую должность командующего флотом. Впереди новая война с Германией. Если Закупнева не расстреливать, а лишь снять с должности и направить служить с понижением… А что если ему немецкие агенты пообещают должность морского министра в антисталинском правительстве России? Опыт предательства у него уже есть. А бывший семинарист Сталин помнил библейскую заповедь «единожды солгавшему…». Поэтому единожды изменившему царю Закупневу у «красного императора» Сталина веры не было и не могло быть.
Впервые в истории либерализованного рынка электроэнергии состоялось событие, значение которого переоценить трудно. Энергосбытовые компании в официальном порядке договорились о правилах игры. Глубоко символично то, что инициатива создания и подписание «Хартии о добросовестной конкуренции» родилась в Санкт-Петербурге.