на главную
ЛенВМБ и ВМУЗ - Санкт-Петербург
клуб любителей еженедельника
Главная    |   Автора    |   Редакция    |   Архив    |   Форум


25 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Морская газета - 10 июля 2007; Ветеран - 16 декабря 2007, 9 сентября 2006, 22 февраля 2006.

21 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: Флот - 17 мая 2008, 16 апреля 2008, 19 марта 2008, 22 февраля 2008, 14 января 2008, 15 декабря 2007, 8 марта 2007; Морская газета - 26 апреля 2008.

4 июля 2008 // Архив пополнен номерами от: 25 ноября 2007, 1 декабря 2007, 1 января 2008.




"ИВАН - ВАШИНГТОН" И ДРУГИЕ
Автор: Елена МОРОЗОВА   
Несколько лет тому назад, сразу вскоре после трагедии с подводной лодкой "Комсомолец", в Главную редакцию публицистических передач Петербургского радио пришли двое посетителей - два бравых моряка, что было видно по особой выправке, флотскую службу в биографии не скроешь. Оказалось -бывшие подводники, специалисты, давно уж сменившие палубу на более надежную почву под ногами, готовы публично и со знанием деда заострить вопросы крайне неудачного проектирования подводных лодок. Об этом гости знали не понаслышке, самим доводилось рисковать жизнью, участвуя в испытаниях.

Название будущей передаче придумали дружно: "Капитанский мостик". Увы, подняться на этот "мостик" не довелось - тему на радио попросту прикрыли как неактуальную. Острота потери после гибели "Комсомольца" была понятна далеко не всем...

Сегодня из тех двоих ветеранов флота с нами остался только А. П. Ляликов. Eгo коллега В.П. Илларионов не дожил ни до новых страшных mpагeдuй на любимом его сердцу флоте, ни до того дня, когда крошечным тиражом вышла все-таки в свет книга "Серебряный кораблик" А. П. Ляликова с таким вот лихим эпиграфом:


Отпустили сто рублей
На постройку кораблей.
Девяносто три рубли
Пропили и про ...и,
И осталось пять рублей
На постройку кораблей.

Старая русская флотская застольная песня... Однако так ли уж она устарела?

СЛОВО ОБ АВТОРЕ

Карьера, выпавшая на долю Акима Павловича Ляликова, содержала весьма различные по форме и смыслу должности и связанные с ними обстоятельства жизни. Курсант высшего военно-морского училища. Матрос. Матрос Камчатской экспедиции активного морского рыболовства. Студент, корабельный офицер Краснознаменного Северного флота, научный сотрудник флотского НИИ, доцент вуза, доктор философских наук... В свое время он весьма убедительно доказывал, что ЗОО-летнюю годовщину Военно-Морского Флотa мы катастрофически опоздали отметить, что нынче гораздо предпочтительнее цифра 1088 - ведь князь Олег еще в 907 году ходил на Царьград, используя военные суда. Это посчитали за шутку. Тогда автор попытался с высоты огромного собственного морского опыта и немалых специальных знании подвести некоторые итоги, исследуя достижения и неудачи, которых с нашим флотом случилось много. Он написал статью "Своевременные мысли (по поводу некоторых малоизвестных налогоплательщикам проблем развития ВМФ)". В работе остановился на некоторых подробностях, связанных с одной лишь, но важнейшей проблемой - ракетно-ядерная мощь океанского ВМФ. И он, наивный, думал, что в то время это напечатают!..

Возможно, напечатают сейчас, в назидание кому-то, кто посчитал проблему решенной раз и навсегда или и поныне полагает, что ее не существует вовсе.

ГЛАВНЫЙ КОЗЫРЬ ВМФ

Им стал в конце концов именно атомный подводный флот, и даже не флот целиком, а его ракетные подводные крейсера стратегического назначения, сокращенно РПКСН.

