При чтении статьи "Народ Торы и табака", помещенной в журнале "Итоги" (25 июля 2000, автор Алла Астахова, с. 46-50), невольно возникает вопрос кому и зачем понадобилось смешивать "в одном флаконе" правду и ложь о малом крымском народе, остатки которого жи-вут в наше время на Украине, в Литве и по всей России?
Автор статьи собрала довольно большой фактический материал по истории караимов, но преподносит его в таком контексте, который не только искажает исторические факты, но гра-ничит с прямыми оскорблениями в адрес всего караимского народа и его наиболее уважаемых представителей.
Начнём с заглавия статьи: "Народ Торы и табака".
Да, караимская религия признает только Библию. Точнее наиболее древнюю ее часть - Ветхий Завет (пять книг Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Но эти книги признаются в религиях многих народов, в том числе православной, католической и даже магометанской. Почему же автор указывает на Пятикнижие в его древнееврейском названии Тора, как на ос-новную особенность караимов? О том, что Тора и Ветхий Завет, по существу, синонимы умал-чивается Почему?
Да, некоторые, если оценивать по количеству - то доли процента из общего числа караи-мов, в дореволюционные времена занимались табачным бизнесом. Большинство же из них бы-ли военными, врачами, педагогами, инженерами, юристами, государственными деятелями, уче-ными, садоводами, животноводами, ремесленниками и представителями многих других про-фессий. Почему же тогда караимы "народ табака"? Почему?
Можно задать автору вопрос. Как бы, по ее мнению, отреагировали, англичане, если бы нашелся автор, который назвал их "народом консерваторов и пиратства", или евреи, на назва-ние "народ талмуда и денег", итальянцы - на "народ фашизма и макарон" и т. п.?
Среди англичан были, конечно, пираты, среди евреев - денежные мешки, среди итальян-цев - фашисты, среди караимов - табачные дельцы. Но разве можно относить эти характери-стики ко всему народу? Любые подобные обобщения обидны и несправедливы, так как распро-страняют черты отдельных личностей на весь народ, а в рассматриваемом случае выбирается даже совсем не характерная черта.
Таких однобоких и потому оскорбительных для народа названий - кличек можно приду-мать много. Но зачем?
Подзаголовок статьи звучит так: "Крымские караимы - малочисленный народ с относи-тельно благополучной судьбой по-прежнему остаются загадкой для этнологов и историков".
Итак, два тезиса: у караимов - относительно благополучная судьба, они - являются загадкой для этнологов и историков.
Первый тезис. В чем автор видит относительно благополучную судьбу караимов? Оказы-вается в том, что они до революции, уже со времен Екатерины Второй, т.е. с момента присое-динения Крыма к России, имели практически равные права со всем основным населением им-перии. Они не подвергались репрессиям и ограничениям по месту жительства, среди них были градоначальники в городах Крыма, наставники наследника престола в Персии, их жилища и храмы посещали русские цари Александр Первый и Николай Второй. Во время оккупации Крыма, немцы расстреливали только тех караимов, которые участвовали в сопротивлении. По-сле Великой Отечественной Войны караимы не подверглись депортации.
Автор не объясняет, чем эта благополучная судьба отличается от судьбы большинства ос-тальных народов России?
Да, караимы всю свою историю были лояльны существующей власти, и отличались осо-бой честностью, храбростью и верностью. Поэтому власть не выделяла их по национальному признаку из общей среды народов России.
Не случайно, например, литовский князь Витовт (Витаутас) шестьсот лет назад вывез из Крыма примерно пятьсот караимских воинов с их семьями, и поселил их вокруг своей резиден-ции, замка в Троках, в качестве личной гвардии - охраны. Видно глубоко доверял он этим ино-земцам. Уважение к переселенцам караимам до сих пор сохранилось в Литве и шестисотлетний юбилей переселения был в 1997 году отмечен государственным праздником и выпуском специ-альной юбилейной серебряной монеты достоинством в 50 лит (см. рисунок).
По этой же причине (лояльность, верность родине) караимы не подверглись депортации. Что тут особенного? Почему делается акцент на благополучную судьбу?
Второй тезис. История и происхождение караимов остались загадкой только для людей, которым хочется видеть в этом вопросе загадку.
Официальные данные. Перепись населения СССР в 1959 году (смотри, например, "Наука и жизнь", №10, 1967, статью доктора географических наук С. Брук по результатам пе-реписи).
"Народы СССР численностью менее 100 тыс. человек.
