на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Подвиг «огненного экипажа»
Автор: В. МЕЛЬНИКОВ.   
Image 
...Шел девятый день войны. Фашистские танковые и механизированные колонны достигли Западной Двины (Даугавы) и пытались с ходу форсировать ее. Нужно было во что бы то ни стало сдержать натиск врага, сбить темп его наступления. На помощь сухопутным войскам была брошена почти вся ударная авиация Краснознаменного Балтийского флота.
Утром 30 июня 1941 г. одними из первых в воздух поднялись эскадрильи 1-го минно-торпедного и 73-го бомбардировочного авиаполков ВВС флота. Самолеты шли без прикрытия истребителей, так как заданные цели находились за пределами радиуса их действий. Отбиваясь от наседавших «мессершмиттов», преодолевая шквальный зенитный огонь, экипажи прорывались к объектам ударов, в том числе к переправам через Западную Двину, и бомбили их. В тяжелейших неравных боях, проявляя стойкость и героизм, советские летчики совершили невозможное. Удары с воздуха помогли задержать танковую армаду. В этой связи немецкий генерал Манштейн отметил в дневнике: «Цель - Ленинград - отодвигалась от нас в далекое будущее, а корпус должен выжидать у Двинска… Вскоре нам пришлось на северном берегу Двины обороняться от атак противника».
В тот далекий горький день 30 июня пламя войны поглотило многих крылатых балтийцев. Только 1 мтап из 66 вылетавших машин потерял 13 самолетов и 10 экипажей. Немало машин получило повреждения. Беспримерное мужество и верность воинскому долгу проявил экипаж ДБ-3 1-го мтап, возглавляемый младшим лейтенантом П. Игашовым. Его самолет шел в составе эскадрильи, которую вел капитан Н. Челноков (впоследствии дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации). Вражеские истребители сразу же набросились на бомбардировщики, замыкавшие боевой порядок.
Вспоминая те события, Н. Челноков писал: «С одного захода фашисты выбили из строя четыре наших самолета. Машина Абраменко взорвалась в воздухе. По всей вероятности, пуля или снаряд попали во взрыватель бомбы. Копылов, наверно, был убит сразу, так как его самолет задрал нос, затем свалился на крыло и упал на землю. Машину Новицкого подожгли, однако летчик сумел перетянуть через Двину и сел на своей территории».
Image 
Самолет Игашова был крайним, замыкавшим боевой порядок эскадрильи на левом фланге. На него и навалились три «мессера». Отбиваясь расчетливо и хладнокровно, воздушный стрелок и стрелок-радист сбили один вражеский истребитель, но и машина Игашова была подбита и загорелась. В те трагические минуты экипаж не дрогнул и не покинул самолет. Схватка продолжалась. Один из гитлеровских истребителей, рассчитывая на легкую добычу, приблизился к бомбардировщику. Улучив момент, балтиец консолью своего крыла ударил машину врага, и та рухнула в озеро. А огонь делал свое дело, и тогда, собрав оставшиеся силы, Игашов направил едва управляемый горящий самолет с полным боевым грузом на скопление танков и автомашин. Эхо мощного взрыва разнеслось над Двиной…
Так впервые в истории авиации был совершен двойной таран - один в воздухе, второй на земле. Подвиг балтийцев нашел отражение на страницах «Истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (изд. 1960 г.), и все члены «огненного экипажа» в канун 25-летия Победы были награждены орденами Отечественной войны I степени.
Какими же были парни, совершившие этот подвиг? Младшему из них, новгородцу Дмитрию Парфенову, было 22 года, сталинградцу Александру Хохлачеву - 23, рязанцу Петру Игашову и туляку Василию Новикову - по 26. Все они - выходцы из крестьянских семей, до службы в армии учились и работали. У Василия Новикова остались жена и две дочери. Это им, бесстрашным героям, посвятил свои стихи балтийский поэт-фронтовик Всеволод Азаров:
Взлет первых орлов
молодых
Над гребнем небес
исполинских…
Пусть сложат легенды о них,
Вошедших в бессмертье
над Двинском…
Больше всего сведений сохранилось о командире экипажа Петре Игашове. Он родился 18 июня 1915 г. в селе Бетино, что на Рязанщине, в многодетной крестьянской семье. Пяти лет от роду лишился отца. Работать начал рано. В 15 лет он - письмоносец, в 16 - секретарь в сельском свете. После окончания педагогического техникума в г. Касимове, Игашов преподавал историю в средней школе. Около года возглавлял комитет комсомола касимовской фабрики «Красный текстильщик», вечерами посещал аэроклуб, откуда мечта о крыльях и привела его в сентябре 1937 г. в авиаучилище.
