Глобальные изменения, произошедшие в социально-экономической сфере нашего общества в начале 90-х годов XX века, связанные с распадом СССР, не могли не коснуться как Вооруженных Сил в целом, так и военного образования в частности. Мы переживаем ныне ситуацию, схожую с обстановкой столетней давности. Ретроспективный анализ боевых событий, которые произошли на море в ходе русско-японской войны в 1904-1905 гг., результаты Цусимского сражения, когда русская эскадра потерпела крупнейшее в истории флота поражение, вскрыли и показали все недостатки и промахи, допущенные в системе подготовки офицерских кадров флота. В первом десятилетии XX века эти недостатки стали предметом серьезного обсуждения в военно-морских кругах. В результате существенным изменениям подверглись учебные программы, роль общевоинских дисциплин повысилась. Не лучшую ситуацию с подготовкой военных кадров мы имеем и сегодня. О необходимости улучшения подготовки выпускников Военно-морского института и других ВМУЗ в последнее время говорится много. Однако необходимо признать, что качество подготовки выпускников ВМИ в последнее время от этого не улучшается, а роль общевоинских дисциплин отступила на задний план. Сравнивая систему военного образования послевоенного времени, вплоть до начала 90-х годов, с нынешней, нельзя не отметить ряд преимуществ предыдущей. В первую очередь - это четко определенная цель подготовки - выполнение своих функциональных обязанностей командиром в бою. Страна помнит, какой огромной ценой заплатила за свободу и независимость. Даже наши прежние враги называли советскую систему подготовки офицеров лучшей. Сегодня, с введением единых государственных образовательных стандартов военного специалиста, цель подготовки офицера стала более размытой. «Притягивание» военного образования к стандартам гражданских вузов отрицательно влияет на качество подготовки военного специалиста. Наблюдается слепое копирование западных образцов системы образования, в то время как, по моему мнению, нужен здравый консерватизм. В недалёком прошлом недостаточное финансирование нужд и потребностей флота стало привычным явлением. Самые серьезные последствия этого могут сказаться в ближайшее время. Одна из причин - отсутствие офицеров командного звена, способных надежно руководить боевой и повседневной деятельностью кораблей Российского флота. Молодые офицеры из-за низкой оплаты труда и без жестких законодательных запретов преждевременно увольняются с военной службы, а государство в результате этого терпит значительные убытки. Средства, потраченные на обучение каждого офицера, отнюдь не малые. Еще один важный вопрос - мотивация ратного труда военнослужащих. Если в прошлые годы т.н. застоя человек в форме был один из самых уважаемых людей общества - его труд был востребован, то сейчас, не без участия «свободных» средств массовой информации, ратный труд превратился в тяжелое бремя. Существующая ныне система подготовки командных кадров военно-морских институтов переориентирована на подготовку, в первую очередь, специалистов узкого профиля. В угоду этому наблюдается постоянное принижение роли и значимости изучения военных дисциплин, в том числе и тактики, как составной части военной науки - науки ведения боя. Блок военных дисциплин стал минимальным. Непонятно, кто же нужен государству: специалист-инженер, востребованный на «гражданке», или офицер, умеющий выполнять свои обязанности по занимаемой должности в бою?
|