на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Пример служения Отчизне
Автор: Капитан 1 ранга в отставке Юрий ВАРГАНОВ, кандидат исторических наук, доцент   
В истории Российского флота немало славных имен таких флотоводцев, как Ушаков, Корнилов, Нахимов, Макаров. В XX веке достойным продолжателем их традиций стал выдающийся деятель Военно-Морского Флота, Герой Советского Союза Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов. Он прошел все ступеньки флотской службы - от вахтенного начальника на крейсере до Главнокомандующего Военно-Морским Флотом. Был главным военно-морским советником в Испании, командовал Тихоокеанским флотом, в 35 лет возглавил обескровленный репрессиями Военно-Морской Флот страны, стал первым Адмиралом Флота Советского Союза, пережил в 1948 г. печально известный «суд чести» и разжалование при Хрущеве и Жукове. Но, несмотря на удары судьбы, он не сломался и остался для военных моряков примером великого служения Родине. 24 июля 2007 г. исполнилось 103 года со дня рождения прославленного адмирала, многие годы жизни которого связаны с городом на Неве - морской столицей России. Читателям газеты хотелось бы напомнить основные вехи его жизни и флотской службы.
Image 
Николай Герасимович Кузнецов родился 24 (11 по старому стилю) июля 1904 г. в деревне Медведки, ныне Котласского района Архангельской области, в семье рабочего. Детство его было трудным. После смерти отца помогал матери по хозяйству, работал в чайной купца Попова в Котласе. В конце 1919 г., в самый разгар гражданской войны в России, Николай Кузнецов, прибавив себе два года, поступил добровольно матросом на один из кораблей Северо-Двинской военной флотилии, которая была создана в связи с высадкой на Севере англо-американских интервентов.
В 1922 г. поступил в Военно-морское училище, которое окончил с отличием в 1926 году. После окончания училища - служба на Черноморском флоте. Как истинный моряк, начинал службу вахтенным начальником, затем помощником командира крейсера «Червона Украина». Крейсер часто посещали руководители партии и государства. В июне 1929 г. на «Червоной Украине» побывали И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и Г.К. Орджоникидзе. Видимо, никогда не предполагал Николай Герасимович, что накануне и в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, он будет встречаться со Сталиным совсем в другой обстановке.
Служил Кузнецов образцово. И в очередной аттестации молодого командира появилась запись: «Заслуживает продвижения во внеочередном порядке». Но он принял другое решение - продолжить образование. В 1929 г. Николай Герасимович поступил на командный факультет Военно-морской академии, которую окончил в 1932 г. с отличием и правом выбора моря. В музее истории академии бережно хранится уникальный экспонат - пистолет системы Коровина с дарственной надписью «Командиру-ударнику Н.Г. Кузнецову. За успешное окончание Военно-морской академии от Наркомморси РККА. 04.05.1932 г.»
В академии Кузнецов получил солидное оперативно-тактическое образование, много времени уделял изучению иностранных языков и даже сдал экзамены на звание переводчика немецкого и французского языков. И снова, как и после окончания училища, Николай Герасимович вернулся на Черноморский флот. От назначения на штабную работу он отказался: «Только на корабль, и не командиром, а старшим помощником. Ведь, чтобы стать настоящим командиром корабля, надо было пройти через хлопотную должность старпома, отвечающего в экипаже за все. Он назначается старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», который только что вступил в строй. Эту ступеньку служебной карьеры Кузнецов перешагнул довольно быстро. В 1933 г. после возвращения «Красного Кавказа» из похода в Турцию, Грецию и Италию, его назначили командиром крейсера «Червона Украина», на котором он начинал корабельную службу. Почти три года командовал он крейсером, сроднился с командой, завоевал ее доверие и уважение.
Но в 1936 г. его срочно вызвали в Москву и назначили военно-морским атташе при советском посольстве в Испании и главным военно-морским советником. Об испанском периоде своей службы Николай Герасимович обстоятельно рассказал в книге «Накануне». Согласно своему дипломатическому статусу Н.Г. Кузнецов не мог распоряжаться и командовать. В его функции входило - убеждать и советовать. И тем не менее, альмиранте Николас (так называли Кузнецова в Испании), успешно справился с поставленной задачей. Испанская республика регулярно получала из Советского Союза танки, самолеты, другую военную технику для ведения боевых действий против войск Франко.
После возвращения из Испании в 1937 г. Николай Герасимович был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. Его назначили заместителем, а спустя некоторое время - командующим Тихоокеанским флотом. А в 1939 г. в возрасте 35 (!) лет он стал Народным Комиссаром ВМФ. Это был поистине космический взлет. Правда, сам Кузнецов такое назначение оценил довольно самокритично. В своих мемуарах он писал, что без особого стремления оказался на столь высоком посту и в первые месяцы на этой должности чувствовал себя преждевременно на ней оказавшимся.
Трудными были те годы. «Железный каток» репрессий подминал каждого, кто оказывался на его пути. Во второй половине 30-х годов (теперь уже прошлого) столетия по существу было обезглавлено все руководство ВМФ и флотов. И первое, с чем столкнулся молодой нарком на своем посту - это кадровая проблема.
