31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый конвой «Дервиш», в котором было шесть транспортов с оружием и продовольствием из союзных стран и девять английских кораблей охранения. За четыре военных года в северные порты СССР пришло 42 союзных конвоя. В них участвовали 772 судна под флагами стран антигитлеровской коалиции. Всего, по данным историков, из стран антигитлеровской коалиции было доставлено около 16 млн. тонн военных грузов. Несколько миллионов тонн грузов, в основном лес, цветные металлы, нефть, были доставлены из СССР нашим союзникам. Каждый восьмой корабль, участвовавший в полярных конвоях, погиб в пути. «Сагой мужества и стойкости» назвал историю полярных конвоев советский посол в Англии И.М. Майский.
Под ударами немецких самолетов и подводных лодок транспорты союзников везли в Советский Союз танки, самолеты, авиабензин, снаряды и множество других стратегически важных грузов. Над каждым конвоем, словно дамоклов меч, висела угроза атаки «Тирпица», которая и привела к уничтожению конвоя «PQ-17». Всего в составе этого печально знаменитого северного конвоя, вышедшего в июне 1942 года из Рейкьявика, было 35 судов. 24 из них затонули вместе с экипажами, а также большим грузом военной техники и боеприпасов, достаточных для оснащения 50-тысячной армии. Подвиг отважных моряков не забыт. 14 декабря исполнилось 10 лет со дня основания региональной общественной организации «Полярный конвой». Около 250 человек сейчас являются ее членами, но только чуть более 50 из них действительно принимали участие в северных конвоях. Самому молодому участнику 77 лет. Борис Кулагин четырнадцатилетним подростком убежал из дома на флот, чтобы вместе со своей страной бороться с врагом. Несмотря на почтенный возраст, члены организации весьма активные и очень интересные люди. Одному из них 93 года. Художник-маринист Деграве порадовал своими выставками не один город. За десятилетие было сделано много: 5 книжных изданий, 6 видеофильмов, 3 международные конференции, дважды в Петербург приезжали канадцы со спектаклем «Реквием по конвою PQ-17» и это далеко не весь список. В планах организации укрепить свои ряды молодежью. Проводятся встречи в школах, военно-морских учебных заведениях, на семинарах. Только за последние три года было предпринято 2 похода по Баренцеву морю, целью которых было обнаружить затонувшие суда, а также определить возможность подъема их или фрагментов и перевозимых грузов - танков и самолетов - для мемориальных целей. Первый поход состоялся в 2003 году. Экипаж прошел по местам гибели судов каравана PQ-17 в Баренцевом море. Экспедиция была организована с помощью Военно-Морского Флота при поддержке депутатов ЗакСа СПб, оказавших содействие в финансировании похода. Участники экспедиции на судне Гидрографической службы СФ «Сенеж» с 10 по 21 июля 2003 года обследовали район предполагаемой гибели судов каравана у побережья архипелага Новая Земля, у берегов которого на глубине 94 и 132 метров были обнаружены два затонувших транспортных судна США. Задачей экспедиции было найти и обследовать затонувшие суда, определить их точное месторасположение и нанести эти координаты на морские навигационные карты. Безусловно, одной из целей похода было воздать почести погибшим экипажам судов и кораблей конвоев, возложить венки на воду в местах гибели судов. В 2005 году была предпринята еще одна плановая экспедиция. На этот раз финансовую поддержку оказала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко. Вместе с учеными к месту гибели кораблей отправились исландский и два российских ветерана войны. Непосредственный участник полярных конвоев исландец Петур Олафсон побывал в Мурманске в 1942 году в составе конвоя PQ-14. Он приехал в Россию специально для участия в этой экспедиции. На этот раз искали не так далеко, в Кольском заливе. И действительно на глубине 50-60 метров были обнаружены английский корвет, американский транспорт и немецкая подводная лодка. Поднять их, хотя бы частично, вполне возможно. Нужно только найти средства. Есть даже идея из части обшивки сделать памятные жетоны с указанием всех исторических и личных данных и вручить родственникам членов экипажа. Но самым главным своим достижением «Полярный конвой» считает открытие темы: помощь союзников в военные годы. Период военного и экономического сотрудничества незаслуженно был обделен вниманием большей частью потому, что за этим последовали годы «холодной войны». Советский Союз заявлял, что помощь, если и была, то составляла не более 3% военного производства в СССР. Но разве что-то могут сказать такие цифры?! Ведь до прихода английских и американских кораблей на наших судах почти не было радиолокации! Без грузовиков мы не смогли бы воевать, ведь почти весь автомобильный транспорт был поврежден или уничтожен в первые годы войны. Ну а американскую тушенку доедали и много позже окончания военных действий. В 1995 году на празднование 50-летия Победы в Санкт-Петербург приехали много иностранных ветеранов. Приехали и те, кто в составе северных конвоев помогал Советскому Союзу. И вот тогда Юрию Ефимовичу Александрову, в то время заместителю руководителя морского отдела в Региональном Морском центре при правительстве СПб, было поручено организовать встречу английских, американских и канадских ветеранов с нашими. Тогда, в 95-ом, «наших» удалось найти всего 6 человек. Встреча в Доме журналистов прошла великолепно. Пели песни, пили шампанское, делились воспоминаниями. Но выяснилось, что до этого момента никто даже не вспоминал о людях, столько сделавших для своей страны. Ветеранов полярных конвоев попросту забыли. На этой встрече и возникла идея создания организации, а в декабре родилась и сама региональная общественная организация «Полярный конвой». Сам Юрий Александров не является участником конвоев, но, прослужив 18 лет на Севере, пройдя не раз маршрутами полярных конвоев, смог пропустить через себя всю эту тему, которая стала ему очень близка. Ужасы того времени он знает не понаслышке. Когда началась война, ему было 13 лет. Юрий Ефимович жил в блокадном Ленинграде, а в последний год войны в составе истребительного батальона принимал в ней участие. Вот уже 10 лет Юрий Александров является бессменным руководителем организации, и, без сомнения, множество благодарных слов слышит он от участников северных конвоев. К сожалению, ветеранов остается все меньше и меньше, но память об их подвиге не угаснет. Очень хочется на это надеяться.
|