История наших атомных подводных лодок началась в 1959 году, когда с некоторым опозданием против аналогичных усилий супостатов вступила в строй торпедная К-3 с именем "Ленинский комсомол". Но уже к 1992 году было введено в строй более 240 атомных субмарин, большая часть которых имела на вооружении крылатые и баллистические ракеты. Таким образом, мы оказались впереди планеты всей и по общему числу построенных подводных лодок, и по числy входящих в их состав ракетоносцев, и по количеству размещенных на них всевозможных ракет.

Однако главный козырь ВМФ наработал себе как минимум две серьезные проблемы: во-первых, в отношении ядерной - безопасности было далеко не все гладко. Только один взрыв реактора на ремонтирующейся лодке - а произошло это в 1985 году в одной из бухт флота - вполне заслуживает печального имени "первого Чернобыля". Во-вторых, наши подводные ракетоносцы были слишком заметны для стороннего заинтересованного наблюдателя, то есть, проще говоря, вероятного противника. И если первая проблема - экологическая опасность или безопасность - частенько опускается в военное время, когда ПОПРОСТУ НЕ ДО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА окружающую среду, то второй минус - если у лодки большая шумность, грубо говоря, не может быть сброшен со счетов ни в военное, ни в мирное время.

БЕСПЕЧНОСТЬ ИЛИ ХАЛАТНОСТЬ?

В чем причины многочисленных аварий и катастроф на атомном флоте? Их как минимум, две, с точки зрения А.П. Ляликова.

Серьезные недостатки самих ядерных силовых установок - это первое. В отличие от атомных субмарин всех флотов мира, на наших, как правило, установлено по два реактора. Спросите, зачем такая расточительность? Оказалось только такой ценой возможно обеспечить необходимую мощность и надежность силовой установки.

А ведь обеспечить ядерную безопасность на двухреакторной подводной лодке гораздо сложнее, чем на однореакторной. Однако и на тех немногочисленных однореакторных лодках, которые были построены и переданы нашему ВМФ, дела с ядерной безопасностью обстояли не всегда благополучно.Часть силовых установок использовала жидкометалпический теплоноситель (ЖМТ). Об этой новации можно сказать так: за рубежом только BМC США сделали попытку оснастить подводную лодку реактором на ЖМТ, причем одну-единственную. Опыт ее эксплуатации показал, что выгоды, которые дает ЖМТ, с лихвой перекрываются его же недостатками. И идею оставили... В Штатах. Но только не у нас! Автору "Серебряного кораблика" как-то удалось наблюдать поражающую воображение картину, касающуюся эксплуатации реакторов на ЖМТ. В одной из военно-морских баз группа беспечных матросов сливала из контейнера прямо с причала "низкоактивную" радиоактивную жидкость. Руководил операцией лихой флагманский химик соединения атомных субмарин. Кстати, такая лихость в сочетании с небрежностью нередко являлась лейтмотивом эксплуатации ядерных силовых установок на нашем флоте.

Стоит ли лишний раз говорить о возможных печальных последствиях?

Много шуму... и ничего

Ракетно-ядерная мощь ВМФ росла, но и наш вероятный противник - прежде всего ВМС США - тем временем не дремал. После второй мировой войны подводные лодки всех мировых держав перешли именно в подводный режим плавания и использования оружия. И теперь основным способом обнаружения и наблюдения стал способ гидроакустический, использующий регистрацию и классификацию излучаемых самими подлодками акустических сигналов, распространяющихся в водной среде. Вероятный противник (назовем его так) развернул беспрецедентные по масштабам исследования в области гидроакустики, быстро и надолго опередив нас в этом отношении. К примеру, когда в 1968 году с одной из подводных лодок ВМФ произошла катастрофа, и она затонула примерно в 1200 километрах от Гавайских островов то именно с помощью гидроакустических средств ВМС США было быстро обнаружено место трагедии. Американцы же на месте катастрофы провели работы по подъему фрагментов затонувшей субмарины. К середине 70-х годов на всех основных морских театрах "вероятный противник" развернул стационарные системы гидроакустического наблюдения с общим центром в военно-морской базе Норфолк.

