на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Не думая о секундах свысока…
Автор: А. СЛЮСАРЕНКО, член Союза журналистов России, ветеран Ейского ВВАУЛ им. В.М. Комарова.   
Счет жизни по секундам и мгновениям идет не только у разведчиков, о которых снят телефильм «Семнадцать мгновений весны». Можно привести примеров дюжинами и даже сотнями, когда летчику судьба выделяет секунды и даже одно мгновение для принятия верного решения. Конечно, бывает, что не всегда можно правильно отреагировать на случившееся. Например, садится истребитель с остановленным двигателем на аэродром, уже колеса катятся по земле, и вдруг в нескольких метрах впереди летчик замечает воронку от бомбы. Не каждый решится отвернуть от препятствия на скорости около 200 км в час. Но бывает, что принимается экстраординарное решение, не предусмотренное никакими инструкциями. И летчик выходит победителем.
Image 
Это случилось 16 июня 1987 года. Шли курсантские полеты в одной из частей Ейского ВВАУЛ. На самолете Су-7у летчик-инструктор старший лейтенант Таранов А.В. и курсант Кобылаш С.И. возвращались на аэродром из пилотской зоны и заметили падение масла до нуля. Доложили по радио руководителю полетов, который разрешил им кратчайшим путем заходить на посадку. Но началась тряска двигателя, упала тяга, запрыгали стрелки приборов так, что невозможно определить необходимые показания. Остается отсечь подачу топлива к двигателю и покинуть самолет, поскольку до аэродрома не дотянуть. Тем более, что руководитель полетов несколько раз повторил последовательность катапультирования - сначала инструктора из задней кабины, затем курсанта из передней.
Алексей Таранов рассудил по-своему. Неподалеку дымил трубами химический завод и неизвестно еще куда упадет покинутый самолет. А вдруг на завод! Тогда последствия непредсказуемые. Высота каждую секунду падала на 50 метров, нет времени отворачивать, да и курсант может не успеть с катапультированием. Тогда всю жизнь будешь казнить себя, что оставил юношу на произвол судьбы. Нет, не бывать этому, и Алексей Васильевич Таранов решает садиться в поле (благо, восточные районы Ставрополья богаты степными просторами), не на фюзеляж, а с выпущенными шасси. «Фантастика!» - скажут потом знатоки. И действительно, что такое посадка самолета на незнакомую местность на скорости, которая в момент приземления не меньше 350 км\час? Благодаря самообладанию и четким действиям экипажа, вынужденная посадка на грунт произведена идеально, без перегрузок выше нормы и без каких-либо поломок, лишь на завершающем этапе пробега самолет на малой скорости вкатился на поле, где росла кукуруза высотой не более 50 см, стебли которой даже не были повреждены самолетом.
Здесь был грунт более мягким, чем на целине, поэтому при буксировке с кукурузных посевов техники перестарались, подломив переднюю стойку шасси.
Сразу же нашли причину происшествия. Давление масла упало из-за трещины в баке масляной системы, из трещины стало вытекать масло на горячий двигатель, что привело его к выходу из строя.
Заменили двигатель и отремонтировали переднюю стойку шасси. Самолет облетали, после чего на нем же отправились в полет герои благополучно закончившегося происшествия. Полетели они именно в ту зону, куда они летали 16 июня.
Остается только восхищаться мужеством и решительностью летчика-инструктора и его воспитанника, верных преемников традиций предыдущих поколений летчиков из Ейского авиационного училища. Но, увы, кое-кто в высших кругах засомневался. Может ли такое быть, когда сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик сел в поле, словно банальнейшие аэропланы-тихоходы По-2 и Як-12, которые могут примоститься на любом «пятачке». Долго думали и решили за подвиг Алексею Таранову вручить радиоприемник «Океан» с присвоением ему очередного воинского звания «капитан» досрочно, за месяц до планового срока присвоения. А старшина Сергей Кобылаш награжден именными часами, но почему-то сделана гравировка на часах с изменением фамилии на «Колыбаш» и снижением в звании до сержанта. В том же году старшина Кобылаш С.И. успешно окончил училище, ему было присвоено звание «лейтенант».
Приехал в часть корреспондент газеты «Советская Россия» и подготовил репортаж о вынужденной посадке авиаторов из Ейска. Но не увидели материал читатели, поскольку версия о безотказности нашей авиатехники считалась приоритетной.
В 1988 году капитан Таранов А.В. уехал в служебную командировку в Венгрию на три года. С 1991 года он снова служил в Ейске, стал летчиком первого класса, до 1998 года освоил полеты на самолетах Су-17, МиГ-23. МиГ-27, МиГ-29. Всего освоено девять типов самолетов. В связи с сокращением ВС РФ майор Таранов А.В. увольняется в запас с должности заместителя командира эскадрильи. Пришлось искать новое призвание, оставшись жить в городе, где обрёл лётную профессию, где живут его небесные наставники. Сначала работал координатором комитета по делам молодежи, а с 1999 года назначили председателем комитета по делам молодежи администрации города Ейска. Затем три года возглавлял санаторно-курортный отдел города. В 2004 году окончил Ростовский государственный экономический университет.
В 2003 году Алексей Васильевич встал у истоков основания Ейского филиала Сочинского государственного университета по туризму и курортному делу. Работая директором филиала, он использует богатый жизненный опыт, знание проблем города и пути выхода из них, не последнюю роль в его работе играет педагогический опыт и знания, приобретенные в ходе военной службы. А.В. Таранов родился в 1961 году в городе Ломоносове Ленинградской области, где с малых лет видел рядом моряков-курсантов, будущих офицеров, всегда подтянутых, стройных и культурных, на которых старался равняться. Мечтал стать морским офицером, но потянуло в небо. Как совместить море и авиацию? Поэтому он и поступил в 1979 году в Ейское ВВАУЛ имени В.М. Комарова. Ничего, что бывшее военно-морское, зато, как и в родном городе, рядом море. Ейск стал его второй малой родиной. Здесь он часто встречается со своими бывшими командирами и сослуживцами, друзьями. Не порывает он связи и со своими воспитанниками из Ейского авиаучилища, в том числе и с Сергеем Ивановичем Кобылашем, который стал полковником, командиром авиационного полка, продолжает летать и служить в том месте, где произошла вынужденная посадка в степи на самолете Су-7у…
Наши герои не думают о секундах свысока по сей день, знают цену мгновениям, из которых складываются минуты, часы и годы, вся наша, насыщенная разными событиями, беспокойная жизнь.

На снимке: ветеран морской авиации и Ейского ВВАУЛ полковник в отставке Хряшков Н.И. поздравляет отважных авиаторов с наградами за совершённый подвиг.

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.