на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




Напали бы 6 апреля США на Иран?
Автор: Редакция   
В «4 часа утра 6 апреля» с.г., по мнению многих СМИ, США должны были нанести «пятничный» удар с воздуха (операция «Укус») по объектам ядерной программы Ирана. Легковесность многих оценок-прогнозов заставила нас сознательно отойти от темы, чтобы не ассоциироваться с их авторами. Тем более что в материале от 26 февраля с.г. «Радиоактивная» утечка. Из Вашингтона в Иран» мы явственно усомнились в близости  нападения на Иран. Мало что добавили и поводы, возникшие впоследствии: очередной раунд «бодания» с ООН (МАГАТЭ), реклама 1000 полумифических центрифуг, захват английских моряков. Прогноз же СМИ основывался, в том числе, на мнении начальника генштаба ВС РФ Юрия Балуевского. Он действительно заявил, что США располагают военной группировкой в Персидском заливе, способной к проведению операции: «Можно нанести ущерб военному и промышленному потенциалу Ирана, но победить невозможно», - сказал генерал, отметив, что «отголоски нападения будут по всему миру». И первое, и второе подтвердим вне дат и поводов. Заодно оценим главное, на чем строится военное прогнозирование - логику принятия силового решения и матчасть войны. И с нажимом подчеркнем: операция операции рознь.
Сейчас у границ Ирана в Персидском заливе сосредоточено около 100 военных самолетов 5-го флота США. В группировке имеются 2 авианосца - «Эйзенхауэр» и «Стэннис». На подходе третий авианосец - «Нимиц». Они несут по 25 - 30 истребителей каждый. США располагают в этом регионе 3-4 атомными подлодками с крылатыми ракетами (в общей сложности - до 50 ракет). Плюс еще пара десятков истребителей и бомбардировщиков базируются в Турции и Афганистане. Эти силы, в целом, способны нанести разовый удар по большинству ядерных и жизненно важных военных объектов Ирана. Но без гарантии их уничтожения, то есть, такой удар мог бы стать «укусом» без надежды «откусить». Число главных иранских мишеней колеблется от 50 до 150. За ними - еще столько же неглавных. Иными словами, в регионе США имеются порядка 250 по-разному эффективных авианосителей, а также ракет на 300 первичных целей. Считать же мишени по числу ядерных объектов (главных - 5), значит упростить ситуацию до абсурда. Разночтения вызваны тем, что эти объекты многократно дублированы, находятся под землей на «бетонированной» глубине до 30 метров. Их гарантированное поражение осуществимо лишь при неоднократном воздействии высокоточными ракетами и крупными (более 500 кг) авиабомбами. При параллельном подавлении систем, обеспечивающих зональную ПВО и защиту самих ядерных объектов, а также систем наступательного оружия. Какой комплекс подготовительных мер должен этому предшествовать, тем более что признаков принятия этих мер пока не отслежено?
Разовым ударом может быть нанесен ущерб - по максимуму - 30 процентам элементов ядерной и военной инфраструктуры страны с задержкой в реализации самой программы на 2-3 года. Даже при неэффективности ответных мер и при любом результате первичного удара американская группировка потребует массированного пополнения матсредств и боезапаса, в противном случае заметно снизит свою неуязвимость. Кардинальный же результат зависит от десятков ударов, в том числе, с использованием сухопутных элементов (спецназ). Для этого необходимо активное задействование тяжелой ракетоносной авиации, базируемой вне театра военных действий (ТВД). Используемые боевые средства нуждаются в разносторонних обеспечении и компенсации в стратегическом масштабе: усилении систем радиолокационного контроля, перенацеливании и укреплении тыловых служб, подмене дежурных сил в Европе и США, призыве резервистов и т.д. Такие вопросы, как уточнение статуса участников операции (например, для страховых выплат), на этом фоне считаются мелочью. Сам запуск системы подготовительных мероприятий невозможен без политических решений в рамках НАТО и без поддержки ООН. Президент США действительно наделен правом на разовый вылет-рейд, но операция масштаба ТВД, а то и шире, должна пройти многофазовую экспертизу.
О щепетильном обрамлении самого ТВД мы не говорим - допустит ли Турция столь мощную авиационную армаду через свое воздушное пространство, имея в виду, что Тегеран остаётся ее главным союзником в борьбе с курдским повстанчеством? Отбомбившись в Иране, те же бомбардировщики нуждаются в сети запасных (промежуточных) аэродромов, например, на случай повреждений-поломок. Кто и, исходя из каких соображений, не глядя,  их предоставит?
Операцию такого масштаба можно проводить на Балканах при беспроблемном трехчасовом подлетном времени бомбардировщиков из Англии и 10-минутном - ракет, запущенных над Адриатикой. В Персидском же заливе придется собирать по существу вторую стратегическую группировку. Сегодня это мало реально.    
Завтрашний день покрыт мраком. Фактором, соблазняющим нанести удар, могут стать солидарные интересы республиканской администрации США и в данном случае «непартийного» произраильского лобби, традиционно оказывающее ощутимое влияние на войну и мир в пределах расширенного Ближнего и Среднего Востока. Но и при эффективном разовом ударе его самый распиаренный итог («отдалили (сняли) опасность ядерного уничтожения Израиля, а заодно спасли лицо республиканцам») уравновешивается осознанием реальных последствий. Сегодня Израиль наяву имеет дело лишь с палестинскими террористами. Даже Аль-Каида пока обходит родину Моисея стороной. Но нападение «на весь исламский мир» наверняка изменит географию ее мотивации. Тем более что алькаидовцы-сунниты нуждаются в «благодарности» проиранских шиитов в том же Ираке.  
Нельзя не видеть другого. В поведении Тегерана - много провоцирующего. В том числе на тот разовый удар, который внутри Ирана оправдает безальтернативность ядерных устремлений его лидеров. Вне зависимости от «одноразовых» потерь среди соотечественников. Это - Фактор №2. Увы, существует аксиома: для начала войны необходимы провокатор и поддавшийся на провокацию. В этом смысле исключать ничего не будем, по крайней мере, имея в виду американо-иранские «кошки-мышки» последних 28 лет.
Image
 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2024 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.