на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




ВЫДАЮЩИЙСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СУДОСТРОЕНИЯ
Автор: В.Н. ПОЛОВИНКИН, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.   
В истории отечественного судостроения и военного кораблестроения особое место по праву принадлежит выдающейся личности, руководившей данной важнейшей отраслью нашего государства в течение 20 лет, - министру судостроительной промышленности СССР Борису Евстафьевичу Бутоме. Он остался в нашей памяти как исключительно высокообразованная, колоритная, творческая фигура, выдающийся государственный и политический деятель.  В нем удивительным образом сочетались требовательность к себе и подчиненным с развитым чувством такта.  В значительной степени с именем Б.Е Бутомы мы связываем золотой период в отечественном военном кораблестроении.
Сегодня мы готовимся отметить столетний юбилей со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля нашей страны.

Б.Е. Бутома родился в семье мещан 1 мая 1907 года в г. Махачкале. С раннего детства любознательный мальчик в своих мечтах стремился к морю. Трудовую деятельность Борис Евстафьевич начал в 1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе славы русских моряков Севастополе. На заводе он проработал до 1932 года. Молодой рабочий с начала трудовой деятельности стремился к новым знаниям. В период 1929-1932 гг. он являлся студентом Севастопольского рабочего факультета. К сожалению, о первых успехах в учебе будущего Министра отечественного судостроения официальной информации и воспоминаний практически не сохранилось. Однако среди друзей он уже тогда отличался профессиональной любознательностью и устойчивым стремлением к чтению технической и научной литературы. Об этом периоде своей жизни Борис Евстафьевич подробно написал в своих воспоминаниях.
В 1932-1936 годах Б.Е. Бутома обучался в Ленинградском кораблестроительном институте по специальности инженер-судомеханик. Дальнейшая трудовая деятельность Бориса Евстафьевича была связана с Дальним Востоком. В период с 1936 по 1944 гг. он последовательно занимал на судостроительном заводе во Владивостоке должности мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта № 7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода. В этот же период Б.Е. Бутома принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Севморпути. В 1942 году, будучи начальником отдела завода, он был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику. Со всеми поставленными задачами Б.Е. Бутома, как сформировавшийся высокообразованный профессионал-судостроитель, справлялся блестяще.
В период 1944-1948 гг. Бутома являлся главным инженером, а затем и директором (начальником) судостроительного завода  в Зеленодольске.
С 1948 года дальнейшая трудовая деятельность Бориса Евстафьевича была связана с центральными управлениями Министерства судостроительной промышленности. С июля 1948 года по 18 сентября 1949 года он  исполнял должность начальника 3 Главного управления, затем до марта 1952 года начальника 9 Главного управления. Следует отметить, что в период с 30 марта 1953 года по 31 июля 1953 года Б.Е. Бутома руководил и 4 Главным управлением Министерства судостроительной промышленности.
В марте 1952 года в возрасте 45 лет талантливый и перспективный руководитель получает назначение на должность заместителя министра судостроительной промышленности.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1957 года Борис Евстафьевич Бутома был назначен председателем Государственного Комитета Совета Министров СССР.
В связи с реформированием высших органов управления отрасли в 1965 году Б.Е. Бутома Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1965 года назначается министром судостроительной промышленности СССР. Эту высочайшую должность он с честью исполнял до 1976 года.
За свою безупречную трудовую деятельность Б.Е. Бутома был награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и многими медалями. Он являлся лауреатом Ленинской и Сталинской премий.
За выдающиеся достижения и внесенный большой вклад в дело выполнения заданий правительства по созданию специальной техники в 1959 году Борису Евстафьевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его имя было присвоено судостроительному заводу, улице, гражданскому судну, а также судну вспомогательного флота ВМФ СССР. Кроме того, он был  отмечен наградами многих зарубежных стран.
Б.Е. Бутома являлся делегатом XXI, XXII, XXIII съездов КПСС, членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР.
Руководя отечественным судостроением на протяжении 20 лет, он определял не только планы развития отрасли, программы судостроения и военного кораблестроения, а также принимал активное участие в формировании обликов перспективных судов и боевых кораблей. Исключительно много времени министр уделял технологической политике в развитии отрасли, считая технологические процессы, реализованные на предприятиях отрасли, важнейшими элементами всей системы судостроения и военного кораблестроения. «Золотой период» отечественного судостроения и военного кораблестроения был подготовлен исключительно плодотворной деятельностью Бориса Евстафьевича. Он знал все заводы отрасли. Об этом свидетельствует, например, вступительная часть, написанная им к истории Балтийского судостроительного завода.
Сегодня трудно переоценить все заслуги этой выдающейся личности. Трудно назвать проект боевого корабля или судна, в создании которых министр судостроения не принимал бы личного участия.
Б.Е. Бутома, даже признавая прогрессивные идеи развития отрасли или отдельного предприятия, всегда требовал особенно убедительного доказательства их  целесообразности.
