Указания, полученные мной в редакции по очередному заданию, были четко ориентированы по месту и времени: в 14.00, в четверг, прибыть в здание Морской администрации порта Санкт-Петербург, получить пропуск на территорию самого порта и подняться на борт ледокола "Семен Дежнев", с тем чтобы в 8.00, в пятницу, выйти на нем в море.
Однако динамичная портовая жизнь быстро внесла свои коррективы. Миновав без проблем КПП порта и выяснив, где именно швартуются ледоколы, я временно стал гостем экипажа другого портового ледокола - "Капитан Измайлов". Отсюда, с капитанского мостика, вахта связалась с "Дежневым", который как раз вел очередной караван судов в Петербург.
За время недолгого ожидания в кают-компанию "Капитана Измайлова" спустились еще два моряка из экипажа "Дежнева". В 16.00 они должны будут заступить на вахту. Пока гостеприимные хозяйки кают-компании поили нас горячим чаем, картина за иллюминаторами изменилась - вид на причалы заслонил строгий корпус "нашего" ледокола. "Семен Дежнев" швартовался у стенки напротив.
"Случай - есть имя непознанного закона". Это изречение древнего философа само собой вспомнилось в ходе беседы с капитаном "Семена Дежнева". Как выяснилось, Михаил Вячеславович Шадский лишь недавно - 15 ноября 2000 года - принял судно под свое командование. А до этого он 19 лет проработал именно на ледоколе "Капитан Измайлов" - от третьего до старшего помощника капитана. В общем, неплохо, что "Дежнев" задержался на проводке, и теперь я мог хотя бы поверхностно судить о различиях между портовыми ледоколами двух разных типов и вполне оценить одинаковое морское гостеприимство экипажей обоих судов.
"Семен Дежнев" простоял у причала всего чуть более двух часов. А Михаил Вячеславович легко объяснил мне относительность моих бумажных планов насчет отплытия в 8 утра. Дело в том, что ледоколы зимой находятся в режиме "боевого дежурства". То есть работают в море не по расписанию, а по необходимости: когда суда, не приспособленные для плавания во льдах, выходят из Петербурга, либо входят в порт. Портовые ледоколы "Капитан Измайлов", "Семен Дежнев" и однотипный с ним "Иван Крузенштерн" осуществляют ледовую проводку от Питера до Приемного буя (чуть западнее Кронштадта), а крупные линейные ледоколы "Ермак", "Капитан Сорокин" и "Мудьюг" ведут караваны судов дальше - до самой кромки льда. Так, в принципе, должно быть, но нынешняя зима выдалась какой-то особо "тропической", и ледяной покров Финского залива практически не распространился дальше Приемного буя… Ну а пока "Семен Дежнев" в ожидании заявок на проводку отдыхал у причальной стенки, я смог побеседовать с капитаном, не отвлекая его от дел.
Михаил Вячеславович Шадский на флоте с 1976 года, на ледокольном - с 81-го. Женат, двое детей. Причем и супруга Маргарита Владимировна, и дети далеко не равнодушны к профессии главы семейства. Старшая дочь Наталья, как сказал сам Михаил Вячеславович, "выросла на ледоколе". Еще в семилетнем возрасте довелось ей прочувствовать, что такое нормальный шторм - в Выборгском заливе. Сын Евгений заканчивает школу и намерен поступать в Морскую академию имени Макарова - продолжить дело отца.
Кстати, о Выборгском заливе. Пусть не подумает читатель, что портовый ледокол - это нечто способное лишь на короткие прибрежные рейсы. Суда эти в свое время работали весьма активно. Знакомы им и полярные широты, и южные моря. Однотипный с "Дежневым" "Крузенштерн" как-то побывал даже в Индии. Так что экономный режим их использования сейчас - совсем не признак субтильности техники.
К технике мы скоро вернемся. А тем временем любезная хозяйка кают-компании Вера Дмитриевна Сидоркина привела в идеальный порядок выделенную мне каюту, и пока свободные от вахты моряки ужинали, ледокол плавно отошел от причала и направился к выходу из порта. Там он "прихватил" в караван очередное судно, нуждающееся в ледовой проводке.
Как уже известно читателям нашей газеты, порт Санкт-Петербург из года в год наращивает товарооборот, и даже в зимнее время на фарватере в северную столицу продолжается интенсивная навигация. Чтобы работать с наименьшей суетой и с наибольшей эффективностью, капитаны и штурманы ледоколов организуют ледовую проводку не только силой корпусов и двигателей своих судов, но и разумным советом. Особенно в условиях нынешней зимы, когда лед непрочен, нет нужды проводить караваном каждого входящего и выходящего. Многие крупные суда легко справляются с тонким ломаным льдом на фарватере. Им помощь ледокола ни к чему, но и сами они могут послужить "локомотивом" для судов послабее, типа река-море. Такие караваны нередко организуются перед выходом из порта. Вообще, многие моряки-ледокольщики буквально наизусть знают основные размерения и технические характеристики большинства типов судов, бывающих в петербургском порту.