Image 
Я лично знал Петра Игашова, так как в 1938 г. обучал его полетам в Ейском военно-морском авиационном училище. Это был собранный развитой и общительный юноша, комсомольский вожак летной группы. Он быстро освоил самолет По-2, одним из первых вылетел самостоятельно. День, когда это произошло, стал настоящим праздником и для моих курсантов, и для меня - инструктора.
Петр летал уверенно, проявляя настойчивость в учебе, тщательно анализировал свои промахи, их причины, не вешал голову при неудачах, умел найти выход из сложного положения. Однажды в полете мотор его По-2 стал давать перебои. Курсант смог дотянуть до аэродрома и благополучно приземлиться. Хорошо помню его тренировочные полеты. Из пилотажных фигур Игашов особенно любил петли Нестерова, боевые развороты: в нем угадывались задатки летчика-истребителя. И хотя в дальнейшем он летал на бомбардировщиках, его высокие бойцовские качества ярко проявились в последней воздушной схватке. К сожалению, в те первые тяжелые недели войны подвиг авиаторов не был достойным образом отмечен. О нем заговорили лишь в конце 60-х гг.
Комсомольцы завода химического волокна в Даугавпилсе, школьники, ветераны местной воинской части под руководством председателя секции «Поиск», участницы войны и ветерана труда журналистки Ольги Кудряшовой нашли останки балтийцев. Установили обелиск на месте их подвига и стали добиваться присвоения членам экипажа звания Героя Советского Союза. Их почин был подхвачен Ленинградским советом ветеранов авиации ВМФ, который в апреле 1971 г. направил соответствующие документы и ходатайства в Военный совет Балтийского флота. Но в связи с награждением всех членов экипажа в 1970 г. орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно) эти документы были возвращены.
Мне давно хотелось побывать на родине Петра, но удалось сделать это лишь осенью 1986 г. И вот я на рязанской земле, в небольшом селе Бетино, расположенном на берегу Оки, в получасе езды от Касимова. Здесь родился будущий летчик, здесь проходили его юношеские годы. Мне посчастливилось тогда встретиться с сестрой Петра Е. Хаврониной, которой было уже далеко за 70.
Image 
- Когда Петя окончил начальную школу, - рассказывала Евгения Степановна, - мама и бабушка не хотели, чтобы он учился дальше. Нужно было кормить семью, ведь нас - шесть ртов. Но брат мечтал об учебе, уговаривал родных: «Хлеба мне дадите, а на обувку и не рассчитываю - в лаптях прохожу…»
Скромность и непритязательность мальчика, наверное, вызовут улыбку у сегодняшних молодых людей. Но у нас, представителей старшего поколения, вызывают искреннее уважение.
Бетинцы помнят земляка. В средней школе, где он учился, многие годы существует музей боевой славы. В небольшой комнате на самом видном месте - портрет летчика. На стенде отражены вехи его недолгой жизни, его военная служба, его подвиг.
Живет память о герое и в Касимове. Там есть улица, названная в честь именитого земляка. На здании управления прядильно-сетевязальной фабрики установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь с сентября 1936 г. по август 1937 г. работал секретарем комитета комсомола Петр Степанович Игашов, совершивший в июне 1941 г. первый в истории Великой Отечественной войны двойной таран на бомбардировщике».
Хранят память об отважном летчике и его боевых друзьях в гвардейском авиационном полку на Балтике, который продолжил традиции 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка военных лет.
Да, долгим и трудным был путь к официальному признанию подвига балтийских летчиков. Достойны теплых слов благодарности все, кто многие годы добивался справедливости. Прежде всего это фронтовик и однополчанин Петра Игашова, член Совета ветеранов ВВС Балтийского флота в Калининграде майор в отставке Иван Трофимович Шевченко - человек высокого долга и неуемной энергии, чья многолетняя и кропотливая деятельность увенчалась замечательной победой.
Герои огненных таранов, как и тысячи их сверстников, шли в свое бессмертие кровавыми дорогами войны. Они и сегодня среди нас, в наших сердцах, на правом фланге боевого строя.
Image 
Указом Президента России № 679 от 6 июля 1995 г. за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., звание Героя Российской Федерации присвоено лейтенанту Парфенову Дмитрию Георгиевичу, младшим лейтенантам Игашову Петру Степановичу, Хохлачеву Александру Митрофановичу, краснофлотцу Новикову Василию Логиновичу. Так спустя 54 года был по достоинству оценен подвиг балтийских авиаторов, и Россия воздала должное своим верным сынам и защитникам.
Полковник в отставке

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.