Алтайская семья. Тюркская группа (в тыс. человек)
22. Уйгуры 95,2 23. Карачаевцы 81,4 24. Хакасы 56,6 25. Алтайцы 45,3 26. Балкарцы 42,4 27. Ногайцы 38,6 28. Шорцы 15,3 29. Караимы 5,7 30. Тофалары 0,6…"
Здесь же приведена карта компактного проживания всех перечисленных национально-стей, на которой, применительно к караимам указаны Крым и Литва.
Большая Советская энциклопедия (1973 г., т. 11, стр. 379). "Караимы, немногочислен-ная народность, живущая в городах Крымской и некоторых других областях УССР, Трокайском районе Литовской ССР, а также в Польше"… "Караимы считаются потомками тюркских пле-мен, входивших в Хазарский каганат"…
Историко-научные данные. Журнал "Наука и жизнь" № 5, 1971 г., "Предки тюркских народов", автор доктор исторических наук В. Алексеев. В статье среди других вопросов, ка-сающихся переселения тюркских народов, подробно описаны результаты почти тридцатилет-них антропологических исследований скелетов из раскопок в Белой Веже - Саркеле (профессор В.В. Гинзбург с сотрудниками), раскопок караимского кладбища в Крыму, а также антрополо-гических исследований скелетов, найденных на окраинах древних крымских городов Мангуп-Кале, Эски-Кермен и др. (К.С. Мережсковский). В результате сравнения данных измерений че-репов было установлено "… караимская серия как раз занимает срединное место между хазар-ской и крымской". Делается вывод "караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью". Заметим, что к аналогичным выводам, совершенно незави-симо, пришли также итальянские антропологи еще в 1934 году, после того, как провели демо-графические, антропологические и медико-биологические обследования караимов (см. итальян-ский журнал Scietia за 1934 год, на который ссылается А. Астахова).
В цитированной выше статье В. Алексеева приводится также карта с показом пути, по ко-торому шло переселение предков караимов из прародины тюркских народов Алтая в Крым и Литву. Где же загадка?
Попробуем ответить на возникшие вопросы. Завуалированные ответы на них можно найти и в статье А. Астаховой в виде намеков, иронически-насмешливых и косвенных замеча-ний, которые пытаются подвести читателя к выводу, что караимы это не национальность, а, по выражению А. Астаховой, некая "этнографическая общность", которая по существу является еврейской сектой.
Действительно, как можно иначе истолковать сентенции, которыми изобилует статья. Приведем некоторые из них.
"И разве не заманчиво вспомнить о таинственных хазарах, принявших иудаизм и жив-ших в Крыму в IX-X веках, а потом девшихся неизвестно куда …"
"… то, что мы знаем о крымских караимах, позволяет констатировать только одну вещь: историческое прошлое этой этнографической общности неопределенно… Чисто антрополо-гически не исключено, что у них есть значительные тюркские примеси. Но какие?"…
"… история благоволила караимам - им не раз удавалось благополучно миновать многие ее опасные повороты".
"Караимы не замедлили воспользоваться данными им правами - начался их исход из Крыма во внутренние губернии России".
"… послевоенная депортация народов, по счастью, их не затронула".
"… у караимов появился еще один шанс - стать национальностью, делающей бизнес на туристах".
"… Илья Леви стал прототипом "сына турецкоподданого" из знаменитого романа… Из-вестно, что он пережил гитлеровский режим (в Берлине ) и даже не был в концлагере".
"… повезло во второй раз - незадолго до войны они успели доказать, что не являются евреями по крови и имеют тюркские корни".
"… в 1919 году Шапшал (глава караимской религиозной общины ) бежал в Турцию - по преданию, спрятавшись в тележке угольщика".
(Слова, выделенные жирным шрифтом, и примечания в скобках к цитатам, авторов).
Теперь становится ясным почему "народ Торы", почему "их дело - табак", по сравнению с каким народом у караимов "относительно благополучная судьба", почему хазарские корни караимов - это "загадка".
Мы с большим уважением относимся к, перенесшему в прошлом большие невзгоды, та-лантливому еврейскому народу, но мы не хотим быть сектой даже при столь большой, влия-тельной и уважаемой нации. Не ясно: почему, вопреки фактам и имеющимся историческим и научным данным, этого хочется А. Астаховой?
Наш маленький крымский народ не просто "этнографическая общность", а националь-ность. Эта национальность имеет свою историю, свою религию, свой язык, свою культуру, свои обычаи, свое место компактного проживания, наконец, свой характер, основными черта-ми которого являются лояльность, честность и верность. Вот эти слова и следовало бы А. Астаховой поставить в заголовок статьи и привести в соответствие с ними ее содержание.
По поручению группы караимов города Санкт-Петербурга
А.И. Григулевич Город Санкт-Петербург 198005, а/я 137
|