Это был высококультурный, интеллигентный, образованный человек, обладающий исключительно грамотной и образной речью. Его коллеги вспоминают, что он тщательным образом готовился к каждому своему публичному выступлению. Например, на стенах его кабинета можно было видеть перечень сложных слов, которые предполагалось использовать в докладах с указанием правильных ударений. О высоком уровне культуры Б.Е. Бутомы свидетельствовал внешний вид и стиль зала Коллегии Государственного Комитета по судостроению. В нем ничего не было лишнего, весь интерьер был строго функциональным.
Особое внимание Б.Е. Бутома уделял преемственности в отечественном судостроении, вопросам демонстрации достижений, а также формирования и сохранения его истории. По его указанию предприятия-строители имели подробные фотографии всех созданных ими кораблей и судов, а также их модели, выполненные в едином масштабе с одинаковой деталировкой.
Огромное внимание Борис Евстафьевич уделял развитию отечественного судового машиностроения. Мы с полной уверенностью можем сказать, что из 220 заводов судового машиностроения большая часть была создана по его личной инициативе и под его руководством. Рассматривая идеологию развития судостроительной отрасли, Б.Е. Бутома придерживался, скорее всего, идеи создания судостроительных заводов при их относительно равномерном размещении по регионам страны. Однако в середине 70-х годов прошлого столетия он впервые в отечественной практике поставил вопрос о перспективности строительства компактных универсальных судостроительных верфей. К сожалению, эту идею он не успел воплотить в жизнь.
В поле зрения Б.Е. Бутомы постоянно находилась как фундаментальная, так и прикладная кораблестроительная наука. При нем в отрасли были созданы различные уникальные, узкопрофильные научно-исследовательские институты и учреждения. Например, в Баку был создан НИИ приборной техники, в Ульяновске - научное учреждение «Марс», занимающееся проблемами разработки БИУС.
Б.Е. Бутома по праву является одним из авторов идеи создания отечественных научно-производственных объединений. Его воплощенной мечтой стала мысль о приближении науки кораблестроения к производству. Многие отечественные современные НПО обязаны своим существованием Борису Евстафьевичу.
Не меньшее значение в творческой деятельности министра занимал и вопрос приближения процесса проектирования новых кораблей к стапелям заводов и верфей. Ему первому из чиновников столь высокого уровня стала близка и понятна проблема создания и широкого внедрения отечественных САПР в судостроение и военное кораблестроение. Сегодня наиболее наглядным и эффективным образцом воплощения самых передовых мыслей Б.Е. Бутомы по созданию единой структуры проектирования и строительства судов и боевых кораблей является созданный на Балтийском заводе единый интегрированный коллектив, выполняющий проектирование, подготовку производства и строительство судов.
Балтийцы особенно гордятся тем, что деятельность и успех их завода в производстве винтов самым непосредственным образом связана с личностью Б.Е. Бутомы: именно ему принадлежит идея приобретения в Англии одной из первых лицензий для отечественного судостроения - лицензии на стоунскую бронзу. Борис Евстафьевич лично участвовал в заключении этой выгодной коммерческой сделки. Министр способствовал развитию винтового производства на Балтийском заводе, и в первую очередь для этого производства и приобреталась необходимая бронза.
Многие историки, занимающиеся проблемой создания отечественного атомного судостроения и атомного военного кораблестроения, забывают, что именно Б.Е. Бутома стоит у истоков появления его мощной производственной и технологической базы. Министр не только поддержал ускоренное строительство отечественных атомных подводных лодок, но и лично контролировал весь технологический процесс их создания.
Участвуя в формировании обликов перспективных отечественных судов, Б.Е. Бутома инициировал создание судов с горизонтальной системой погрузки, а также судов с большим раскрытием палубы. Его стремление к созданию таких судов было связано с реализацией проблемы повышения интенсивности их использования. Он стоял у истоков строительства на Балтийском заводе судов-рудовозов типа «Риголетто», разработанных Черноморсудпроектом. Это был выгодный первый масштабный иностранный заказ, и министр судостроения лично его курировал.
Благодаря заинтересованной позиции Бориса Евстафьевича были разработаны и реализованны проекты наиболее современных на тот период времени боевых надводных кораблей: ракетных крейсеров, больших противолодочных кораблей, эскадренных миноносцев, кораблей противоминной обороны, а также множество боевых катеров. Благодаря усилиям министра судостроительной промышленности ВМФ  пополнился мощными десантными кораблями.
Особое внимание Б.Е. Бутома уделял приобретению предприятиями отечественного судостроения опыта при их взаимодействии с иностранными заказчиками.
Для внутренней транспортной системы государства по инициативе Б.Е. Бутомы были созданы и вступили в эксплуатацию так называемые составные суда.
Участвуя в решении проблемы обеспечения национальной безопасности, он исключительное внимание уделял государственной проблеме мобилизационной готовности судостроительного производства. Под его непосредственным руководством в стране были разработаны годовые исполнительные планы, а также налажен строгий контроль за исполнением планов поддержания мобилизационной готовности отрасли.
Таков далеко не полный перечень заслуг Бориса Евстафьевича Бутомы в деле развития отечественного судостроения и судового машиностроения. Он для нас есть и останется в памяти как ярчайшая личность в государственной истории, как достойнейший пример для подражания.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК






https://profit44.ru объемные вывески буквы. Изготовление объемных световых букв.


Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.