Всеобщее уважение военных моряков Н.Г. Кузнецов завоевал тем, что в годы репрессий умел постоять за подчиненных, чтобы спасти их от верной гибели, хотя, к сожалению, это удавалось не всегда... Благодаря его вмешательству был освобожден из лагеря командир 5-й бригады Тихоокеанского флота Н.Г. Холостяков (впоследствии вице-адмирал). Адмирал в отставке С.Г. Захаров вспоминал, что Н.Г. Кузнецов много сделал для того, чтобы Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дела командиров флота, осужденных якобы за вредительство. И не случайно среди военных моряков о Наркоме ВМФ укрепилось мнение как о мужественном и на редкость порядочном человеке. Нелишне напомнить и о том, что по представлению Н.Г. Кузнецова в 1939 г. правительством было принято решение об установлении в последнее воскресенье июля праздника - Дня Военно-Морского Флота. Этот праздник широко отмечается и в наши дни.
Накануне и в годы Великой Отечественной войны особенно ярко раскрылся талант Н.Г. Кузнецова как военачальника. Его большой заслугой является то, что еще в 1939 г. он ввел в действие трехстепенную систему оперативных готовностей сил ВМФ. И эта система, позволявшая в короткий срок, за несколько часов, подготовить флот к отражению внезапного нападения противника, полностью себя оправдала в первый же день войны. В результате налетов фашистской авиации флот не потерял ни одного корабля, ни одного самолета!
Решение о приведении ВМФ в боевую готовность № 1 далось Н.Г. Кузнецову нелегко. Ведь Сталин до последней минуты был уверен, что фашистская Германия не нападет на Советский Союз. Принятие этого мужественного решения - огромная заслуга Н.Г. Кузнецова перед Родиной, вошедшая в историю. Под его руководством советский Военно-Морской Флот в годы войны с честью выполнил поставленные перед ним задачи, потопив более 1300 вражеских кораблей и уничтожив 5509 фашистских самолетов. Военные моряки доставляли в осажденный Ленинград продовольствие, топливо, вывозили детей, раненых и больных по Дороге жизни через Ладогу вместе с армейскими автомобилистами - героями ледовой трассы - и летчиками транспортной авиации. И ленинградцы никогда не забудут об этом.
С февраля 1945 г. Н.Г. Кузнецов, как видный военный и государственный деятель, входил в состав Ставки Верховного Главнокомандующего. Он был участником Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей трех союзных государств - победителей во Второй мировой войне. 14 сентября 1945 г. Н.Г. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза.
А после войны, несмотря на большие заслуги, Н.Г. Кузнецов, который для Сталина всегда был «неудобным» наркомом, попадает в опалу... Он выступил против предложения Сталина о том, чтобы разделить Балтийский флот на два самостоятельных флота. Гром грянул в начале 1947 г. На заседании Главного Военного совета Н.Г. Кузнецов был освобожден от занимаемой должности и понижен в воинском звании. Его назначили начальником Управления военно-морских учебных заведений. А 12-15 января 1948 года состоялся печально известный «суд чести», который лег позорным пятном и на некоторых флотских руководителей. Суть дела такова.
3 октября 1947 г. на имя заместителя Главкома ВМС по кораблестроению и вооружению вице-адмирала П.С. Абанькина поступил рапорт капитана 1 ранга В.И. Алферова, в котором он писал, что во время войны наркомат ВМФ передал англичанам якобы секретные чертежи его торпеды, а также некоторые навигационные карты, на правах взаимной информации. Было проведено расследование. Экспертиза показала, что подобная торпеда у англичан уже имелась, а наши карты представляли перепечатку со старых английских карт, переведенных на русский язык. К «суду чести» были привлечены Н.Г. Кузнецов, адмиралы В.А. Алафузов, Л.М. Галлер, Г.А. Степанов. Военная коллегия Верховного суда СССР признала подсудимых виновными. В.А. Алафузов и Г.А. Степанов были приговорены к десяти годам лишения свободы, Л.М. Галлер - к четырем.
Они были лишены воинских званий и государственных наград. Был признан виновным и Н.Г. Кузнецов. Однако, учитывая его заслуги перед Родиной, Военная Коллегия Верховного суда постановила не применять к нему уголовного наказания. Кузнецова разжаловали в контр-адмиралы и отправили служить на Дальний Восток, где с июня 1948 г. по февраль 1950 г. он занимал должность заместителя Главкома войсками Дальнего Востока по военно-морским делам. К новым обязанностям он относился так же добросовестно, как и в годы своей прежней службы. И в феврале 1950 г. Николай Герасимович был назначен командующим 5-м Военно-Морским Флотом, а в 1951 г. - военно-морским министром. И снова в его биографии крутой поворот. 11 мая 1953 г. постановлением Пленума Верховного суда СССР приговор Военной коллегии Верховного суда от 3 февраля 1948 г. был отменен, а дело за отсутствием состава преступления производством прекращено. А 13 мая 1953 г., вскоре после смерти Сталина, Н.Г. Кузнецова восстанавливают в воинском звании адмирала Флота.