А я, чтобы поближе познакомиться с характеристиками "Семена Дежнева", был представлен главному механику судна Леониду Петровичу Василенко. С этим супергидом, который, похоже, знает смысл и параметры каждой гайки на корабле, мы прошли нижние палубы "Дежнева" из кормы в нос, останавливаясь на самом интересном.
Надо сказать ледокол этот имеет почтенный для судна возраст. Как раз 31 декабря сего года исполнится 30 лет со дня передачи его флоту. Кстати, на должности капитана судна Михаил Шадский сменил Леонида Семеновича Исаченко, который командовал "Дежневым" с самого первого дня, а теперь, формально уйдя на пенсию, все так же нужен флоту - продолжает работать в порту.
И сейчас в экипаже ледокола неизменно "на 5 баллов" работают опытнейшие моряки, которые в 1971 году принимали его у промышленности. Это второй помощник капитана Юрий Николаевич Федченко, боцман Виталий Борисович Хилобоченко и старший электромеханик Александр Станиславович Лягушник.
Александра Станиславовича с группой вахтенных моряков мы как раз застали "на боевом посту" - у широкого пульта управления всем электромеханическим хозяйством ледокола.
Хозяйство это заслуживает особого внимания. Если раньше, как рассказали специалисты ледокольной БЧ-5 при запуске двигателей все дизельное машинное отделение заволакивало густым черным дымом, то теперь даже запах выхлопа там едва ощутим. Дело в том, что в позапрошлом году на "Дежневе" установили три новейших дизеля голландской сборки. Машины имеют электронное управление, то есть каждая оснащена миникомпьютером, который через жидкокристаллическую приборную панель информирует механика о "самочувствии" дизеля. Правда, связь эта довольно односторонняя. Вмешательства механиков новые машины не приветствуют. Общаться с ними на равных может только программист-наладчик от фирмы изготовителя.
Голландские дизели - далеко не единственное "сердце" ледокола. Есть еще генераторы постоянного тока и, наконец, три гребных электродвигателя, передающих усилие на два кормовых и один носовой винт, Все это мощное электрохозяйство на "Дежневе" родное, работающее без особых проблем с 71 года. Спасибо ленинградской "Электросиле".
Наблюдая работу экипажа ледокола, невольно обнаруживаешь сходство с ритмом жизни военного корабля с образцово подготовленной командой. Идеальный порядок и чистота во всех помещениях, четкая смена вахт, отличное взаимопонимание и доверие к профессионализму друг друга.Наиболее заметное отличие, пожалуй, только в том, что за сутки я ни разу не слышал работу внутренней громкоговорящей связи. Никто из 38 членов экипажа "Дежнева" совершенно не нуждается в громогласных напоминаниях распорядка дня или чего-либо иного, связанного со служебными обязанностями.
Интересная особенность - в зимний период на ледоколе два старших помощника капитана: Сергей Николаевич Зубков и Валерий Михайлович Константинов. Втроем с капитаном они сменяют друг друга на главной вахте - на капитанском мостике.
Это важнейшее помещение корабля превосходно оснащено современной техникой навигации и связи. Не вдаваясь в детали, можно сказать, что заниматься ледовой проводкой "Дежнев" может в любое время суток, при любой видимости, в любом тумане, да хоть с заколоченными наглухо иллюминаторами. При этом навигационно-радиолокационный комплекс судна не только отображает на широких экранах морскую обстановку в реальном времени, но может по желанию оператора вычислить параметры движения любого судна в зоне досягаемости локатора. Команда корабля дружно отмечает, что Морская администрация порта Санкт-Петербург, не дожидаясь никаких заявок от плавающих моряков, регулярно совершенствует бортовое оборудование всех ледоколов. Ведь безопасность плавания в восточной части Финского залива - это уже "фирменный конек" МАП.
Сутки моего пребывания на борту "Семена Дежнева" прошли в размеренном ритме ледового "боевого дежурства". Флаги разных государств доверительно выстраивались в кильватере за крепким ледоколом с российским триколором. Слова "спасибо за проводку" на русском и английском языках рефреном звучали на капитанском мостике. И все происходящее спокойно свидетельствовало: есть у нас все возможности обходиться без обеих извечных российских бед. Во всяком случае главная морская дорога на Петербург работает исправно, и дураков здесь нет - они тут просто не приживаются, среда неподходящая…
Капитан 3 ранга А.ПЫЛАЕВ.
|