Второй день октября. Рейс ледокола-парома из Кронштадта в Ломоносов, запланированный на 16.00, задержался на 1 час 7 минут. Причина задержки - выход из гавани военных кораблей, назначенный тоже на 16.00. Интересно, знает ли офицер дежурной службы расписание паромов? Почему выход на отработку учебных задач совпал с началом рейса парома. Отложи начало движения кораблей на десять минут или сделай это часом раньше - проблема бы разрешилась. Но, увы! Случилось то, что случилось.
Более часа пассажирское судно и. наверное, человек триста на его борту ожидали начала движения на Большую землю. Ведь люди спешили по своим делам. Кто-то опаздывал на электричку. Кому-то надо было на работу… Первым вышел из гавани тральщик. За ним - малый противолодочный корабль. Но тот замешкался с подъёмом якорей, видимо, перехлестнул якорь-цепи с другим кораблем (обычная ситуация в тесной гавани). В течение более чем получаса МПК не мог очистить свои якоря. За это время паром можно было выпустить из гавани без всяких проблем. Ведь от подъёма аппарели до выхода из ворот ему надо не более 4 минут. Но, видимо, капитан парома опять-таки «добро» на выход не получал. После МПК из гавани вышел учебный корабль «Смольный» - показав блестящую выучку экипажа. Без помощи буксиров. Умело маневрируя в узкости всего за десять минут УК покинул гавань. И лишь после него двинулся паром. Причем, не все пассажиры остались на его борту. Многие - опоздавшие, бросились ловить такси, а иные просто сошли на берег, изменив свои планы… Нехороший, в общем осадок в душе от увиденного. Мы в Кронштадте уважаем и любим военных моряков, знаем их нелегкую службу. Но в данной ситуации трудно обойтись без упрёка в их адрес. Не всех, разумеется, а прежде всего оперативного дежурного части, кто, собственно говоря, мог без труда «разрулить» эту ситуацию, но ничего не сделал… Со своей стороны могу еще сказать следующее. Я десять лет работал капитаном военного транспорта. В моей практике было два случая, когда совпало время выхода из гавани парома и моего судна. В обоих случаях я приказывал транспорту стопорить ход, связывался по радио с капитаном парома и уступал ему право выхода. Ведь на этом судне сотни граждан, спешаших по своим делам. А 4-5 минут своего опоздания я без проблем компенсировал в ходе первого же часа своего плавания. Ну а в качестве заключения резюме: не надо создавать проблем там, где их в принципе быть не должно, и об этом стоит подумать некоторым военным начальникам. В. ДЕНИСЕНКО
|