О книге В.А.Горохова «Кронштадтское соединение подводных лодок» 29 сентября этого года в Кронштадтском Доме офицеров прошла презентация книги «Кронштадтское соединение подводных лодок», автором которой является капитан 1 ранга в отставке В.А.Горохов. Книга была издана Санкт-Петербургским издательством «Welcome» как краткий исторический очерк. На презентации присутствовало много офицеров, служивших в этом соединении подводных лодок. Через некоторое время в «Морской газете» был отзыв о данной книге. Конечно, книга о замечательном Кронштадтском соединении подводных лодок уже давно востребована, ибо это первое послереволюционное соединение новой власти, явившееся правопреемником всех соединений подводных лодок Императорского флота России, из которых оно, собственно говоря, и было сформировано. Обидно, что до сих пор книги о таком соединении не было.
Но что хотелось бы отметить о данной книге как кратком «историческом» очерке. Научного консультанта или просто консультанта по данной книге нет. Научных рецензентов или просто рецензентов тоже нет. Если бы это были личные воспоминания автора, вполне возможно было бы обойтись и без них, но это краткий «исторический» очерк. Автор не мог быть «провидцем» и все написать от себя, поскольку в книге затрагиваются исторические времена и события, когда автора еще не было на этом свете. Было бы логичным, если бы предисловие к данному «историческому» очерку сделал опытный ветеран-подводник данного соединения, но это предисловие написал сам автор, причем не совсем удачно и не совсем корректно. Так, приводя выдержку из трудов научно-исторической военно-морской конференции «Подводные силы России на службе Отечеству. История и современность» в своей редакции: «…В пять предвоенных лет значительно снизились качественные показатели командного состава подводного флота в результате репрессий и дефицита командиров (термины как у торгового работника, комментарий В.Горохова). Это привело к тому, что в подводники на специальных курсах переквалифицировали моряков торгового флота, офицеров надводных кораблей, которые желали служить на подводных лодках…». В.Горохов сознательно исказил подлинный смысл приведенной выдержки, которая в трудах представлена в следующем виде: «…Хотелось бы также отметить, что в этот период качественные показатели командного состава подводного флота значительно снизились в результате репрессий. Так с мая 1937 г. по сентябрь 1938 г. было репрессировано более 3000 человек командного состава флота. Дефицит командиров привел к тому, что в подводники на специальных курсах переквалифицировали моряков торгового флота, офицеров надводных кораблей, и просто офицеров, которые желали служить на подводных лодках…». Искажение смысла выдержки позволило В.Горохову сделать вывод в своей книге, что «…в предвоенные годы строился большой подводный флот, которому требовалось большое количество офицеров и репрессии тут не причем…». Очень даже причем. Пусть господин В.Горохов прочитает книгу «Балтийская голгофа» или как узаконили беззаконие», авторами которой являются юристы-профессионалы полковники В.Е.Звягинцев и А.В.Сапсай. Единственное отступление в изданной книге В.Горохова, так это отзыв об этой книге в самом ее начале капитана 2 ранга запаса В.М.Медвинского, спонсора ее издания, в котором он пишет, что «…ее автор - легендарный командир, подводник от Бога…». К огромному сожалению, наше время, столь легко раздающее (и чаще всего без малейшего на то повода) эпитеты «гениальный», «легендарный», «выдающийся» и т. п. всем подряд людям, перестало в силу потери вкуса к настоящему значимому, отличать действительно Великое от рекламируемого или декларируемого таковым. В.Лебедева, автор отзыва в «МГ», верно подметила, что подводные лодки в изданной книге являются главными действующими лицами. А где же люди, служившие на этих подводных лодках? К сожалению, о них в изданной книге написано очень мало, а если и кое-что написано, так только об известных подводниках Великой Отечественной войны, о которых многократно написано в различных публикациях. Я уже не говорю о послевоенном периоде. А ведь в предисловии к изданной книге В.Горохов пишет, что «…знал многих командиров подводных лодок военных лет, хорошо знаю время послевоенного строительства подводного флота страны Советов…», к тому же 10 лет командовал Кронштадтским соединением подводных лодок. В то же время иллюстрации в книге за время его командования соединением изобилуют изображением самого Горохова, как будто и не было у него подчиненных, о которых можно было бы хоть что-то написать или поместить в книге их фотографии. В.Лебедева отмечает, что в изданной книге органично соединяются два жанра: исторический и повествовательный. Да, с исторической точки зрения в этом «историческом» очерке относительно подробно описан общий известный революционный ход событий в 1917 году. Но, к сожалению, ничего не сказано, что из 7 погибших подводных лодок за время первой мировой войны, 5 из них («Барс», «Львица», «АГ-14», «АГ-15» и «Гепард») погибли в 1917 году за несколько революционных месяцев, поскольку в условиях революционного полураспада армии и флота выходить в море на боевые позиции стало вдвойне опасно. Описывая первую известную победу советской подводной лодки «Пантера», потопившей в 1919 г. английский эсминец «Виттория», автор сообщает, что ее командир военмор А.