Дополнительные возможности финансирования военнослужащих за счёт средств, используемых не по прямому назначению
Военнослужащими, как известно, право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы. При этом военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.
На сегодняшний день денежное довольствие военнослужащих - преподавателей ВВМУЗ, научных сотрудников НИИ МО РФ, имеющих, как правило, ученую степень, воинское звание капитан 2 или 1 ранга, которые могут заниматься такой деятельностью, не намного превышает денежное довольствие военнослужащих рядового и старшинского состава, проходящих военную службу по контракту. Возникает вопрос о дополнительном финансировании этой категории военнослужащих, поскольку укомплектовать военнослужащими, проходящими службу по контракту, Вооруженные Силы можно достаточно быстро, при соответствующем финансировании, а подготовить военных ученных, имеющих практический, зачастую и уникальный опыт службы, эксплуатации и разработки систем вооружения и военной техники достаточно сложно. По мнению автора, этот вопрос может быть частично решен за счёт средств, используемых не по прямому назначению. Организации, в которых военнослужащие занимаются разрешенной законом оплачиваемой деятельностью, уплачивают от фонда оплаты труда единый социальный налог (взнос) (ЕСН), составляющий 26 %, а также страховой взнос, в зависимости от вида деятельности, которые поступают в пенсионный, страховой и медицинские фонды. Согласно пункту 2 статьи 16 Закона военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в военно-медицинских учреждениях, а также в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим возмещаются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Аналогичным образом возмещаются расходы военнослужащим и при страховых случаях, и при выходе на пенсию, поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих проходит по ведомственной классификации расходов Министерства обороны по разделу функциональной классификации - социальная политика. Также, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» граждане, проходящие военную службу, в числе субъектов обязательного медицинского страхования не указаны. Поэтому военнослужащие обязательному медицинскому страхованию не подлежат, оснований для выдачи им страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования не имеется [2]. Таким образом, средства обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи, оказанной военнослужащим, и других фондов не используются. Было бы целесообразно внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предоставить военнослужащим льготу при формировании налогооблагаемой базы единого социального налога от их фонда заработной платы в тех учреждениях, где они занимаются разрешенной оплачиваемой деятельностью, и начислять налог по ставке 0%. Тогда перечисляемые в настоящее время денежные средства использовались бы по их экономическому назначению. Поскольку существующая система налогообложения не должна противоречить своим же принципам построения, одним из которых является обязательность экономического основания (налоги и сборы не могут быть произвольными и должны иметь экономическое основание) ст. З Налоговый кодекс РФ. В этом случае стало бы возможным увеличить доходы более чем на 36 % военнослужащих - преподавателей и ученых, что является существенным в нынешних экономических условиях для сохранения научных школ, сложившихся в ВС РФ.
Капитан 1 ранга Ю.Ю. ЛИТВИН, к.т.н., доцент.
|