Посвятившие свою жизнь защите морских глубин военморы знают, что символом подводных сил России является дельфин. Под этим названием вошел в историю первый отечественный корабль подводного флота (на снимке). Спроектированный в 1901 году в нынешнем ЦМКБ "Рубин" под руководством И.Г. Бубнова, он принял участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Именно в этот период, Высочайшим повелением 31 марта 1904 года (в день гибели С. О. Макарова) миноносцу N 150 (до этого N 113), как и другим подводным кораблям, было присвоено имя. Спустя почти 70 лет, в мае 1972 года, дельфин на законных основаниях украсил эмблему россиян- подводников. Однако сегодня даже среди подводников мало кто знает, что означает знак Дельфина. Не знали этого и мы, участники военно-морской секции общества "Возрождения Петергофа". Только любовь к шедеврам Морской резиденции России и случайное наблюдение подтолкнули нас к исследованию. Гуляя по паркам Петергофа (Двора Петра), мы обратили внимание на фигурку дельфина у ворот Верхнего сада. Больно необычен был образ чешуйчатого зверя с трехлистным "оперением" хвоста.
Мы вернулись в парк и подсчитали, что только Верхний сад охраняют 32 дельфина и 3 дракона. Именно охраняют, поскольку изображения дельфинов окружали все основные монументы фонтанов: Межеумного, Нептуна, Дубового и двух Квадратных. Обозначив, в связи с этим, дельфинье войско как «гвардию Петергофа» («гвардеец», буквально означает «телохранитель»), мы спустились в Нижний парк. Здесь дельфинов оказалось еще больше. У фонтана «Солнышко» их - 12. На большом каскаде их - 14. Пять дельфинов на Золотой горе– На Китовом (Песочном) фонтане их всего четыре. При этом известно, что «кит» переводится как «большая рыба». Такое же значение у древних россов имело слово «дельфин». У ранних христиан в этой связи Дельфин обозначал Воскресение. У Древних Греков (предвестников российской военно-морской культуры) культ Дельфина (Дельфиния) более почитаем.
Связывался он с образом Аполлона. Победив Дракона, охранявшего святой источник у прорицалища горы Парнас, он превратился в Дельфина и пробрался на корабль критских мо-реходов. Те так понравились ему, что Аполлон привел их в свой храм и сделал жрецами Дельфийского оракула. Позже это место и город стали называться Дельфами. Такая трактовка истории Аполлона крайне символична, поскольку он является для греческой мифологии пришельцем. По версии Н.А. Куна, его образ заимствован реками от малоазийцев, у которых был бог Апелюн. Он считался покровителем и защитником (!) жилищ, городов и стад. Его идолом у хеттов была колонна на входе в город, которой поклонялись все приходящие. Принято, что со временем Аполлон превратился в божество света и солнца.
Точно не установлено, но этому могут быть «северные» корни. По северной версии «светозарный» Аполлон являлся выходцем из Супербореи. Она располагалась в Карелии и на Кольском полуострове. Помимо самой «светозарности», в доказательство этой версии приводится факт существования здесь «пупа Земли», подобного тому, что имеется в храме Аполлона в древних Дельфах. Насколько правомерна эта версия, судить трудно. Важно, что все это «замешано» на образе Дельфиния. Согласно греческой мифологии, так называли Дракона, который охранял святой источник. Аполлон убил Дельфиния и бросил его на солнце, где тот истлел. Это стало основой нового для Дельфиния имени - Пифон (гниющий). Еще его называли Тифоном. В результате мифологический дельфин обретает три драконовских имени: Дельфиний, Пифон и Тифон. В таком виде он пред-стает на Малом гроте (Шахматной горе) Петергофа.
Однако перед этим на пути от Большого каскада посетители видят его в образе Тритона у здания Оранжереи. Тритон (человек-дельфин) раздирает пасть Дракону и символизирует победу в Гангутском сражении 1714 года. В отличие от курьезного Самсона со львом этот фонтан передает истинную картину победы Человека над драконом, живущим в каждом из нас. Убить в себе зверя трудно, но необходимо, чтобы «второе пришествие» в Океан было разумным, а не разрушительным. В этом свете очевидна содержательная несостоятельность образа Самсона. После Полтавской победы 27.06.1709 года во время службы отец Сергий из-за длинных волос сравнил Петра Великого с Самсоном (созвучным с Сампсоном). Самсон библейский герой, имевший всю силу в волосах. Далида (Далила), жена-предательница обрезала ему волосы, когда он спал, что привело к захвату Самсона его врагами.
В скульптуре же на Большом каскаде в Петергофе длинных волос нет. М.Козловский, реставрируя в 1801 году изображение Геркулеса, созданного Б.Растрелли, воспроизвел Геракла - победителя немейского льва (порождения Тифона и Ехидны), обитавшего у города Немеи на северо-востоке Пелопоннеса. Сделал он это, очевидно, по античной скульптуре Лисиппа IV века до н. э. из Эрмитажа. Однако Геракл, в отличие от Геркулеса, не разодрал пасть льву, а задушил его после того, как оглушил палицей. У Большого Грота Петергофа голова Геракла появилась, думается, преднамеренно. Связано это, наверное, с тем, что фонтан «Самсон» виделся М. Козловскому как «шутиха». Такой взгляд соответствует подходу Петра, поскольку многое из того, что есть в Большом Гроте (каскаде) предназначалось для развлечения и удивления гостей. Приданный позже героический пафос делает статую Самсона пародией, несоответствующей историческому значению аналогии Петра Великого и Библейского героя Самсона.
В виду этого истинным символом Петергофа, прославляющим морские победы России, представляется образ Тритона, раздирающего пасть морскому Дракону. Дракон, как образ морских глубин, олицетворяет жуткую тайну бездны, тьмы и бездушия. Именно это делает знак Дельфина-человека (Тритона) особенно символичным. Через познание дельфинов, «людей моря», человек становится Человеком, освобождается от звериного - потребительского отношения к природе.
Такая трактовка для подводников не случайна. В XXI веке под знаком Дельфина подводники могут стать самыми «чистыми» миротворцами. История знает, что дельфины использовались человеком и как средство передвижения, и как пастухи кефали– XX «кровавый» век принес с собой попытки сделать дельфинов террористами, губителями подлодок. Однако слава разуму, эти тенденции не получили широкого распространения. Истинным предназначением дельфина остается роль Спасителя. Именно в этом качестве образ дельфина проходит через всю историю человечества. Крупнейшим американским исследователем дельфинов Ф. Г. Вудом доказано, что образ спасателя связан с рефлексом дельфина к выталкиванию. Так устроена его дыхательная система, так он спасает себя, сородичей и– людей. Так же спасаются и спасают подводники. Они самой жизнью обречены на действия по схеме «один за всех и все за одного».
В этом видится главный смысл знака Дельфина, под которым проходит служба российских подводников. Возможно, существуют и другие мнения на этот счет? Хотелось бы прочитать о них на страницах «Морской газеты».Что же касается самой эмблемы подводных сил России, то ее, очевидно, необходимо привести в соответствие с современными требованиями и настоятельно рекомендовать к использованию в боевой, повседневной и праздничной жизни флота. Вера в идеал Дельфина дорогого стоит. Ведь под этим знаком за чистые помыслы и спасительную миссию России и умереть, на мой взгляд, не страшно.
|