Н.Бахтин был награжден орденом Красного Знамени (необходимо добавить, что он был первым среди подводников, награжденный этим орденом). Но В.Горохов больше ничего не говорит о судьбе этого первого советского замечательного подводника, не говорит он и о том, что по инициативе Санкт-Петербургского клуба подводников, возглавляемого капитаном 1 ранга запаса И.К. Курдиным 20 октября 2006 года лейтенанту царского флота и командиру РККФ подводнику Александру Бахтину открыли памятник - новое надгробие на Смоленском православном кладбище, сооруженное на месте обветшалого; что 27 июля 2007 года в канун Дня Военно-Морского флота на 11-й линии Васильевского острова состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски на доме 24, в котором жил русский офицер-подводник, командир подводной лодки «Пантера» Александр Николаевич Бахтин, что в церемонии открытия мемориальной доски приняли участие представители Правительства СПб, командование Ленинградской военно-морской базы, ветераны-подводники, курсанты военно-морских учебных заведений, представители Православной Церкви в лице председателя отдела по связям СПб Епархии с ВМФ настоятеля Чесменской церкви протоиерея Алексея Крылова и жители города. Так была отдана запоздалая дань памяти замечательному подводнику А.Н.Бахтину. К сожалению, ничего этого в изданной книге нет. А жаль, ведь в предисловии В.Горохов пишет, что «…пришло время собрать и обобщить исторические и архивные материалы о первом соединении подводников Советского государства». Архивных материалов в книге не прослеживается, за исключением Приложения 3, взятого из книги «Военные моряки - герои подводных глубин», и исторического журнала бригады подводных лодок, который я внимательно прочитал. Но исторический журнал бригады подводных лодок носил идеологический отпечаток советского времени и требовал корректуры. Такой корректуры господин В.Горохов не сделал. Более менее освещен известный период Великой Отечественной войны, многократно описанный различными авторами в различных публикациях. Касаясь постсоветского периода в жизни Кронштадтского соединения подводных лодок, автор пишет: «…В 1991 году прекратил существование Советский Союз. Страна была расчленена на 15 частей, и над ними был установлен контроль со стороны США…В 1994 году российский военно-морской флот выгоняют из портов Прибалтики…Министерство обороны и главный штаб ВМФ к 1995 году приобрели достаточный опыт по уничтожению военно-морского флота России, оправдывая свои действия плановым сокращением Вооруженных Сил и недостаточным их финансированием. В то же время огромные материально-технические средства флота и деньги от продажи кораблей и техники разворовывались, а не использовались для ремонта кораблей. Офицеры и адмиралы, несогласные с уничтожением кораблей, увольнялись с флота, а у оставшихся служить не хватало мужества защитить флот. Если в период Февральской и Октябрьской революций 1917 года и гражданской войны моряки Балтийского флота от матроса до адмирала делали все возможное, чтобы спасти флот, и флот был спасен. В период же перестройки 1985 - 1990 годов, контрреволюции 1991 года и реставрации капитализма в России в последующие годы матросы, офицеры и адмиралы не выполнили свой долг по защите флота…». Я оставляю эту выдержку читателю без комментариев. Пусть он сам ее прокомментирует. Открывая торжественную часть по презентации книги В.Горохова, председатель Кронштадтского морского собрания контр-адмирал А.В.Спешилов, говоря о значимости вышедшей книги, подчеркнул, что написанная бывшим командиром подводной лодки, она закрывает некоторые белые пятна в истории подводного флота. Интересно, что это за белые пятна в истории подводного флота, откуда они взялись? Я об этих «белых пятнах» ничего в книге не нашел. В книге совершенно отсутствуют ссылки на использованную литературу, хотя в предисловии автор пишет, что «…Книга написана с использованием военно-исторических публикаций, посвященных Военно-Морскому флоту, а также исторических журналов подводных лодок и исторического журнала бригады подводных лодок…». Где же ссылка хотя бы на один исторический журнал подводной лодки или исторический журнал бригады подводных лодок? Ее нет. Автор использовал в книге иллюстрации, предоставленные ему другими лицами, но об этом в книге ничего не говорится и никакой благодарности этим лицам автор не выражает. На мой взгляд, эта книга не является кратким «историческим» очерком и не станет полезным уроком для молодых и большим подспорьем для тех, кто несет ныне свою службу на подводных лодках. И хорошо, что ее тираж 300 экземпляров. Она нужна была, прежде всего, самому В.А. Горохову. Он ее получил.
|