В том же году Николай Герасимович назначается первым заместителем Министра обороны - Главнокомандующим ВМФ. С присущей ему энергией он взялся за строительство нового флота. При его непосредственном участии было начато создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в Военно-Морском Флоте ракетного оружия, что заложило основы океанского ракетно-ядерного флота. За заслуги в руководстве ВМФ Н.Г. Кузнецову в 1955 г. было присвоено установленное 3 марта того же года высшее военно-морское звание - Адмирал флота Советского Союза.
К сожалению, и после смерти Сталина у Кузнецова не сложились взаимоотношения с высшим политическим и военными руководством страны, в первую очередь, с Н.С. Хрущевым, который утверждал, что надводные корабли изжили себя и что они нужны только для парадов.
В мае 1955 г. Николай Герасимович серьезно заболел - случился инфаркт. Он обратился к новому министру обороны Г.К. Жукову с просьбой освободить его от занимаемой должности. Но ответа не получил. Из-за болезни Кузнецов полгода фактически не исполнял обязанности главкома. А в октябре 1955 г. произошла трагедия - ночью в Севастопольской бухте взорвался линкор «Новороссийск», и хотя обязанности Главкома в это время исполнял С.Г. Горшков, виновником трагедии Н.С. Хрущев назвал Н.Г. Кузнецова. В декабре 1955 г. «за неудовлетворительное руководство Военно-Морским Флотом» он был снят с должности. 15 февраля 1956 г. его вызвал министр обороны Г.К. Жуков. В грубой форме он объявил Кузнецову о снижении его в воинском звании до вице-адмирала и увольнении в отставку без права на восстановление. Так, трагически, закончилась флотская служба Н.Г. Кузнецова, которой он отдал 37 лет своей жизни. О своей драматической судьбе, в которой были взлеты и падения, Николай Герасимович писал в своих мемуарах:
«Судьбе было угодно в силу ряда объективных причин то «поднимать меня высоко», то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах Адмирала Флота и дважды имел самое высшее звание на флоте - Адмирал Флота Советского Союза».
Добавим, что самое высшее воинское звание на флоте в те годы Николай Герасимович получил и в третий раз, но спустя 14 лет после своей смерти... Факт поистине уникальный.
Апелляции Н.Г. Кузнецова к Л.И. Брежневу остались без последствий. В свое время Николай Герасимович возражал против назначения Брежнева начальником Главного политического управления ВМФ, справедливо ссылаясь на его некомпетентность во флотских делах. Видимо, поэтому Брежнев и остался равнодушен к судьбе опального Главкома. И не только он. Новый Главнокомандующий ВМФ и заместитель Министра обороны СССР адмирал С.Г. Горшков, мягко говоря, не проявлял интереса к попыткам флотской общественности добиться пересмотра несправедливого решения.
В связи с этим нелишне напомнить, что в ноябре 1938 г. новый эсминец «Решительный», которым командовал капитан 3 ранга С.Г. Горшков, при буксировке из Советской Гавани во Владивосток в результате жестокого шторма был выброшен на камни у мыса Золотой. К счастью, экипаж удалось спасти, но командира ждали крупные неприятности. И спас его от расправы командующий Тихоокеанским флотом Н.Г. Кузнецов, который на заседании Военного Совета ВМФ заявил о невиновности в этой трагедии командира корабля. И всю ответственность за аварию он взял на себя, за что и получили с командиром по выговору...
...При жизни Николай Герасимович так и не дождался своей реабилитации. Он скончался в декабре 1974 года в возрасте 70 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник.
Многие годы военные моряки нескольких поколений, особенно ветераны флота, вели борьбу за возвращение доброго имени Н.Г. Кузнецову. Их поддержали Главком ВМФ Адмирал Флота В.Н. Чернавин, сменивший на этом посту в 1985 году С.Г. Горшкова, а также ныне покойный Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев, в то время начальник Генерального штаба и А.И. Лукьянов, работавший тогда Секретарем ЦК КПСС.
Наконец справедливость восторжествовала. 26 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о посмертном восстановлении Николая Герасимовича Кузнецова в звании Адмирал Флота Советского Союза. 24 августа 1990 года постановлением Совета Министров СССР его имя было присвоено Военно-морской академии. В 1996 г. на зданиях Главного морского штаба ВМФ в Москве и Военно-морской академии в Петербурге были установлены в его честь мемориальные доски. В феврале 1997 г., накануне 170-летия Военно-морской академии в ее вестибюле был установлен памятник Н.Г. Кузнецову (автор А. Пальмин). Имя прославленного адмирала носит тяжелый авианесущий крейсер Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Через все тяжелые испытания, выпавшие на его долю, Николай Герасимович Кузнецов вышел гордо и достойно. Пройдут годы и десятилетия, но его имя всегда будет служить для многих поколений военных моряков символом чести, благородства, принципиальности, верности Военно-Морскому Флоту, которому он посвятил всю свою прекрасную жизнь.
Накануне Дня Военно-Морского Флота хочется поздравить военных моряков, всех, кто связан с морем и флотом, с этим поистине всенародным праздником, инициатором которого был прославленный флотоводец, истинный патриот нашей Родины Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов.
Image 
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.