И по сей день идут яростные споры между двумя заинтересованными сторонами - представителями всевозможных учреждений ВМФ и специалистами - гидроакустиками. "Самые бесшумные подводные лодки в мире" - разумеется, наши, отечественные, - на поверку оказываются довольно заметными по гидроакустическому полю. Мировым рекордсменом являлась построенная огромной серией ракетная лодка проекта 675 - на флоте ее с оттенком горечи именовали "раскладушкой". Ее изрытый чудовищными выемками корпус в сочетании с грохочущими механизмами являл собой прекрасный излучатель шума! Недалеко отставала от этого монстра по шумности построенная в одном экземпляре атомная торпедная подводная лодка, поставившая мировой рекорд скорости подводного хода.

КАК ГОВОРЯТ ФЛОТСКИЕ ОСТРЯКИ...

...если завтра дадут деньги, то послезавтра в океан выйдут "улучшенные" копии "раскладушек" и "Иванов-Вашингтонов".

Последнее - не что иное, как говорят в народе, наши 16-ракетные подражания подводным лодкам ВМC США типа "Джордж Вашингтон".

Основания для острот такого рода, к сожалению, есть. Ведь очень долгое время в официальных средствах массовой информации говорилось, что в СССР с морским флотом все и всегда было хорошо, что наше государство достигло невиданного морского могущества, что именно у нас были созданы самые лучшие, самые-самые...

Возьмем, к примеру- трагически погибшую атомную субмарину "Комсомолец". Специалистам отлично известно: и задумана она была очень-очень давно, и строилась очень-очень долго, и пока создавалась, военно-морская ситуация уже стала иной... Не обсуждая перипетий, что привели к трагедии, отметим: речь идет о несколько морально и физически устаревшей экспериментальной субмарине.

И ЧТО ЖЕ СОВЕТУЕТ АВТОР?

Опираясь на свой богатый практический опыт подводника, он пишет так, касаясь кораблестроительной программы ВМФ ХХI века:

"1. господа, разберитесь наконец с шумностью, особо - с причинами генерации сверхнизкочастотных составляющих гидроакустического поля наших ракетоносцев...

2. стройте только однореакторные лодки с естественной циркуляцией экологически безопасного теплоноситепя...

3. забудьте о жидкостных ракетах...

4. господа, поймите же наконец, что условия берегового базирования не менее важны, чем любые боевые качества самих лодок, поэтому инфраструктура должна опережать строительство кораблей, как надводных, так и подводных..."

Видите, господа читатели, какие это простые истины!.. Жаль только, что они в достаточной степени не усвоены тем, кем надо.

ГОРЬКИЕ ФАКТЫ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Кораблестроительном институте, теперь Морском техническом Университете, ученые изобрели уникальную систему подъема подводных объектов. Толчком для этой научной разработки послужила именно авария "Комсомольца". В Приморске были проведены успешные испытания подъемной установки: учебная торпеда - в точности форма подлодки, действующая модель - была поднята со дна Финского залива. В 95-м году работу прекратили из-за отсутствия финансирования...

Ученые не оставили своей идеи спасения моряков в экстремальных ситуациях. Чуть позже в том же вузе была разработана система подбора спасательной камеры подлодки "Комсомолец". Увы, на дальнейшую работу, в частности на эксперименты, денег не нашлось. А нет денег - значит и делать ничего не нужно. Случись что экстремальное - успеем!..

В ситуации в Баренцевом море в августе 2000 года не успели...

Елена МОРОЗОВА

 
« Пред.   След. »


поиск


подписка

ОК









Рейтинг@Mail.ru
Copyright © 1998-2017 Входит в Центральный Военно-Морской Портал. Подписка на газету: (812)311-41-59. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Вопросы и предложения. Создание сайта - компания ProLabs.