Визитная карточка: Анатолий Владимирович Черных. Родился в 1954 году в Оренбурге. После учебы в школе поступил в Орловское художественное училище. По окончани работал преподавателем. Был призван в ряды Советской Армии. Срочную службу проходил в Воздушно-десантных войсках. В запас ушел в звании сержанта.
В 1982 году поступил в Академию Художеств. С 1988 по 1993 годы работал преподавателем рисунка и живописи в Академическом художественном лицее имени Б.В.Иогансона Российской академии художеств. В 1991 году принят в Союз Художников СССР.
Для тех, кто внимательно следит за творчеством петербургских художников, имя Анатолия Владимировича Черных говорит о многом. Оно и понятно. Ведь он один из тех мастеров кисти, полотна которого можно нередко увидеть не только на российских, но и на зарубежных выставках и вернисажах. Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова, Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Государственный культурный центр - музей В.С.Высоцкого, Российская национальная библиотека - вот далеко не полный перечень тех мест, где хранятся работы петербургского художника.
На слуху имя Анатолия Черныха и у частных коллекционеров. И не случайно, что сейчас его картины можно встретить в частных коллекциях любителей изобразительного искусства США и Канады, Бразилии и Норвегии, Швеции и Финляндии, Франции и Германии, Италии и Греции, Израиля, Австралии и Японии.
Знакомо творчество самобытного художника и тем военным морякам, ветеранам ВМФ, кто хотя бы раз побывал в Музее подводных сил имени А.И.Маринеско, где в настоящее время нахоятся две работы Анатолия Черных: писателя-мариниста Крона, выпустившего в свет известную книгу "Капитан дальнего плавания" и легендарного подводника, чье имя носит названный музей.
Рисует свои полотна Анатолий Владимирович Черных, как правило, в центре старого Петербурга. Там, в тихом городском дворике, что близ Никольского Морского собора, и находится небольшая художественная мастерская, в которой недавно и побывал автор этих строк. Хозяин встретил представителя флотской прессы радушно Усадил меня за стол, на котором были разложены толстый альбом с репродукциями его картин, красочные проспекты, а сам начал расставлять в центре мастерской уже написанные им картины и офорты. Знакомство с новыми и уже ранее созданными работами проходило на фоне рассказа мастера кисти о себе, своем творчестве.
Вскоре я уже знал, что его путь в мир искусства имеет некое мистическое начало. Во время таинства крещения его в православной церкви священник, передавая мокрого и орущего младенца на руки крестной матери сказал, что малыш станет большим художником. Своеобразное пророчество стало сбываться, когда Анатолий пошел в школу. Рисование стало для мальчишки любимым уроком. Уже тогда какая-то неведомая сила стала непреодолимо тянуть его на лоно природы. Увиденные в поле колокольчики, васильки, ромашки начинали затем как в зеркале отражаться в его рисунках. В Оренбурге он стал ходить в художественную школу. А когда получил аттестат зрелостиоб окончании средней шкоы, уехал в Орел, где без труда поступил в художественное училище.
Школой мужества тала для Анатолия Черных служба в Воздушно-десантных войсках. Там молодой десантник наполнял небесной синевой не только парашют, но и свои рисунки, в которых запечатлевал ратныебудни своих друзей. Эти художественные работы часто появлялись на страницах газеты Московского военного округа "Красный воин". Тогда он по-настоящему оценил прекрасное воинской службы. Понял, что смелых, мужественных, бесстрашных людей не могут обезобразить даже боевые шрамы.
После службы в ВДВ бывший сержант Черных приезжает в Ленинград, где и сбывается его самая заветная мечта: он становится студентом Академии Художеств.
Первые его работы показали, что творчество молодого художника не подинется стандартной квалификации. Оно выделялось и философской глубиной и нестандартным взглядом на окружающую действительность, а при стремлении к некой общей универсальности в нем все же просматривается неразрывная связь с культурным наследием России.
В студенческие годы настоящую известность Анатолию Черныхпринесли полотна, написанные под впечатлением песен Владимира Высоцкого. В художественных конкурсах они не раз занимали первые места. Его дипломной работой стала тема: "Певец и Время, Владимир Высоцкий". "Серия -"Певец и Время" - ударила меня своей мощью, силой тональных отношений", - так отозвался тогда о ней академик, действительный член Академии Художеств СССР Ю.М.Непринцев.
В 1988 году учеба в академических стенах была успешно завершена, и выпускник получил назначение на должность преподавателя рисунка и живописи Академического художественного музея имени Б.В.Иогансона Российской академии художеств.
Настало время расцвета его таланта. Полотна Анатолия Черных стали чаще появляться на отечественных и зарубежных выставках. Созданные им портреты, графические этюды и натюрморты были наполнены глубоким лиризмом,дыханием жизни, чистотой человеческих чувств. Их отличала превосходнаятеника, острота композиционных решений, нестандартность мышления. Было видно, что еще одна река стремительно и мощно стала втекать в русское искусство.
"Зачем ты, путник ищешь орхидею: недолговечна красота цветка". Эти слова восточного мыслителя Се Тяо я прочитал под одной из репродукций картины художнка Анатолия Черных.
-Анатолий Владимирович, - а вы ищете орхидею в своей жизни? - спросил я своего собеседника.
- Конечно, - улыбнулся художник, - я постоянно нахожусь в поисках красоты. А она, как известно, свойственна не только цветам. Смотрите...
Мы вместе стали рассматривать картины под названием "Афродита", "Одиночество. Бессонница", "Вспоминая Египет", "Ответ П.Гогену" и другие. Все они были раными, но по-своему прекрасными и неповторимыми. Глядя на них, я белой завистью позавидовал тем людям, которые уже имеют у себя дома работы художника Анатолия Владимировича Черных. Словно угадав мои мысли, собеседник взял цветной проспект, где были тиснуты репродукции его лучших полотен, и поставил на нем свой автограф. Я с благодарностью принял этот проспект, внутри которого шли строчки:
"...- Хрупкий мир цветка, одиноко горделивого среди огромных собратьев,
- Мир причудливых раковин, таинственной обитательницы морских глубин,
- Призрачный мир петербургских улиц,
- Мир женщины - загадочный и одновременно реальный, осязаемый...
Перед нами предстает изысканная, тонко сгармонированная гамма нежнейших и звенящих тонов и оттенков, овеществляя живую и динамичную картину мира..." Автор этих слов известный в Санкт-Петербурге искусствовед Наталья Попова. От себя добавлю: после моего пребывания в мастерской художника и знакомства его прекрасными работами с таким отзывом специалиста, тонко чувствующую красоту, отраженную на холстах, невозможно не согласиться.
|