На телеэкраны вышел три года ожидавшийся фильм «Ленинград». Он разочаровал многих, в том числе и меня. Было обещано нечто такое, чего до сих пор еще не сказано о ленинградской блокаде и Дороге Жизни, о людях, создававших ее, обещаны лучшие артисты. Действительно, «мелькали» В. Гафт, А. Абдулов, коротко, но, как всегда, талантливо сыграл К. Лавров. И тем не менее…
Нас уже давно приучили к гибриду - некоему документально-художественному жанру, который не правдив, но очень удобен: то ли было, то ли нет… Между тем, ни слова не сказано (не показано) об истинных строителях Дороги Жизни, и вместо них появился некий мифический Краузе. Ладога давно находилась в поле зрения гидрографов. С июня 1940 г. начальником Озерного района Гидрографической службы КБФ был Евгений Петрович Чуров. В начале сентября 1941 г. к А.А. Жданову в Смольный были вызваны начальник Морской обсерватории КБФ Г.Д. Селезнев и главный инженер обсерватории М.М. Казанский. Они получили задание: за две недели подготовить материалы для гидрографического обеспечения постройки Дороги.
Задание было выполнено - определен самый надежный участок по ледовой прочности - Кокорево - Кобона. Михаилу Михайловичу Казанскому тогда было только 25 лет, но за знания, опыт, мудрость его прозвали «Ледовым дедом». Спортсмен, веселый, остроумный человек, бывалый моряк, он умел «зажечь» людей, поднять на трудное, ответственное задание. Своим учителем он считал профессора ВМА контр-адмирала В.А. Снежинского, которого называл «крестным отцом советской ледотехники», поднявшим вопрос о необходимости ее срочного развития сразу после окончания Финской войны 1939-1940 гг. Сам В.А. Снежинский занимался этими вопросами еще в 1926-1928 гг. в Архангельске. М.М. Казанского он привлек читать курс «Морские ледовые переправы» в ВМА. В 1942 г. вышла книжка Н.Н. Зубова «Основы устройства дорог на ледяном покрове» (М., Гидрометеоиздат, 1942). В ней, на стр. 62, приведена таблица допустимых нагрузок на лед по данным В.А. Снежинского и Н.И. Лебедева, в которой указана допустимая нагрузка на лед и расчетная толщина льда - для прохождения одиночного бойца, колонны пехоты по два человека, конницы, двуколки, колесных и гусеничных машин. Материалы этой таблицы использовались, конечно, еще до 1942 г. В составе Морской обсерватории КБФ были Служба погоды, Ледовая служба, Служба уровня. Они получали сведения о ледовых явлениях, путях дрейфа льдов, производились расчеты, делались прогнозы. Множество людей помогали морякам-гидрографам в их героической работе, - специалисты, ученые.
Не слишком ли просто заменить их невидимым Краузе? Я лично знала названных людей, потому и пишу. Им приношу низкий, земной поклон. О серьезных делах надо и «творить» серьезно. Они заслуживают отдельной книги и особого фильма, в последних кадрах которого были бы вывезенные на Большую Землю ленинградские дети… Еще, как библиограф, скажу: складывается впечатление, что создатели фильмов мало читают. А хорошей литературы о том героическом времени (с массой ценных деталей и бытовых подробностей) достаточно. Остается надеяться на будущее.
|